0/5

Аналитики: что происходит с Amazon?

Аналитики: что происходит с Amazon?
время публикации: 10:00  12 января 2023 года
Последние новости относительно американского онлайн-гиганта вызывают опасения за его будущее. Закрытие проектов, массовые увольнения, забастовки сотрудников складов, миллиардные кредиты, – что происходит с Amazon? И какие прогнозы дают европейские аналитики?
Богатые тоже плачут, и мировой гигант онлайн-торговли Amazon испытывает трудности. 18000 сокращений по всему миру, которые произойдут преимущественно в отделах продаж и найма персонала, закрытие складов в Европе, бесконечные споры сотрудников компании с топ-менеджментом относительно справедливых заработных плат и условий труда, и это только начало. 

В компании приняли решение закрыть большое количество своих обычных магазинов и приостановить развертывание сети высокотехнологичных супермаркетов Amazon Fresh в Великобритании, и это вскоре после того, как компания свернула целый ряд таких проектов как робот для доставки на дом Scout и Amazon Glow. Всё это делается из стремления сократить расходы, несмотря на возвращение к прибыльности в прошлом году. 

Конечно, Amazon еще далёк от падения, но всё говорит о том, что гигант переживает серьезный кризис. В этом тревожном контексте вспоминаются слова Джеффа Безоса о скором банкротстве компании, такой прогноз он озвучил в далеком уже 2018 году на встрече с сотрудниками компании. Безос сказал, что 30 лет – предельный срок для жизни компании, а зловещий юбилей Amazon отметит 5 июля 2024 года…

Кстати, сотрудники уже тогда выражали обеспокоенность именно относительно резкого роста компании, при таком росте она неизбежно начинает «пожирать» саму себя, рассредотачивая усилия на действительно важных стратегических вещах. 

Энди Джесси, исполнительный директор компании, которому Безос передал правление в начале сложного 2021 года, сохраняет хладнокровие, говоря о проблемах Амазон. 

«Все ритейлеры сейчас сталкиваются с экономической неопределенностью, и большинство из них предпринимают шаги, чтобы подготовиться к потенциальным проблемам. Amazon в этом смысле ничем не отличается от других компаний», – говорит Джесси.


Amazon в постпандемическом мире


По мнению экспертов, опрошенных британским изданием Charged, как и многие компании электронной коммерции во время пандемии, Amazon переоценила возможности, с которыми сегмент будет развиваться после пандемии.

Чтобы иметь возможность максимально удовлетворять возросший спрос на онлайн-покупки и доставку во время изоляции Amazon расширила сеть складов. В результате, прибыль компании выросла на 220%, а заказы для подписчиков Prime стали доставляться в 24-часовой срок. Для США это очень быстро. Согласно отчету New York Times, опубликованному в апреле 2021 года, количество товаров, проданных Amazon, выросло на 44%, но и стоимость выполнения заказов выросла на 31%. 

Не было ли это «Пирровой победой», при которой многомиллионные вложения привели к кратковременному сильному росту, но неизбежно стали причиной и скорого замедления? Ведь вложения в логистику и в складские комплексы по итогам 2021 года выросли на 80%! 

«Amazon, на мой взгляд, слишком агрессивно расширилась для рынка, на котором она находится сегодня», — считает Руководитель отдела розничной торговли Publicis Sapient Джулиан Скелли.

Аналитики: что происходит с Amazon?
 
При этом Скелли допускает, что всё это – спланированная тактика. Амазон в пандемию «накопил жирок» и теперь готов к более медленному росту, причинами которого являются инфляция, повышение стоимости жизни и снижение покупательской способности. Скелли считает, что Amazon продолжит инвестировать, ставя во главу угла прибыльность каждого шага, одновременно с этим избавляясь от малоэффективных проектов и лишних костов. Сокращение 6% рабочей силы – часть этой экономики. 

Такой подход объясняет и сокращение физической розницы Amazon, которая по сравнению с более крупными областями бизнеса, такими как служба облачных вычислений или рынок электронной коммерции, кажется скорее второстепенным проектом.

«Основы бизнеса по-прежнему сильны, а цифровые каналы и цифровая трансформация по-прежнему являются приоритетом номер один для ритейлера», — добавляет Скелли.


Amazon против сотрудников Amazon


Amazon – это гигантская армия сотрудников, «поголовье» которой росло в геометрической прогрессии. Для понимания, в 2017 году в компании трудилось чуть более 540 тысяч сотрудников. Активный наём продолжался, за 2019 и 2020 год по 100 тысяч новичков. Одновременно с этим то тут, то там начинали вспыхивать очаги недовольства относительно заработной платы и условий труда. 

