Как внедрить решение прогнозирования спроса методами машинного обучения?
время публикации: 10:00 29 мая 2020 года
И какую пользу бизнесу оно принесет?
Анна Племяшова, руководитель Департамента аналитики больших данных и искусственного интеллекта Beltel Datanomics.
Среди технологий для ритейла все чаще упоминаются искусственный интеллект, алгоритмы машинного обучения и их эффективность для прогнозирования спроса. Как внедрить такие решения, какие данные потребуются, каких результатов ожидать и в какие сроки?
Как работает машинное обучение
Основное отличие от традиционного анализа — это не программирование алгоритма, а обучение модели решать обозначенную задачу на предоставленных данных. Такие алгоритмы называются алгоритмами машинного обучения (Machine Learning, ML), и они начинают вытеснять существовавшие до сих пор подходы к аналитике.
Требование для реализации задач методами машинного обучения — это наличие определенного набора исторических данных для обучения модели с глубиной хранения в зависимости от реализуемого решения.
В чем преимущество технологии, какие данные нужны, за какой период, какого эффекта ожидать – разберемся на примере прогнозирования спроса для целей автозаказа.
Преимущества ML алгоритмов для прогнозирования спроса
Алгоритмы машинного обучения позволяют построить взаимосвязи между различными данными и множеством признаков, а развитие облачных вычислений делают доступным подобные решения не только для крупных корпораций, но и для компаний среднего и малого бизнеса.
Ритейлеры, внедрившие прогнозирование методами машинного обучения, выделяют следующие преимущества ML алгоритмов:
- Увеличение точности прогноза.
Точность прогноза в товарной категории достигает 95%, а средний показатель улучшения качества прогноза по сравнению с традиционными алгоритмами составляет 15-20 пунктов.
- Автоматический прогноз объемов товара на акцию.
ML алгоритмы позволяют отказаться от ручной корректировки объемов товара при планировании акций.
- Адаптивность алгоритмов.
В ситуации нестабильного спроса из-за эпидемии коронавируса ML алгоритмам достаточно недели для адаптации к изменению в потреблении.
Улучшение точности системы автозаказа
Низкая точность системы автозаказа приводит к перезатарке и снижению ликвидности, а иногда, наоборот, дефицитам и отсутствию товаров на полке, как следствие, снижению лояльности покупателей.
В основе решения автозаказа лежит формула планового заказа:
Плановый заказ = Прогноз продаж + Страховой запас – Остатки на начало
Остатки на начало – величина известная, страховой запас, как правило, рассчитывается из размеров полки, соответственно, чтобы увеличить точность автозаказа надо работать с прогнозированием продаж или спроса.
Задачу по реализации системы автозаказа можно разделить на два этапа:
1. Формирование прогноза продаж, используя алгоритмы машинного обучения
2. Создание системы автозаказа (постобработка, согласно приведенной выше формуле).
Если система автозаказа у ритейлера уже есть, то прогнозирование спроса методами машинного обучения можно интегрировать в существующую систему.
Для пилотного проекта, как правило, выбирают 1-2 магазина и несколько категорий.
Какие данные потребуются
Набор данных для построения модели прогнозирования спроса зависит от структуры и набора аналитических признаков, которые поддерживает компания, но минимальные требования все же существуют.
Для построения модели машинного обучения потребуются исторические данные с глубиной хранения не менее чем за 2 года. Такое требование связано с зависимостью спроса от сезонов, поэтому важно иметь данные за два повторяющихся цикла.
Для реализации должны быть получены:
- Справочники товаров
- Справочники магазинов
- Данные по чекам
- История акций
- История возвратов, уценок, списаний
- Данные по остаткам
Как показывает наш опыт разработок систем прогнозирования спроса, наибольшую сложность вызывает предоставление разметки продаж на акции и уценки. Подобная информация часто хранится разрозненно, иногда данные по акциям просто отсутствуют и приходится восстанавливать и размечать историю продаж на акции вручную. Акции – важный признак для построения модели машинного обучения, поэтому целесообразно собирать и хранить информацию об их проведении.
Формат данных о проведении акций может быть примерно следующий:
- ID магазина
- ID товара
- Дата начала акции
- Дата конца акции
- Тип акции (если есть)
- Базовая цена
- Размер скидки или цена на акцию
На разработку модели и ее тестирование потребуется примерно 1.5-2 месяца.
После построения модели, тестирования и оценки результата принимается решение о масштабировании.
Читайте дальше: Как сбыть товарные остатки в кризис. Часть 2, практическая
Что дальше? Как работает система автозаказа
Сама прогнозная модель законченным решением не является – это необходимое ядро системы. Для того чтобы внедрить систему автозаказа в бизнес-процесс, необходимо наладить регулярную выгрузку данных. Для этого создается сервис, осуществляющий прием, передачу данных между ПО ритейлера, например, 1С, моделью и облачным хранилищем данных.
Если система автозаказа у ритейлера уже существует, тогда система прогнозирования будет передавать данные о планируемых продажах в интегрированное ПО. Если систему автозаказа нужно реализовать «с нуля», то согласно техническим требованием можно выполнять различные способы предоставления информации для отдела закупок: веб-интерфейсы с таблицами заказов и графиками, рассылки на е-мейл форм заказов, с уведомлениями в мессенджеры - современные облачные технологии и сервисы позволяют реализовывать различные сценарии.
Результат
Успех в реализации проекта прогнозирования спроса методами машинного обучения зависит от качества данных, дисциплины их сбора и хранения.
Из нашего опыта, а также публикаций в СМИ можно выделить несколько показателей:
- Увеличение продаж на 6% за счет наличия товара на полке и снижения недозакупок;
- Уменьшение количества списаний и уценок товаров на 20%, внеплановых распродаж;
- Увеличение продаж в период акций на 15% за счет точного планирования объемов закупок на акцию и наличия товара на весь период акции.
Кроме того, внедрение интеллектуальных систем позволяет переложить рутинные процессы с человека на искусственный интеллект, а человеческий ресурс направить на решение творческих задач и развитие бизнеса.
Анна Племяшова,
руководитель Департамента аналитики больших данных и искусственного интеллекта
Beltel Datanomics
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Тренды ритейла на 2025-2026 годы: как выжить и стать лидером в новых реалиях рын...
- Успеть до дедлайна или обсудить мемы: миллениалы против зумеров на работе
- Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в декабре
- Как ритейлеру подключиться к системе Tax free (и какие выгоды это даёт)
- Как сделать B2B-продажи простыми, как на Ozon: пошаговое руководство