0/5

Топ-10 технологических трендов для ритейла на 2022 год: Составные приложения (Composable Applications)

Топ-10 технологических трендов для ритейла на 2022 год: Составные приложения (Composable Applications)
время публикации: 10:00  24 декабря 2021 года
Продолжаем разбирать тренды, которые станут основой развития IT продуктов ритейла и войдут в его бизнес-стратегии в 2022 году.
Независимый эксперт по инновациям в ритейле Борис Агатов совместно с Сергеем Кедровым, основателем Fabrique.ai и командой ADV, провели анализ трендов, которые ежегодно выбирает крупнейшее американское агентство Gartner.  

В предыдущих статьях мы рассмотрели 5 технологий:

Генеративный искусственный интеллект (GENERATIVE AI)
Единая ткань данных (Data Fabric)
Сети безопасности (Cybersecurity Mesh)
Территориально-распределенные предприятия (Distributed Enterprise) 
5. Гиперавтоматизация

В этой статье поговорим о Composable Applications (Составных приложениях).

Данный тренд — особенный! Казалось бы, все понятно: Composable Applications (Составные приложения) — это когда вместо одного монолитного IT-решения (к примеру, в организации есть программа ERP, которая учитывает всё и всё на неё завязано, такие решения называют «монолитами»), возникает много небольших приложений, из которых можно собрать требуемую функциональность. 

Но все куда интереснее, сложнее и даже драматичнее.

Бизнес столкнулся с экспоненциальным ростом нагрузки на ИТ. Количество задач увеличивается быстрее, чем ИТ успевает их решать. Рост происходит из-за пандемии, конкуренции, цифровизации, экономики, изменений в цепочках поставок, привычках покупателей, законодательстве. Причем давление испытывают все отрасли разом.

А вот количество ресурсов ИТ не растет или растёт не теми темпами, как того требуют новые задачи. Более того, испытывается жесточайший дефицит: нет людей, растут зарплаты, нет проверенных решений, известные решения не поспевают за изменениями, бизнес пробует неведомый ранее Open Source (Open Source – это решения, выложенные в открытом доступе, которые может использовать любой разработчик. Это совсем не значит, что они бесплатные и значит плохие, просто их очень много, их нужно дорабатывать и существуют определённые риски их использования, но в целом сейчас это абсолютно нормальная практика в IT-разработках), необходима совершенно иная скорость внедрения и адаптации технологий.

Как в таких условиях бизнесу оставаться конкурентным? Компенсировать экспоненциальный рост задач можно только еще более быстрым ростом производительности при тех же ограниченных ресурсах.

Composable Applications — это как раз про то, как достичь экспоненциальной производительности. 


Что говорит Gartner?


Давайте, прежде всего, посмотрим – откуда вообще может взяться экспоненциальный рост производительности при дефиците ресурсов? Каким образом бизнес может вводить в эксплуатацию не 1 проект за 6 месяцев, а 6 проектов за 1 месяц, за 1 неделю или за 1 день, затрачивая на каждый проект все меньше ресурсов?

Путь решения чем-то похож на LEGO. Все соединения стандартизованы. Детали от одного конструктора подходят к другому. Элементов много, но их количество не бесконечно. Зато из «деталек» можно собрать практически неограниченное количество конструкций за вполне разумное время. При этом их можно строить одному или в компании. Порог входа низкий. Надежность элементов высокая.

Держа в голове аналогию с LEGO, попробуем перечислить некоторые характеристики, которыми должны обладать Composable Applications, чтобы позволить достичь экспоненциального роста производительности. 

● Стандартизация входов / выходов операций. 

● Стандартизация функций. 

● Переиспользование функций между проектами.
 
● Сокращение объема кода (low-code / no-code). Low code – это когда почти не требуется программирования. Так мы иногда поступаем в Excel: мы можем сами записать последовательность действий, и программа запомнит это, при таком подходе нам не нужно быть программистом и это может выполнить почти любой пользователь. В этом направлении и идёт развитие программирования). 

● Организация взаимозаменяемой коллективной работы. 

● Автоматизация типовых операций. 

● Обеспечение гарантий отказоустойчивости, производительности, масштабируемости. 

