0/5

Какие гаджеты нужны в современном магазине?

Какие гаджеты нужны в современном магазине?
время публикации: 10:00  18 января 2023 года
Какие современные цифровые устройства используются в российских торговых сетях? Как работают эти устройства, как управляются? И какие мировые новинки могут в ближайшее время появиться и в российском ритейле?
Какие гаджеты нужны в современном магазине?Рассказал Артемий Терехов — разработчик ПО в сфере корпоративных систем управления мобильными устройствами организаций.

Цифровизация во всех сферах промышленности и производства с каждым годом набирает обороты, ритейл тоже не остался в стороне. Нововведения в законодательстве, пандемия и изменение поведения покупателей (все больше переходящих в онлайн), заставляют современный ритейл адекватно реагировать и приспосабливаться.


Гаджеты и цифровые устройства в сетевых магазинах

 
Как компаниям сферы продуктового ритейла успешно справляться с вызовами нового времени и адаптировать бизнес к цифровым реалиям? 

Есть несколько направлений: за счет открытия новых торговых точек, оптимизации логистических цепочек и работы в распределительных центрах, повышения эффективности внутренних сервисов, процессов, развития инфраструктуры и использования современного оборудования.

Различное цифровое оборудование используется на всех этапах доставки продуктов: от распределительных центров до конечных точек продаж в магазинах. В распределительных центрах сотрудникам требуются, в основном, мобильные телефоны, планшеты и ударопрочные терминалы сбора данных. 

Для скоропортящихся продуктов необходимы также холодильные установки, которые в настоящее время тоже становятся цифровыми — с возможностью мониторинга их работы.

Для выстраивания эффективной логистики водителям требуются смартфоны.

В современных магазинах используется очень большое количество различных гаджетов:

● Сотрудники используют терминалы сбора данных или смартфоны с соответствующим ПО.

● Супервайзерам необходимы планшеты для выездных работ. 

● Некоторые магазины уже сейчас оборудуются электронными ценниками, что снимает огромную нагрузку с сотрудников магазина; но эта технология стоит пока достаточно дорого, чтобы внедрять ее повсеместно. Поэтому для удобства клиентов устанавливаются специальные устройства — прайсчекеры.

● В кассовой зоне обязательно наличие кассового оборудования с весами, мониторами для кассира и покупателя, денежным ящиком, ручным сканером штрих-кодов, фискальным регистратором, принтером. 

● Для большей автоматизации и удобства посетителей, многие торговые точки оборудуются КСО (кассы самообслуживания).


Каждый магазин также имеет свой сервер, сетевые маршрутизаторы, блоки бесперебойного питания, Wi-Fi роутеры.


Иерархия цифровых устройств в магазинах, и их назначение


Ключевым является оборудование кассовой зоны или кассы самообслуживания, которые интегрируют в себе все необходимое. Назначение каждого устройства тут достаточно очевидно: мониторы — для информирования кассира и покупателя; сканеры — для фиксирования товаров; ручной сканер — для фиксирования крупногабаритных товаров или товаров, где обычным сканером невозможно отсканировать; весы — для взвешивания товара. 

Фискальный регистратор — для соблюдения законодательства и фиксации покупки. Принтер — для печати чеков. Мини-серверы — для подключения оборудования и интеграции с программным обеспечением.

Далее по важности идут терминалы сбора данных (ТСД). Они отличаются от обычных смартфонов наличием отдельного сканера штрих-кодов и дополнительных кнопок на устройстве для быстрого доступа к сканеру. Расширенная емкость батареи обеспечивает более долгий срок работы с устройством. Ударопрочный и влагозащищенный корпус позволяют использовать их в достаточно суровых условиях, а также продлевают срок службы таких устройств. Немаловажным преимуществом является возможность модернизировать ТСД при помощи дополнительных приспособлений в виде крепления на предплечье, рукояти в виде курка и др. 

ТСД обеспечивают непрерывность бизнес-процессов в магазине, и используются сотрудниками для ускорения приемки товара, проведения инвентаризации товаров, проверки срока годности продуктов, проверки остатков товара на складах.

Прайсчекеры — устройства, которые висят на стене торгового зала и имеют сканер штрих-кодов. Посетитель магазина, поднося штрих-код товара к сканеру, имеет возможность получить актуальную информацию на экране устройства о товаре, его цене и наличии различных акций на этот товар в данный момент.

Смартфоны и планшеты используются сотрудниками магазина для очень широкого спектра задач. Эти устройства могут иметь программное обеспечение, которое использует элементы искусственного интеллекта
Долго, дорого, опасно? Пять мифов об эквайринге
Как альтернативные платежные сервисы помогают ритейлу экономить на эквайринге

 для, например, определения отсутствия определенных товарных позиций на полках, с автоматическим информированием о необходимости пополнения. Или определения повреждения полок или стеллажей с возможностью создания заявки на устранение проблем. Сотрудники имеют возможность заведения заявок по различным инцидентам, или могут связаться с группой поддержки и оперативно решить возникающие вопросы.

