Торговый бизнес с Китаем – дело непростое. И, пожалуй, наибольшую сложность представляет прохождение таможни. Столько тонкостей и странностей. И стоит признать, что возникает соблазн обратиться к «специалистам», предлагающим «решить вопросы» не очень законными способами. Не рискуйте, – Китай не церемонится с такими нарушителями. Чуть что – в тюрьму!
Китай сегодня – одна из наиболее привлекательных стран для ведения бизнеса. На заводах Поднебесной производится широчайший ассортимент товаров, стоимость которых существенно ниже чем у импортных аналогов. При этом стереотип о низком качестве продукции с надписью на этикетке «Made in China» постепенно стирается. За последнее десятилетие товары, выпускаемые на китайских фабриках, сильно преобразились, и теперь они способны составить серьезную конкуренцию многим европейским и американским продуктам, оставаясь при этом в более низком ценовом сегменте.
Это способствует тому, что грузооборот с КНР год от года неуклонно растет. Однако, прежде чем потенциальная прибыль от продажи китайской продукции станет реальной, предпринимателю придется решить ряд задач, связанных с транспортировкой закупки из Поднебесной до пункта назначения в России.
К счастью для бизнесменов, системы транспортного сообщения на территории Китая развиты очень хорошо, поэтому у грузоотправителей есть возможность выбора оптимального маршрута для перевозки товаров: по сети автомагистралей; по железной дороге; по морю из портов, которые способны принимать корабли практически любого водоизмещения; или по воздуху, так как во многих китайских городах есть аэропорты. У каждого из этих способов есть как преимущества, так и недостатки, взвешивая которые предприниматели могут выбрать для себя наиболее комфортный и выгодный вариант.
Например, авиаперевозки позволят получить продукцию даже в очень сжатые сроки. Это самый быстрый способ доставки и поэтому самый дорогой. Если бюджет на транспортировку у компании ограничен, то можно отправить груз по морю, однако в этом случае, во-первых, продукция будет находиться в пути намного дольше и, во-вторых, от порта до пункта назначения ее придется доставлять на автотранспорте или поезде, что обернется дополнительными затратами. Сухопутным же способом груз можно перевезти от завода до склада без «пересадок» и лишних доплат. По срокам автомобильная или железнодорожная транспортировка уступает воздушной, но выигрывает у морской, среднее значение она занимает и по стоимости.
Единственным обязательным этапом, вне зависимости от того, какой способ доставки будет выбран, является прохождение таможни. Без этой процедуры, которая подразумевает переоформление импортной продукции в соответствии с законодательными требованиями государства, на территории которого она будет реализована, пересечь границу с Россией товары не смогут.
Успешного решить задачу по таможенному оформлению грузов помогут профессиональные знания и практический опыт. Предпринимателям, планирующим заниматься этим вопросом самостоятельно, необходимо будет собрать внушительный пакет документов, состоящий из:
внешнеторгового контракта, составленного на русском и английском языках, с печатями и подписями сторон;
спецификации и инвойса, также на двух языках, с указанием наименований ввозимых товаров, их стоимости, количества, артикулов и характеристик, а также данных о поставщике и заказчике, условий поставки в соответствии с международными правилами Инкотермс и кода ТН ВЭД;
упаковочного листа, который представляет собой аналог товарной накладной ТОРГ-12;
технического описания товара, включающего сведения об области его применения, принципе действия и материале изготовления;
документов, подтверждающих валютный перевод поставщику с отметками банка;
копии паспорта импортной сделки для контрактов на сумму свыше $50 000;
сертификатов соответствия, если товар входит в перечень Постановления Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 года;
копии платежных поручений об оплате таможенных платежей и сборов, а также НДС.
Каждый документ из этого списка должен быть отмечен печатью организации и подписан главным бухгалтером и руководителем компании-импортера.
Такая схема декларирования ввозимых грузов и прохождения таможенных процедур называется «белой». Она позволяет компании страховать товары и гарантирует их сохранность на протяжении всего пути от завода-производителя до склада заказчика.
Посредники «белые» и «черные»
Безусловно, оформление груза согласно букве закона занимает некоторое время и требует от компании финансовых затрат, а ошибки, допущенные при составлении документов, могут привести к возникновению проблем на таможне. Именно поэтому большинство предпринимателей, регулярно получающих товары из Китая, стремятся привлечь к этому процессу профессиональных посредников. Специалисты таких компании, как, например, Asia Import Group, знают все тонкости процедуры прохождения таможни, они быстро и качественно подготовят необходимые документы, и возьмут на себя ответственность за транспортировку груза от точки А до точки Б, чтобы предприниматель мог сосредоточиться непосредственно на бизнес-процессах своей организации.
Другая проблема, вынуждающая коммерсантов сотрудничать с посредниками, связана с частыми изменениями законодательства в этой сфере. Сильнее всего это отражается на товарных группах, требующих соблюдениях особых условий транспортировки, как, например, медикаменты, химические вещества, электронное оборудование и так далее. Сертификаты этих товаров контрабандный отдел китайской таможни проверяет с особым усердием.
Однако не все коммерсанты сотрудничают с профессиональными посредниками или самостоятельно занимаются таможенным оформлением грузов. Стремясь сэкономить, некоторые из них прибегают к, так называемой, «черной» схеме. Сторонники «темной стороны» по-разному нарушают закон: одни занижает вес товаров, чтобы провести часть груза бесплатно, другие дают взятки сотрудникам таможни в надежде, что те закроют глаза на контрабанду и так далее. Любая из этих махинаций является преступлением, за которое полагается суровое наказание.
Уличив человека в попытке перевезти груз по «черной» схеме, сотрудники правоохранительных органов могут предъявить ему обвинение:
в контрабанде по статье №188 УК РФ с последующим лишением свободы на срок до 12 лет;
в уклонении от уплаты таможенных пошлин по статье №194 УК РФ с лишением свободы на срок до 2 лет;
в незаконном использовании товарного знака по статье №180 УК РФ с лишением свободы на срок до 6 лет.
А в случае, если вина будет доказана сразу по нескольким статьям, правонарушителю назначат суммарный срок тюремного заключения, который может достигать 20 лет лишения свободы!
Тем, кто не окажется за решеткой, все равно придется понести существенные убытки: их ожидает полная конфискация товара и крупный штраф.
Помимо «белой» и «черной» встречается также упоминание «серой» схемы транспортировки грузов. Как правило, этим цветом обозначают прямое соглашение с китайским подрядчиком об указании в документах заниженной стоимости товаров. Физическая разница в таком случае выплачивается наличными деньгами прямо на заводе либо осуществляется банковским переводом.
Однако «более светлый» оттенок этой схемы работы не делает ее законной. Если предпринимателя уличат в подобного рода аферах, то ему будет предъявлено обвинение в нелегальной переправке финансов, за что также полагается наказание.
Те же, кто добросовестно подходит к таможенной процедуре, в итоге получают свою «награду».
В течение 4 месяцев после транспортировки груза бизнесмен может вернуть часть уплаченного НДС. Как правило, такой опцией обладают товары, в экспорте которых Китай особенно заинтересован. Данное правило основывается на двухстороннем соглашении между Россией и Китаем, поэтому является совершенно законным.