● Возможность из базовых функций собирать сложные приложения. 

● Универсальность подходов для решения разных проектов.

Топ-10 технологических трендов для ритейла на 2022 год: Составные приложения (Composable Applications)

Gartner выделяет 4 главных принципа Composable Applications: 

1) Максимальная скорость от идеи до внедрения, что сейчас для бизнеса крайне важно.

2) Максимальная гибкость за счет модульности, что позволит бизнесу быть очень адаптивным к внешним изменениям. 

3) Выше управляемость за счет оркестрации (оркестрация – это когда несколько приложений просто согласуются между собой в работе, но живут отдельной жизнью, очень похоже на управление дирижёром оркестром). 

4) Выше надежность за счет автономности.

Эти тезисы могу показаться абстрактными. Но нет, каждый тезис может быть оценен количественно. Скорость от идеи до внедрения - от 1 минуты до 1 дня. Гибкость за счет модульности: 10-20 базовых операций, покрывающих 90% задач. Управляемость за счет оркестрациии: конфигурирование операций онлайн без остановки работы. Надежность за счет автономности: 99,9% времени стабильной работы. Подобные характеристики вполне способны обеспечить экспоненциальный рост производительности. И сразу скажем, что это все достижимо.

Чего достичь сложнее, так это Composable thinking (Составного мышления). 

Мы привыкли мыслить задачами / проектами. Каким образом решение получено — не важно. Amazon в свое время пришлось сделать Composable thinking частью корпоративной культуры, запретив разным подразделениям совещания и заставив взаимодействовать на уровне API (на уровне программных интерфейсов). Иными словами, каждое подразделение для внешнего мира стало выглядеть как приложение, имеющее формализованный набор методов. Именно переход к Composable thinking кратно повысил производительность Amazon. Теперь подобный путь предстоит пройти и остальным компаниям. Отказ от внедрения такой стратегии будет означать выход компаний из конкурентной борьбы.




Читайте также:  Как оцифровать свой бизнес: задачи и инструменты




Как ритейлу реагировать на тренд?


Во-первых, от роста конкуренции не удастся отмахнуться. Ресурсы будут все дефицитнее и дороже. Темпы изменений продолжат расти. Это нужно признать.

Во-вторых, готовых решений нет. Изменения происходят слишком быстро и те решения, которые были актуальны вчера, завтра устареют и потянут вниз.

Что есть? Есть принципы, которые нужно осознать. Gartner говорит, что все должно стать Composable (составным): модульным, автономным, управляемым и сквозным. Последний принцип было бы точнее сформулировать так, что бизнесу придется непрерывно экспериментировать, для этого сократить путь от идеи до внедрения. Времени на годичное тестирование одной гипотезы просто нет…

Спросите у своих бизнес-подразделений – устраивает ли их скорость разработки IT решений, если нет, стоит рассмотреть совместно с вашим IT департаментом подход, основанный на составных приложениях (Composable Applications).

Что еще есть? В предыдущих статьях мы уже упоминали о подходе OLEP (Online Event Processing), который очень хорошо укладывается в сформулированные Gartner принципы. Суть OLEP в том, что процесс обработки данных раскладывается на атомарные операции, которые легко переиспользуются между разными проектами и из которых, как из конструктора, можно выстроить сколь угодно сложный сценарий обработки данных. OLEP соответствует принципам модульности, автономности и управляемости. Обеспечение сквозного пути от гипотезы до внедрения — это уже сочетание технологий и методологии управления жизненным циклом приложений.

Так что есть тренд, есть экспоненциальный рост задач и дефицит ресурсов, есть принципы и технологии, способные обеспечить рост производительности. Выбор и внедрение нового подхода за ритейлом.

В следующих статьях мы рассмотрим не менее захватывающие тренды:

1. Decision Intelligence: Наука о принятии решений

2. Технологии, повышающие приватность вычисления (Privacy-Enhancing Computation, PEC)

3. Практическое внедрение искусственного интеллекта (AI Engineering)

4. Всеобъемлющий пользовательский опыт (Total Experience, TX)


Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле и Сергей Кедров, основатель Fabrique.ai. 

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит