0/5
Пять трансформаций в ритейле, которые остаются за кадром (а зря!)

Пять трансформаций в ритейле, которые остаются за кадром (а зря!)

Пять трансформаций в ритейле, которые остаются за кадром (а зря!)
время публикации: 09:00  27 октября 2020 года
Эксперты «КОРУС Консалтинг» собрали технологии, которые не просто привлекают внимание СМИ, а дают реальный толчок развитию розничного бизнеса: минимизируют затраты, повышают скорость внутренних процессов и операций и в конечном итоге повышают уровень сервиса.
Ритейл – первопроходец на рынке инновационных технологий. Компании работают в очень конкурентной среде, ежедневно напрямую взаимодействуют с тысячами клиентов, счёт товарных позиций на полках в крупных сетях идёт на десятки тысяч.  

Искусственное зрение, умные рекомендательные модели, инновационные подходы к коммуникации – это лишь то, что видит конечный потребитель. Многое кроется за кулисами. 


Максимум из данных

Последние годы ритейлеры стремились как можно лучше узнать себя и своих клиентов. Они выстраивали сквозную аналитику и собирали максимальное количество данных: о своих покупателях (их предпочтениях, истории покупок и социальных связях), финансовых показателях, внутренних процессах. Настало время перейти к следующему шагу: не просто хранить данные, а обрабатывать их, анализировать и извлекать максимальную пользу. Бизнес-аналитика помогает компаниям быть в курсе происходящего, выявлять неочевидные закономерности и реагировать на них. 

Систему анализа и визуализации численных показателей деятельности внедрила сеть гипермаркетов «Лента». Теперь более 700 сотрудников компании в режиме реального времени отслеживают коммерческие результаты: прибыль, убытки, продажи, расходы, продуктивность персонала. 

BI-решение анализирует влияющие на продажи факторы (количество покупателей, маржу, доступность товаров в магазине, упущенные продажи и другое) и результаты промо-акций. Также система анализирует данные об уровне исполнения заказов поставщиками и распределительными центрами, упущенных продажах и запасе товаров. Большинство отчетов обеспечивают отклик не более 5 секунд.

Сеть «Леруа Мерлен» стремилась повысить эффективность российского бизнеса и несколько лет назад перешла с Excel-таблиц на BI-инструмент, позволяющий отслеживать и осознанно улучшать каждый конкретный показатель деятельности. Система позволила организовать простой доступ к результатам работы сети ответственным сотрудникам головного офиса во Франции и магазинов в России за счет оперативного представления и понятной визуализации данных. Для разных задачи использовались четыре разные платформы ведущих разработчиков BI-систем.

Подобное стремление повысить прозрачность – необходимость. Вовремя полученная информация позволяет быстро принять верное решение и начать действовать, а не ждать недельного или квартального отчета. И к подобной оперативности стремятся многие торговые сети.


Предсказание продаж

Бизнес, как оракул, стремится заглянуть в будущее: правильный прогноз дает возможность строить планы или корректировать настоящее: например, вовремя заказывать продукцию, на которую будет спрос. Для уточнения предсказаний сети учатся использовать дополнительную информацию: о ситуации в регионах, повестке дня, активность пользователей в определенные часы и многое другое. Для этого компании часто используют программное обеспечение с открытым кодом – open source доказал свою пригодность и широко используется в корпоративных ИТ-инфраструктурах. Аналитические решения, которые строят прогнозы по совокупности данных, позволяют выстроить прогноз. Чем больше данных поступает «на входе», тем точнее будет предсказание.

Пять трансформаций в ритейле, которые остаются за кадром (а зря!)

Например, «Лента» использует систему прогнозирования спроса с использованием машинного обучения на технологиях открытого кода. Внутренняя информация копируется в облако и обогащается внешними данными из собственного хранилища. По результатам пилотного внедрения системы в магазинах «Ленты» удалось добиться значительного увеличения точности прогноза. Инструмент не только ускорил и упростил процесс подготовки прогноза, но и на 30% сократить расчеты ежедневного прогноза ассортимента магазинов. 


Стремительный рост

В онлайне идет борьба за трафик и его конверсию в заказы. Рынок высококонкурентен, и игроки не спешат делиться аудиторией. Чтобы победить, надо действовать умно.

