0/5

Будущее без кассиров и очередей: как развиваются «умные» магазины

Будущее без кассиров и очередей: как развиваются «умные» магазины
время публикации: 10:00  18 декабря 2020 года
Как развивается сегмент магазинов без кассиров в России и за рубежом? В чем заключаются основные преимущества такого формата, и способны ли беспилотные магазины заменить традиционные в обозримом будущем?
К 2025 году объем рынка IoT (Интернет вещей) в розничной торговле может перешагнуть планку в $94 млрд, и большую долю рынка займут «умные» магазины. Одно из перспективных направлений – технологии, позволяющие совершать покупки без кассиров. Фактически, это новый уровень касс самообслуживания, развитие которого отчасти ускорилось из-за пандемии и стремления людей сохранить социальную дистанцию. Система уже есть во всем мире: Amazon Go и Grabango в США, Zippin в Бразилии. 
Будущее без кассиров и очередей: как развиваются «умные» магазины
В России одной из первых систему покупок без кассира предложила компания Briskly, работающая с сетями «Азбука вкуса», «Улыбка радуги» и другими, а также установившая автономные микромаркеты в 40 городах РФ. О том, как развивается технология беспилотных магазинов за рубежом и в России, в чем ее преимущества и недостатки и способна ли она заменить традиционный формат, рассказала директор по маркетингу Briskly Вероника Климова.


Западный опыт

Первый «умный» магазин без продавцов предложила компания Amazon, начав тестировать этот формат в Сиэтле в 2016 году среди своих сотрудников. Продажи осуществляются через приложение от Amazon, в котором покупатель получает персональный QR-код для входа в магазин. Товары можно брать с полок и уносить с собой. Благодаря камерам с машинным зрением, нейросеть распознаёт поведение покупателей: система сама «видит», когда товар взяли, вернули обратно или поместили «в корзину», а главное, «понимает», кто его взял. В итоге, покупатель просто выходит из магазина через специальный турникет, система считает сумму и списывает со счета Amazon или привязанной в приложении карты.

В январе 2018 Amazon Go (так компания назвала «умные» магазины) открылся для массового потребителя, а осенью появилась информация, что компания намерена к 2021 открыть 3 тысячи таких точек. Однако к 2020 году сеть разрослась только до 26 магазинов в США.

В то же время стали подключаться и европейские ритейлеры: спортивная сеть Decathlon в Германии запустила кассу в смартфоне в 81 магазинах сети. Решение «Scan, pay, leave» в партнёрстве с британским стартапом MishiPay продвигали и раньше во флагманах, но на всю страну запустили только сейчас. Причина - желание сократить контакты покупателей и кассиров в новых условиях. Кассы самообслуживания здесь не требуются.

Немецкий Kaufland (также присутствует в Польше и Чехии) позволил покупателям использовать как магазинные сканеры, так и смартфоны с установленным на них приложением. И если раньше в Европе система присутствовала только в крупных сетях, в условиях пост-пандемии почти все ритейлеры добавили решения по самообслуживанию. 

Впрочем, не везде касса в смартфоне прижилась - в 2018 году Walmart запустил и вскоре свернул Scan&Go в своём приложении, так как покупатели в большинстве случаев не справились с новой механикой.

Сложности возникали с взвешиванием товаров, сканированием свежих фруктов и овощей. Также, в сети до сих пор значительная доля расчётов происходит наличными. Вместо мобильных технологий, в Walmart решили продвигать сервис моментальной покупки с ассистентом: сотрудник в торговом зале сканирует товар, платежную карту клиента и выдает ему чек, тем самым, исключая необходимость проходить через кассу. Но далеко не каждый ритейлер может себе позволить нанять персонал под такую задачу. 


«Умные» магазины в России

Возможность покупать товары без участия живого кассира появилась в России с 2013 года и началась с касс самообслуживания в сетях METRO и Ашан, а позже и в некоторых торговых точках X5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток). Сегодня каждая крупная сеть имеет несколько магазинов с кассами самообслуживания или устройствами self-scan, это норма отрасли. 

Будущее без кассиров и очередей: как развиваются «умные» магазины

В 2018 году в России начали появляться беспилотные магазины от стартапа Briskly – размером с павильон у дома, с наклейкой в виде QR-кода. Его нужно отсканировать, чтобы скачать приложение и открыть дверь. Первым был магазин-«контейнер» у IQ-Park, а в 2020 году формат стал более компактным: компания продаёт умные микромаркеты. Их устанавливают в офисах, торговых центрах, институтах. С недавних пор торговые точки стали возникать в подъездах жилых домов. В процессе набора корзины можно отслеживать итоговую сумму, применять скидки, удалять ненужные товары. Модуль управления следит за безопасностью и понимает, кто и когда совершает покупки: без авторизации в приложении дверь просто не откроется. 

