Служебный НеРоман или «Чёрное зеркало»
Как вы думаете, является ли влюблённость клиента в коллегу, начальника или (о ужас!) в подчиненного страшным сном его бизнес-тренера?
Если вам кажется, что ничего страшного в этой ситуации нет, давайте добавим перцу: мой клиент или клиентка в браке, это взрослый человек 40+ и самое главное – он или она сами не знают, что влюблены. И каждая сессия начинается словами: «как же он меня достал, у нас снова конфликты». «Я готов бегать за ней три километра по коридорам, чтобы сказать, как она меня бесит своими истериками». Или «У нас каждый день до полуночи переписка размером с трёхтомник. Нет, я не буду ему звонить. Вдруг он подумает, что я его проверяю, может он с женщиной вообще». И вот сидит ваш коуч, психолог, обзывайтесь как угодно, и думает: «Засада. Как глаза-то открыть?».
Психотерапевт и автор великолепного практического пособия для своих коллег Ирвин Ялом в таких случаях говорил: «Каждый настоящий психотерапевт – палач любви». Я бы еще добавила, что психотерапевту легче – к нему изначально про это приходят. А каково бизнес-коучу, если моя цель – навыки лидерства развить у клиента, ситуацию разобрать, стили управления откорректировать, с подчинёнными разобраться, тайм менеджмент наладить. И вот сидишь ты, схемы рисуешь, умными словами кидаешься, выжимку трёх бизнес школ в одну сессию выдаёшь…
И в этот миг…
Лёгкой танцующей походкой
Дерзкая
Безответственная
Неорганизованная
С огромным подносом Хаоса на тарелке
Приходит Любовь.
И все мои таблицы, авторитеты предпринимателей века, желание клиента войти в список Форбс – рушатся без предупреждения. Потому что не до этого ему. Любовь у него! Любовь, в которой он признаться себе не смеет. Потому что практичный же, прокачанный, вечно занятый. Да как вы смели подумать про него такие глупости и пошлости?
Но если вы сейчас напридумывали себе романтическую картинку в стиле голливудских Золушек – зря, бросайте её в шредер. Потому что этот тип нероманов по службе имеет другие корни. Здесь нет цели слиться воедино и умереть в один день, – здесь бесконечные претензии друг к другу и ожидания, ссоры как у старых супругов и страсти как у горячих подростков.
Я называю это явление «чёрное зеркало», внаглую стащив крутое название из сериала, потому что мне – нужнее.
Чёрное зеркало – типичное хроническое заболевание сотрудников офисной среды, им поражены почти все, просто в разных формах находится болезнь. В стадии обострения свидетелями её становятся начальники и подчиненные, иногда даже внешние партнёры и даже инвесторы: эмоциональные имейлы, а порой и громкие выяснения отношений в офисе и на собрании, жалобы на коллегу вышестоящему начальству, и конечно, срыв сроков и схем сотрудничества.
Почему Черное зеркало?
Я эту болезнь понимаю так: мы встречаем своего двойника и мучаемся именно от тех недостатков, которыми страдаем сами, но не любим себе в этом признаваться. И если с другим человеком ваш коллега, скорее всего, ведёт себя вполне адекватно, именно с вами он будет вести себя так, что хочется биться головой о стенку. Потому что именно вы даёте ему нужные микросигналы, которые вызывают усиление тех самых черт, которые вы сами в себе ненавидите.
У каждого из нас есть личность, предъявляемая обществу, и что-то, что мы предпочли бы не показывать. Юнг называет это тенью, например. Есть много теорий, захочется поумничать – велком в профессиональные группы.
Пример: женщина 35 лет, руководитель среднего звена, пусть будет Светлана. Три месяца назад перешла на новую работу с качественным повышением по службе. Она для своего отдела новый начальник, и среди её коллег – тоже начальник другого уже отдела, давно работающий в компании, давайте назовём его Аркадий.
Светлана обратилась ко мне с запросом помочь укрепиться как руководитель, развить навыки переговоров, улучшить самопрезентацию. В течение трех недель на регулярных сессиях лишь мельком я слышу упоминание коллеги, возглавляющего соседний отдел. Говорить о нём избегает, но при этом сообщает, что в общем всё хорошо, просто «у него свои тараканы».
А затем, как это бывает всегда неожиданно и не в тему, наступает прорыв плотины.
Аркадий её «достал»!
Как только Светлана не соглашается с его решениями и высказывает свою точку зрения – он взрывается негодованием, напоминает, что Светлана новичок в компании и многого не знает, что так было принято и не ей менять традицию. Вместе с тем, когда в моменты неформального общения, а они бывают во время командировок, например, совместный обед, мужчина проявляет понимание, даже соглашается с позицией Светланы, а иногда вообще предлагает своё полное покровительство и защиту перед вышестоящим руководством.
Что делать? Как наладить общение?
Давайте не будем торопиться и сначала разберём ряд моментов.
По каким каналам коммуникации они общаются?
Выяснилось, что при личных встречах конфликтов практически не возникает. По телефону они оба избегают созваниваться по каким-то своим негласным причинам. В результате остаются килобайты имейлов. Мы со Светланой принимаем решение свести к минимуму имейлы, максимально идти на личный контакт, при невозможности встретиться и обсудить – звонить. И здесь первое препятствие – Светлане тяжело ему звонить.
- Почему?
- Потому что неудобно, вдруг он занят.
- Ну если занят, трубку не возьмёт.
- Мне всё равно сложно преодолеть себя, что-то мешает.
Я решаю не бросаться тут в пучины гештальт терапии или, упаси боже, психодрамы, а предлагаю компромисс: написать СМС или тот же имейл перед звонком и согласовать время созвона. Принципиально не решать вопросы письменно, если этого не требуют какие-нибудь процедурные правила в компании. Светлана согласна.
Затем мы подходим к важному и главному: что именно вызывает негативные эмоции у Светланы в общении с коллегой Аркадием? Выясняется, что непостоянство. То он доброжелателен и идёт на контакт, то замыкается в формулу «я так сказал, потому что это правильно».
И здесь я задаю первый прицельный вопрос: «А вы сами как с ним общаетесь?».
Через полчаса подробного анализа выясняется, что всё это время Светлана пеняла на зеркало. Это она то неформальная дружелюбная коллега, то строгая начальница соседнего отдела. Это она то идёт навстречу, то сжигает все возможные мосты для переговоров.
- но почему вы так резко меняетесь от милочки до стервы?
- потому что я боюсь, что если я буду только милой, он решит, что я слабая.
Вполне себе типичное заблуждение, кстати. Тема для отдельного анализа.
Нет, Аркадий не святой, не лучше, не выдержаннее. Иначе давно взял бы бразды правления отношениями в свои руки и выстроил всё так, как нужно ему. Он просто ровно такой же как она.
Гляжу тебя, как в зеркало, до головокружения? Да!
Плохая новость – Аркадий не виноват, придётся меняться самой причём больно.
Хорошая новость – себя изменить легче, чем Аркадия.
Конечно, Черное зеркало – не только про офисные отношения. Но именно это моя сфера специализации, потому все примеры из бизнеса. На самом деле, встретившись со своим отражением, мы получаем великолепный шанс измениться. Смотреть, изучать, проникаться даже некоторой влюблённостью и, наконец, найти общий язык с самим собой через своего «врага». Ну что может быть лучше? Путешествие в себя благодаря телевизору – мечта любого медитатора!
***
Я люблю бизнес-коучинг именно за эти просторы психологических полётов, возможности балансировать между дисциплинами, применять максимальное количество техник и потом видеть, как хотя бы одна и ста предложенных срабатывают. И вот твой клиент приходит в следующий раз с счастливой улыбкой, горящими глазами и сообщает: «Отлично прошло, на 40% подняли зарплату. Только я же никогда этим не занимался».
Но это уже совсем другая история…
Галина Панина – корпоративный и индивидуальный тренер навыков лидерства, публичных выступлений и эмоционального интеллекта. Все запросы на проведение тренингов и коуч сессий можно направить по адресу paninaresearchtm@gmail.com.
Затем мы подходим к важному и главному: что именно вызывает негативные эмоции у Светланы в общении с коллегой Аркадием? Выясняется, что непостоянство. То он доброжелателен и идёт на контакт, то замыкается в формулу «я так сказал, потому что это правильно».
И здесь я задаю первый прицельный вопрос: «А вы сами как с ним общаетесь?».
Через полчаса подробного анализа выясняется, что всё это время Светлана пеняла на зеркало. Это она то неформальная дружелюбная коллега, то строгая начальница соседнего отдела. Это она то идёт навстречу, то сжигает все возможные мосты для переговоров.
- но почему вы так резко меняетесь от милочки до стервы?
- потому что я боюсь, что если я буду только милой, он решит, что я слабая.
Вполне себе типичное заблуждение, кстати. Тема для отдельного анализа.
Нет, Аркадий не святой, не лучше, не выдержаннее. Иначе давно взял бы бразды правления отношениями в свои руки и выстроил всё так, как нужно ему. Он просто ровно такой же как она.
Гляжу тебя, как в зеркало, до головокружения? Да!
Плохая новость – Аркадий не виноват, придётся меняться самой причём больно.
Хорошая новость – себя изменить легче, чем Аркадия.
Конечно, Черное зеркало – не только про офисные отношения. Но именно это моя сфера специализации, потому все примеры из бизнеса. На самом деле, встретившись со своим отражением, мы получаем великолепный шанс измениться. Смотреть, изучать, проникаться даже некоторой влюблённостью и, наконец, найти общий язык с самим собой через своего «врага». Ну что может быть лучше? Путешествие в себя благодаря телевизору – мечта любого медитатора!
***
Я люблю бизнес-коучинг именно за эти просторы психологических полётов, возможности балансировать между дисциплинами, применять максимальное количество техник и потом видеть, как хотя бы одна и ста предложенных срабатывают. И вот твой клиент приходит в следующий раз с счастливой улыбкой, горящими глазами и сообщает: «Отлично прошло, на 40% подняли зарплату. Только я же никогда этим не занимался».
Но это уже совсем другая история…
Галина Панина – корпоративный и индивидуальный тренер навыков лидерства, публичных выступлений и эмоционального интеллекта. Все запросы на проведение тренингов и коуч сессий можно направить по адресу paninaresearchtm@gmail.com.
время публикации: 09:00 25 апреля 2019 года
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
Элемент 66119 не найден.