Маркетплейс «Беру!» выходил на рынок в 2018 году и рос стремительно. Онлайн-ритейлер внедрил ERP-систему и реализовал в ней все новые бизнес-процессы по продаже и доставке собственных товаров. Маркетплейсу стало доступно динамическое ценообразование, которое позволяет удерживать цены на товары ниже среднерыночных. Интеграция с учетной системой «Яндекса», WMS и системами обмена данными с партнерами также стали важной частью проекта. Благодаря гибкости и функциональности ERP «Беру!» получил прочный фундамент для масштабирования бизнеса.

Затем компания приступила к автоматизации своего первого пункта выдачи заказов. Были охвачены все процессы, включая получение посылок, выдачу, возвраты, продажи дополнительных товаров. Созданная модель стала основой для быстрого развертывания пунктов выдачи, что также поддерживает рост компании.


Цифровые двойники

Логистическая цепочка покрывает весь путь товара от производства до конечного покупателя и все сопутствующие процедуры: выбор транспорта, частота рейсов, тарифы и так далее. При планировании и управлении этими процессами ритейлеры чаще полагаются на традиционные средства – расчеты в таблицах Excel и самописные математические модели. Но чем сложнее цепочка и чем больше факторов влияют на ее эффективность, тем необходимее специальная платформа, которые учитывает факторы – климатические и экономические условия и даже карантин и пандемию – не так велик. 

На помощь приходят цифровые двойники реальных бизнес-процессов – они помогают смоделировать существующие цепочки и просчитать гипотетическое влияние на них факторов и изменений, без реальных потерь.

Чтобы рассчитать сценарии развития сети, размер инвестиций в них и оптимальную конфигурацию на горизонте 5-7 лет «Магнит» моделирует логистические процессы с помощью цифровой платформы. В 2019 году ритейлер разработал четыре сценария развития цепочки поставок и с их помощью определил оптимальное количество и расположение складов для удовлетворения покупательского спроса, зоны и площадь новых складов, необходимость изменений существующих – все это на несколько лет вперед. С помощью цифровых двойников цепей поставок «Магнит» определил, как должна выглядеть оптимальная конфигурация и структура цепочки поставок от года к году, и рассчитал тактические сценарии развития логистической сети.




Читайте также: FAQ по цифровым двойникам: 12 самых распространенных вопросов от ритейлеров




Близость с сотрудниками

С диджитал-трансформацией HR-специалисты все больше присматриваются к технологичным инструментам, которые помогают в работе и решают вопрос внутрикорпоративного взаимодействия – особенно в географически распределённых сетях. И помимо внедрения новых ИТ-сервисов, пересматривается отношение к сервисам, которые уже используются в компании.

Так, внутренний портал для сотрудников из площадки для коммуникации и донесения новостей линейному персоналу превращается в инструмент повышения мотивации и вовлеченности. Современные интранеты помогают оптимизировать процессы постановки и контроля задач, обеспечивать сотрудников инструментами для совместной работы и повышать качество коммуникации. 

Подобную масштабную внутрикорпоративную площадку создал СТД «Петрович». Новая система одновременно транслирует миссию, внутренние ценности и новости на сотрудников всех магазинов и офисов продаж по всей России, помогает ставить сотрудникам цели и задачи, распределять и контролировать исполнение, а также является площадкой для неформального общения по интересам. 

ИТ-инструмент сократил потерю рабочего времени, повысил скорость коммуникаций и обеспечил быстрым доступом к информационным материалам – всё это благодаря сквозной авторизации и мобильному приложению для доступа к ключевым сервисам компании. Работа становится не только прозрачнее, но удобнее и интереснее!

* * *

Инновации в ритейле и ритейл-тех заняли прочное место в повестке дня: новости о внедрениях и интеграциях регулярно мелькают в ленте новостей и привлекают внимание. Такой ажиотаж не случаен – технологии в ритейле действительно влияют на показатели компаний и приносят ощутимый эффект, и игнорировать этот факт уже бессмысленно. Самое время пополнить ряды тех, кто не только поверил в цифровую трансформацию, но и поймал волну изменений и уверенно шагнул в мир будущего.

Обзор подготовлен экспертами «КОРУС Консалтинг»

Для New Retail


0
Теги: Лента, информационные технологии, Магнит, Яндекс, технологии , Леруа Мерлен, Петрович, Беру, ритейл, КОРУС Консалтинг

 
Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит