0/5

Догорающий бизнес: рынок спичек в России

Догорающий бизнес: рынок спичек в России
время публикации: 14:00  07 апреля 2015 года
Курильщики всегда таскают в карманах зажигалки, а домашняя техника поголовно оборудована электроподжигом — спички применить стало некуда. И даже получить их на сдачу с повсеместным приходом супермаркетов теперь абсолютно нереально.
Однако наряду с туалетной бумагой и солью спички входят в перечень предметов первой необходимости, которые всегда имеются под рукой. Если не поджечь ими что-нибудь, так хоть поковыряться в зубах. На любой кухне всегда найдётся спичечный коробок, загадочным образом материализовавшийся где-нибудь в дальнем углу шкафа.

Лес и щепки

 Несмотря на кажущуюся простоту, производство спичек — та ещё головная боль для технолога. В один только состав горючей головки входят 12 химических компонентов; не меньше внимания требуют и прочие части спички и коробка. 

 В России спички делают из высококачественной осины. Производители иногда экспериментируют с липой, но осиновые стволы остаются доминирующим материалом. Дерево должно быть здоровым, поэтому в ход плохо идёт осина из средней полосы, подверженная куче болячек. Северная — гораздо лучше. На фабрике ствол рубят на части, и каждую из них «разматывают» — режут на тонкий шпон, из которого затем нарезается спичечная солома. Её пропитывают специальным химическим составом для пущей горючести, затем высушивают, после чего будущие спички отправляются на «нанизывание» головок. Дальше всё просто: спички сушатся и фасуются в заранее подготовленные коробки, на которые затем намазывается тёрочная смесь из сульфида сурьмы, красного фосфора, кварцевого песка и клея.
Спички
 Технология производства спичек и их состав особо не изменились за последний век — не в пример веку предыдущему, когда изобретатели всех мастей упражнялись в создании самого удачного состава спички. В ход тогда шёл даже ядовитый белый фосфор, который использовали самоубийцы. 

Всё меньше спичек 

Одна современная производственная линия за смену может выпустить до 10 миллионов спичек. Однако сегодня используются далеко не все мощности.

В 2014 году российские фабрики выпустили 2,4 млн условных ящиков спичек (в 1 условный ящик входит 50 тысяч спичек). В 2006 году этот показатель был на уровне 8 млн условных ящиков, а перед распадом СССР предприятия России и Белоруссии вместе произвели почти 22 млн условных ящиков продукции. 

 Рынок спичек падает бешеными темпами, и тенденция сохраняется даже не первое десятилетие. В России за 20 лет от 16 крупных спичечных фабрик с горем пополам осталось три условно живых и ещё три в состоянии, близком к коллапсу. Только за четыре месяца прошлого года рынок «схлопнулся» на четверть — на 25,8% по сравнению с показателями 2013 года. 

 Руководители и владельцы фабрик в редких интервью льют слёзы по поводу того, что рентабельность спичечного бизнеса болтается около нуля. Крупнейшая Балабановская фабрика (Калужская область) в конце 90-х годов наладила производство древесно-стружечных плит из отходов спичечного производства и за счёт этого удержалась на плаву. Десятки же других в России, Белоруссии и Прибалтике закрылись. 

Спички

 Внушительная часть живых фабрик сегодня работает на оборудовании полувековой давности — спичечных автоматах, вывезенных из Германии после войны. Несмотря на нищенские зарплаты на таких производствах, они всё равно не выдерживают рыночной конкуренции и закрываются: только за первое десятилетие XXI века в стране прекратили работу восемь спичечных заводов. 

 Основные рынки сбыта отечественных спичек — внутренний, страны СНГ (в том числе Украина, на которую приходится до половины всего экспорта), некоторые страны Европы и Ближнего Востока. Во многом за счёт экспорта предприятия и живут: богатая лесами Россия может себе позволить снабжать дешёвой деревянной продукцией кого угодно. Впрочем, даже на ближайших направлениях российские спичечные фабрики встречают жестокую конкуренцию: в частности, на Украине балабановским спичкам приходится соперничать не только с единственной местной фабрикой, но и с более дешёвыми белорусскими производителями. 

 Фабрики пытаются окучивать нишу рекламной продукции, брендировать спички, но получается не особенно хорошо. Основная проблема — маленький объём заказов. Те же сложности возникают и с производством любых других нестандартных спичек: небольшие партии не могут покрыть всех производственных мощностей, и в результате предприятия всё равно держатся на выпуске самых обычных спичек по рублю за коробок.

 Дорогу молодым 

 Бьёт спички на их же поле относительно юный соперник — зажигалка. Рынок карманных зажигалок в России растёт много лет, вытесняя традиционные спички из всех возможных ниш.

 По оценкам экспертов, ежегодно в стране продаётся до полумиллиарда зажигалок. Основные их потребители — курильщики. Дешёвые зажигалки продаются на каждой кассе возле сигарет, и спички просто выпали из поля зрения покупателей табака.

Спички

 Помимо легальных поставок экстремально дешёвых зажигалок из Юго-Восточной Азии, на рынок попадают немалые объёмы контрафакта из Китая. Поэтому часть рынка находится в тени и не поддаётся оценке — ясно лишь, что спички в любом случае им проигрывают, и лучшие времена спичечной промышленности остались позади. 

 Когда-то спичечные фабрики давали работу целым городам. Сегодня несколько оставшихся производств полностью обеспечивают потребности страны в живом огне.

Чиркнул последней спичкой Алексей Максимук
0
Реклама на New Retail. Медиакит