0/5

Будущее розничной кассы: неужели ее дни сочтены?

Будущее розничной кассы: неужели ее дни сочтены?
время публикации: 16:30  22 мая 2014 года
«Бытует мнение, что когда касса работает безукоризненно, кажется, будто не покупаешь товар в магазине, а воруешь его». Так Майкл Чуй (Michael Chui), партнер в Глобальном институте McKinsey (McKinsey Global Institute), описывает наши ощущения при оплате покупки на кассе в самом ближайшем будущем.
Грядущая трансформация способа оплаты за товар, приобретенный в обычном магазине, произойдет благодаря сети датчиков, расположенных в стратегическом порядке по всему магазину.

Это позволит ритейлерам распознавать вас (через смартфон или другие устройства), когда вы входите в дверь магазина. Недорогие датчики также планируется закреплять (или встраивать) в сами товары. Кроме того, торговая точка уже будет располагать всей информацией о ваших платежных предпочтениях, так что, выйдя из магазина с покупкой, вы просто получите автоматический счет на оплату, без привычной кассовой суеты.

Впереди планеты всей на этот раз оказались рестораны. Два года назад Алексис Мадригал (Alexis Madrigal) уже отмечал, что все большее число ресторанов используют iPad-ы или другие планшеты, которые позволяют гостям самим заказывать блюда и выставлять себе счет по окончанию трапезы. По мнению Мадригала, если такая тенденция обретет популярность, функции обслуживающего персонала могут претерпеть глобальные изменения.

Розничные магазины также движутся в этом направлении. По словам штатного автора журнала для ритейлеров Store, М.В. Грина (M.V. Greene), «интернет вещей», где физические предметы из реального мира соединены с виртуальными электронными сетями, грозит перевернуть мир розничной торговли с ног на голову.

«Ни разу со времени появления онлайн-магазинов и начала использования кредитных и дебетовых карт для оплаты покупок ритейлеры не стояли на пороге таких кардинальных преобразующих изменений», - говорит он.

Как правило, кардинальные, «преобразующие» изменения предполагают самые неожиданные для многих последствия. Взять хотя бы изобретение радио, атомной бомбы, Интернета. Однако эта грядущая перемена в нашем потребительском опыте едва ли удивит многих. Как бы там ни было, история шопинга видела множество случаев перераспределения обязанностей.

В прошлом веке крупнейшим преобразованием в сфере розничного обслуживания стало то, что теперь большую часть «работы» выполняет сам потребитель.

Много лет назад, приходя в продовольственный магазин, люди видели перед собой хозяина или продавца, который стоял по ту сторону прилавка, доставал с задних полок товары, указанные клиентом, упаковывал их, выставлял покупателю счет и принимал оплату.

Впоследствии такая модель была постепенно заменена на модель «супермаркета», где товар расположен на полках в зоне доступности для покупателя. Теперь функции выбора необходимых товаров и доставки их на кассу для оплаты легли на плечи клиента. Преимуществ масса!

В последние годы преимуществ модели, когда всю «работу» берет на себя покупатель, стало еще больше, и все за счет технологий. Например, все большее число сетевых продовольственных магазинов предлагает клиентам «умные» тележки, которые складывают выбранные товары, отслеживают маршрут передвижения по магазину и дают рекомендации.

Кроме того, во многих продуктовых магазинах и аптеках клиенты могут воспользоваться киосками самостоятельной оплаты товара. В магазинах Apple последние два-три года работает опция покупки товара, представленного на прилавке, с помощью приложения на вашем смартфоне - таким образом, вы выходите из магазина с обновкой, при этом с персоналом общаться не нужно.

Однако тот факт, что изменения в сфере ритейла вполне предсказуемы и объяснимы, вовсе не значит, что они не важны. Во-первых, они могут оказать значимое влияние на трудоустройство в розничном секторе. Согласно данным, опубликованным в журнале The Economist, сотрудники розничных магазинов находятся в группе риска по причине того, что в ближайшие 20 лет их место могут занять цифровые и компьютерные технологии.

Помимо возможных проблем с трудоустройством, перспектива цифрового, автоматизированного розничного будущего вызывает беспокойство в сфере конфиденциальности личных данных.

М.В. Грин отмечает: «Основная проблема брендов и ритейлеров состоит в том, чтобы завоевать доверие потребителей, ведь это их личная информация будет летать взад и вперед по просторам виртуальной сети».

Грин вспоминает слова Дэвида Дорфа (David Dorf), директора по вопросам технологической стратегии в Oracle Retail, о том, что торговым компаниям стоит волноваться по поводу «фактора неприятия» в отношении конфиденциальности данных пользователей.

Дорф советует ритейлерам избегать конфигурации «охотник» при внедрении новых технологий, а придерживаться конфигурации «дворецкий».

«Охотнику постоянно что-то от тебя нужно, как правило, он пытается выудить из тебя максимальный объем информации и оказать непосредственное влияние». Дворецкий, напротив, «всегда держится поодаль, помогает, указывает на то, что может тебя заинтересовать, старается облегчить тебе жизнь».

«Если ритейлерам удастся сконцентрироваться на модели «дворецкий», - предсказывает Дорф, - «Интернет вещей» поможет сделать потребительский опыт еще богаче и увлекательней, а лояльность клиентов будет вам обеспечена».

Такая вот замысловатая ссылка на другого Интернет-дворецкого, одну из первых поисковых систем Ask Jeeves. Возможно, пройдет несколько лет, и мы вскоре увидим, как похожий на Jeeves цифровой персонаж приветствует нас, но уже в реальном магазине.

Автор Джон Тирни
Перевод Ирины Зайончковской
Источник: theatlantic.com
0
Реклама на New Retail. Медиакит