Все это возможно только благодаря специально разработанному программному обеспечению, интегрированному в единую экосистему работы магазинов. Оно обеспечивает мониторинг и автоматизирует огромное количество операций, которые на первый взгляд даже незаметны.

Покупатели магазинов, установив на свой смартфон приложение компании, могут использовать гаджеты для совершения покупок, а также для получения актуальной и персонализированной информации (об акциях, купонах, скидках). 


Как эти устройства работают и управляются?


С таким разнообразием различных устройств остро встает вопрос об их управлении и регулярном обновлении аппаратного и программного обеспечения.

Для этого, например, в X5 Group разработан и продолжает развиваться специальный проект, который называется Система Управления Инфраструктурой Магазина (СУИМ). Данный продукт обеспечивает не только мониторинг работы всего оборудования в магазинах и распределительных центрах по всей стране, но также предоставляет возможность своевременно в удаленном режиме доставлять обновления как для самого оборудования, так и для программного обеспечения под него. Позволяет реагировать на инциденты и угрозы безопасности.

Какие гаджеты нужны в современном магазине?

Я, как технический эксперт в области Android Enterprise, как раз и занимаюсь разработкой с нуля самостоятельного продукта Enterprise Mobility Management (EMM) в рамках проекта СУИМ, который бы отвечал непосредственно за мобильные устройства компании. 

Мобильные устройства под управлением операционной системы Android все более востребованы, особенно после прекращения компанией Microsoft поддержки операционной системы Windows CE. Производители корпоративных устройств также переходят на Android.

На российском рынке практически отсутствует программное обеспечение такого класса, а то что есть, имеет крайне ограниченный функционал и поддерживает не такой широкий спектр устройств.

За короткое время удалось разработать и запустить продукт с минимальным функционалом (MVP - Minimal Viable Product). Основные функции: отслеживание процесса регистрации новых устройств в системе, установка и обновление программного обеспечения, применение политик безопасности (например, запрет использования камеры или изменение различных настроек), отправка push-уведомлений, сбор различных метрик (например, серийный номер, информация о диске, установленные приложения), применение настроек к приложениям. 

Сейчас продукт развивается и дополняется новым функционалом в виде удаленного управления, собственного магазина приложений, управления файлами и т.д. Обеспечение безопасности устройств для возможности защиты от вторжений и кибератак также активно развивается в рамках данного проекта.

Уже с минимальным функционалом EMM-система приносит огромную пользу в виде сокращения расходов на поддержку и ввод в эксплуатацию новых устройств при открытии новых магазинов, или замене устаревшего, а также вышедшего из строя оборудования.  В современных условиях потребности в импортозамещении подобный продукт востребован во многих областях, не только в ритейле, тем более что он не использует облачные сервисы иностранных компаний.

Таким образом, разработка программного обеспечения неразрывно связана с различными цифровыми устройствами, чтобы они отвечали современным требованиям бизнеса.




Читайте также:  Без очереди: как ритейлеры справляются с повышенным потоком покупателей в высокий сезон (кейсы)




Новинки отрасли в мире: что может быть скоро внедрено у нас


Технологических новинок в мировом передовом ритейле появляется с каждым годом все больше. Например, совсем недавно формат кассы самообслуживания — это было что-то новое и неизвестное, а теперь становится неотъемлемой частью нашей жизни. Идея внедрить данное оборудование была подсмотрена у наших китайских коллег. 

В этом направлении есть поле для дальнейших усовершенствований и оптимизации. К примеру, пользователь подходит с набором продуктов к кассе самообслуживания, кладет весовой товар на весы, и касса самостоятельно распознает что это за товар, взвешивает и добавляет в чек. Клиенту в таком случае не требуется самому выбирать на экране среди различных категорий этот товар. Такое решение не только упрощает жизнь покупателя и ускоряет время обслуживания, но и становится преградой для злоумышленников, которые с помощью кассы самообслуживания проводят платежи за более дешевый товар. 

Сейчас активно ведутся работы по созданию вспомогательных корпоративных устройств на основе робототехники. Например, роботы-погрузчики уже вовсю работают на складах Amazon. 

Развивается также направление магазинов без сотрудников: наподобие магазинов от Amazon Go.

Использование солнечных панелей поможет сократить потребление электричества и приближает нас к «зеленой» энергетике. Умные лампы также позволяют экономить электричество для торговых точек.




В настоящее время, помимо развития именно гаджетов, необходимо в большей степени развитие программного обеспечения на основе современных технологий в области искусственного интеллекта и дополненной реальности, а также расширения функционала собственных EMM систем — для обеспечения удаленного доступа и управления информационной безопасностью цифровых устройств. 

Яна Воронцова



0
Реклама на New Retail. Медиакит