Следующий этап – внедрение оплаты без очередей в больших магазинах. Мы начали реализовывать этот формат совместно с «Улыбкой Радуги», запустив оплату через B-Pay (приложение). Все по стандарту: вход через QR-код на двери магазина или по геолокации, сканирование штрихкодов смартфоном и оплата картой. Причем сделать это также можно через Apple Pay или Систему быстрых платежей. Проект будет масштабироваться во все регионы присутствия «Улыбки Радуги».

Магазин без кассиров


Особенности развития и перспективы

Исследование RBC Capital Markets демонстрирует, что «умный» формат, как у Amazon Go, должен быть на 50% прибыльнее традиционного. По мнению экспертов, экономятся средства на зарплатах, а также, освободившееся от касс место можно заполнить полками.  Средняя сумма чека в магазине без продавцов в США – $10, а ежедневное число посетителей – 550 человек. Получается, что за год одна точка приносит около $1,5 млн, в то время как магазин в традиционном формате – примерно $1 млн. Правда в Amazon эти цифры никак не комментируют и реальную прибыль не раскрывают. Однако на открытие одного «умного» магазина требуется не меньше $1 млн только на аппаратное обеспечение (оценка Morgan Stanley). 

В России покупатели тратят в таких магазинах от 300 до 500 рублей за раз. Однако магазины с кассой в смартфоне посещают чаще, чем обычные: доходит до 35 покупок в месяц. 

Однозначно можно сказать, что финансовая выгода у таких магазинов есть. Многие ритейлеры делают ставку на то, что с самообслуживанием снизится расход на ФОТ (фонд оплаты труда), поскольку на торговую точку потребуется меньше продавцов. Российская практика показывает, что персонала в магазине остаётся столько же, но у него появляются другие обязанности: больше работы с внешним видом магазина и приёмкой товаров, меньше - с покупателями. 

С такой тенденцией в зале могут остаться только консультанты. Уменьшаются затраты и на обслуживание кассовых аппаратов, платежных терминалов, инкассацию. Доходность самих магазинов может увеличиться благодаря сокращению очередей: сейчас 86% американцев отказываются от покупок, если приходится долго ждать обслуживания. В России лояльность к магазину у человека снижается в среднем на седьмой минуте пребывания в очереди, а спустя 10 минут он просто уходит. По статистике, россияне тратят 27 часов в году на ожидание на кассе супермаркета. 




Читайте также: «Бесконтактный магазин»: главный формат ритейла будущего?



Магазин без кассиров

С помощью кассы в смартфоне покупатели не только экономят время, но и сразу видят итоговую сумму в процессе сбора корзины. Скидка применяется в моменте и это повышает средний чек на 15%. Поэтому, ритейлеры видят потенциал таких систем для лояльности потребителей. 

Вдобавок, если кассы самообслуживания были небезопасны в плане риска воровства (в Великобритании годовой ущерб от них оценили в 3,2 млрд), то со Scan&Go и похожими системами защищенность выше. Камеры с машинным зрением могут отслеживать безопасность в магазине, а если их нет - устройства контроля выдаются охране и сотрудникам магазина. 

Кроме того, «умные» магазины – это тренд, шаг в ногу с развивающейся цифровизацией, что тоже идет на пользу лояльности покупателей. Почти 70% опрошенных аналитическим агентством inReality сообщают, что выбирают современные магазины, где есть самообслуживание и возможность ознакомиться лично с продуктом. 

Более того, одна из главных категорий потребителей сегодня – это поколение Z, которое неразрывно связано с гаджетами, ценит свое время и инновации. Из тех, кто уже подключен к B-Pay, 80% ожидают, что оплата товаров должна занимать не более 2 минут. И несмотря на то, что совершать покупки даже поколение Z хочет офлайн, оплачивать все больше людей надеются именно онлайн, а кассами самообслуживания и терминалами электронной очереди хотя бы раз воспользовались больше 40% российских потребителей.

Но несмотря на то, что аудитория готова к новым магазинам без кассиров, традиционный формат полностью они не заменят. Для бюджетных сетей расходы на внедрение технологии будут превышать потенциальную прибыль. Кроме того, для некоторых людей поход в магазин – элемент социализации. 

Вероника Климова,  директор по маркетингу Briskly

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит