0/5

О новой стратегии Магнита
С приходом в розничную сеть «Магнит» нового руководства ожидаемо была анонсирована новая стратегия развития этой торговой сети.
Из того, что было озвучено публично, прежде всего, интересным является отказ от развития гипермаркетов. Видимо эффективность этого формата достаточно низкая, раз было принято такое кардинальное решение (часть существующих гипермаркетов будут переделаны в супермаркеты формата «Семейный+», а большие гипермаркеты вообще планируют отдать под торгово-развлекательные центры). 

Также будут развиваться  специализированные форматы (аптеки, Магнит-Косметик, Магнит-Опт) плюс постепенно запускаются и будут запускаться магазины в «ультрамалом» формате (АЗС, отделения Почты России и т.д.). Так, например, уже открыто более 10 магазинов в отделениях Почты России.

В недавнем интервью «Ведомостям» Генеральный директор «Магнита» Ольга Наумова рассказала, что основными целями, заложенными в новую стратегию «Магнита», будут возвращение лидерства в продуктовом ритейле, рост рыночной капитализации и увеличение доли в корзине потребителей с 40 до 70%. А для формирования новой стратегии ритейлер привлек The Boston Consulting Group (BCG).

Однако самое интересное осталось, к сожалению, за рамками публичных данных. А хотелось бы узнать, каковы детали стратегии Магнита по отношению к двум ключевым направлениям, без которых в будущем любой торговой сети будет сложно доминировать на рынке, который постепенно во многих регионах начинает ощутимо консолидироваться. Речь идет о системе лояльности и развитии электронной коммерции. По сути, это два маркера, по которым можно смотреть, что станет с компанией, например, через 5 лет (а это обычно среднее время реализации стратегии). 

Сегодня по-прежнему продолжается рост продаж товаров по промо (Nielsen утверждает, что в 2017 году в магазинах современного формата по промоакциям покупалось 59% объема всех категорий в натуральном выражении, а в 2018 году этот показатель вырос до 64%). Причем от промо теряют как производители, так и большинство торговых сетей, которые плохо учитывают каннибализацию и отложенный спрос. И только правильно выстроенная система лояльности, ну или максимально быстрый ввод СТМ для 70-90% ассортимента, что, в реальной жизни маловероятно, сможет обеспечить торговым сетям в будущем необходимую прибыльность. 

Плюс е-Commerce, который активно развивается и растет. 

Например, Coca-Cola HBC Россия разрабатывает специальную стратегию по е-Commerce, выделив этот канал и понимая его значимость. А вот у розничной сети «Магнит» пока ничего конкретного не слышно ни про систему лояльности, необходимую для увеличения эффективности, в т.ч. и промо, в которую, по-хорошему, надо объединять торговые точки разных форматов, включая аптеки и магазины косметики. И о развитии электронной коммерции тоже как-то новостей нет, хотя что-то планировали развивать. И это удивляет и одновременно кажется немного странным, хотя в целом и вписывается в концепцию «постепенного увеличения эффективности», свойственной Сергею Галицкому. 

К сожалению, боюсь, что такая «постепенность» вряд ли позволит достичь таких ключевых целей, как увеличение доли в корзине потребителей с 40 до 70% и возврат лидерства. Увы, простыми настройками категорийного менеджмента здесь не обойтись. Да и инвесторы как-то слишком нервно среагировали на новую стратегию.

  Дмитрий Леонов, консультант и бизнес-тренер, 

Заместитель Председателя правления РУСПРОДСОЮЗА

Все статьи Дмитрия Леонова читайте в авторском спецпроекте «Практикум поставщика».

время публикации: 12:00  12 октября 2018 года

Элемент 62883 не найден.

Реклама на New Retail. Медиакит