В офисах и на фабриках руководство устраивало игровые зоны, места отдыха и прочие элементы заботы, но людям нужны были деньги и отдых. Неслучайно одна сотрудница сравнила 9-часовую смену на складе Amazon с непрекращающейся интенсивной тренировкой, а позднее в сети разошлись откровения работников склада, которые не могут отлучиться в уборную и вынуждены справлять нужду в пластиковые бутылки. 

В 2021 году на пике роста продаж и сокращения срока доставки компания нанимает еще 75 тысяч работников с беспрецедентно высокой зарплатой – 17 долларов в час (максимальная заработная плата – 15 долларов в час). Таким образом, к середине 2022 года в компании работает более полутора миллионов сотрудников. Точечные незначительные увольнения в Амазон происходили, но нынешнее сокращение 18 000 работников – рекорд за всю историю существования гиганта. 

Но самый страшный «грех» компании, доходы которой находятся в практически свободном доступе – обмануть ожидания своих сотрудников. Несмотря на сложный 2020 год, по его итогам компания вдвое нарастила чистую прибыль, заработав $21 млрд. И, конечно, такой рост был бы невозможен без труда многочисленных сотрудников, которые, рискуя жизнью и здоровьем, не только круглосуточно работали на сборе заказов, но и доставляли их.
 
При этом сама компания не проявляла должную заботу о своем персонале. Еще жива в памяти забастовка на сортировочном складе в Нью-Йорке, которая произошла 30 марта 2020 года, причиной которой стало массовое заражение работников коронавирусной инфекцией. Только после забастовки дезинфекция и средства самозащиты стали системными элементами работы. 

«Amazon во время пандемии заработал огромные деньги. Мы думали, что будем получать по крайней мере 2 фунта стерлингов [в час больше], но, когда нам сказали, что это будет 50 пенсов, это просто зажгло всех. Я не хочу работать по 60 часов в неделю, чтобы оплачивать счета. Никто из нас на самом деле не хочет идти на агрессивные меры, но нам нужно поставить точку и высказать свои требования», — сказал один из рабочих британского РЦ изданию The Times.

Amazon долгое время категорически возражала против профсоюзов. В то время как многие рабочие в Европе состоят в профсоюзе, в США это не так распространено. В апреле 2022 года работники одного из крупнейших складов Amazon в Бессемере (штат Алабама) провели голосование на предмет создания первого профсоюза за 27-летнюю историю технологического гиганта.

Однако пока инициаторы создания профсоюза потерпели поражение. Более двух третей голосовавших работников решили, что в профсоюзе у них надобности нет. И это несмотря на то, что целый год вокруг профсоюзной темы бушевали страсти. К проблеме подключились знаменитости, политики и общественные организации. Все же пока относительно высокая заработная плата (15 долларов в час – это выше средней ставки по рынку) стала решающей. НО сам факт проведения такого референдума – это уже событие, и Amazon стоит идти на уступки.




Читайте также:  Amazon сократит более 18 тыcяч сотрудников




Финансирование, капитал и кредит в размере 8 миллиардов долларов


Рабочие, кстати, недовольны и тем фактом, что компания только что получила кредит в размере 8 миллиардов долларов, одобренный банками DBS и Mizuho Bank. Срочный кредит будет погашен через 364 дня с возможностью расходования еще на 364 дня, а вырученные средства будут использованы для «общекорпоративных целей». То есть заработная плата от полученного кредита не изменится. 

Представитель Amazon сообщил агентству Reuters: «Учитывая неопределенную макроэкономическую среду, за последние несколько месяцев мы использовали различные варианты финансирования для поддержки капитальных затрат, погашения долгов, приобретений и потребностей в оборотном капитале».

Консультант по цепочкам поставок Бриттайн Лэдд считает, что кредит стал продолжением неправильной оценки компанией перспективы развития рынка электронной коммерции: «Amazon неправильно истолковала рост продаж во время пандемии как постоянный, а не временный».

Новость о резком сокращении штата Amazon стала для многих шоком, однако Лэдд считает, что гигант электронной коммерции продолжит сокращать штат сотрудников в течение следующих 24 месяцев.

«Amazon должна привести организацию в соответствие с реальностью своего бизнеса. Я предполагаю, что к 2024 году Amazon уволит от 25 000 до 50 000 корпоративных сотрудников и сократит количество сотрудников на складах и исполнителях на 150 000–400 000 человек», — объясняет он.




Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что даже Amazon не является пуленепробиваемым в суровом макроэкономическом климате, в котором оказались предприятия, — у него просто есть средства, чтобы пока относительно уверенно ориентироваться в нем без особых сравнительных потрясений.

Читайте также:
Как развивается гендерно-нейтральная мода – один из главных трендов ближайших лет


По материалам Charged Retail

New Retail

0
Реклама на New Retail. Медиакит