Через призму доверия: как россияне покупают в интернете
время публикации: 10:00 10 марта 2021 года
По данным исследования Яндекс.Маркета и GfK Rus, в 2020 году более 50% россиян в возрасте от 16 до 55 лет покупали в интернете. Один из главных факторов при покупке — отзывы других пользователей. Они, как и гарантии онлайн-магазина, формируют доверие потенциального покупателя.
Кирилл Шпара, руководитель отдела маркетинговых исследований Яндекс.Маркета, рассказал, почему фактор доверия стал одним из ключевых при интернет-шопинге.* * *
Вместе с компанией GfK мы провели исследование интернет-покупателей со всей России. По его данным, первое, на что смотрит пользователь при онлайн-заказе, — это цена. После этого идёт фактор, формирующий доверие, — «Важность отзывов». Потенциальным покупателям важно узнать об опыте других пользователей: столкнулись ли они с трудностями при покупке в магазине и готовы ли рекомендовать товар.Читая отзывы, пользователь решает две задачи: доверять продавцу или нет и нужен ли ему данный товар. На Маркете мы упростили этот процесс: можно изучить характеристики товара, прочитать отзывы на него и сразу купить, не переходя на сайт стороннего продавца. Пользователю не надо изучать способы оплаты, условия доставки и так далее.
Однажды мы на Маркете проводили эксперимент: небольшой части наших пользователей отключили возможность просматривать отзывы — наши метрики сразу значительно упали. Это в очередной раз показало важность непредвзятой информации: отзывов с фотографиями и видео, ответов на вопросы, обзоров.
Ещё один ключевой элемент — «Надёжность продавца». Пользователь безбоязненно сделает первый заказ, если уверен в магазине. Например, если его советовали друзья или он наслышан о нём — известный бренд даёт покупателям ощущение, что, если вдруг возникнут проблемы с заказом, их будет проще решить.
Однажды мы на Маркете проводили эксперимент: небольшой части наших пользователей отключили возможность просматривать отзывы — наши метрики сразу значительно упали.
В целом качественный бренд гарантирует, что можно выбрать товар из максимально широкого ассортимента, получить хорошую цену и удобную доставку. Если пользователь несколько раз прошёл по этому сценарию, то в дальнейшем его уже в меньшей степени будет волновать цена — на первый план выйдут факторы, связанные с комфортом. Однако восприятие магазина как надёжного складывается не сразу. Здесь нужны усилия магазина в разных направлениях: реклама, маркетинг, сервис, работа с клиентами и так далее.
Если же магазин новый или никто из знакомых не делал в нём покупку, тогда пригодится опыт других пользователей — отзывы. Рекомендации и положительные отзывы формируют позитивное восприятие онлайн-покупок в целом. В отзывах обычно ищут честное мнение незаинтересованной стороны. И хотя на Маркете редко, но бывают так называемые купленные отзывы (когда магазин обещает денежное вознаграждение за позитивный отклик), наша служба контроля качества следит за их правдивостью и удаляет ненастоящие.
Третий проверочный фактор — «Оплата при получении». Для покупателя это своеобразная гарантия того, что от заказа можно спокойно отказаться. При этом, по данным наших исследований, доля заказов с постоплатой с каждым годом уменьшается. Покупатели всё чаще выбирают предоплату, что в том числе показывает и тренд на рост доверия к онлайн-торговле в целом. В то же время онлайн-площадки также стараются сделать процессы возврата более прозрачными, идут навстречу пользователям, чтобы завоевать их доверие. Пользователи выбирают постоплату, если не доверяют магазину. Предоплата будет развиваться вместе с маркетплейсами, которые делают процесс онлайн-покупки лёгким и удобным.
Стоп-факторы — то, что отпугнёт от заказа в интернете, — у российских онлайн-покупателей тоже относятся к категории «доверия/недоверия». Большинство опрошенных отметили, что не будут покупать в магазине, если не знают, к кому обращаться в случае проблем, если не хотят вносить предоплату или боятся возможных проблем с доставкой. Онлайн-площадкам стоит у себя на сайте максимально подробно расписать способы доставки и возврата, указать свои контакты и реквизиты — это поможет выстроить более доверительные отношения с покупателем.
Показатель заботы о пользователе
Все предыдущие пункты в основном относились к пользователям-новичкам в электронной коммерции или первым покупкам в новом интернет-магазине. Чем тогда руководствуются опытные пользователи при покупках в своих любимых интернет-магазинах?
Сразу за базовыми причинами — цена, доставка, ассортимент — идут доводы, основанные на доверии: «Это надежный и проверенный магазин», «Известность/репутация магазина» и «Хорошие отзывы / высокий рейтинг».
Таким образом, лояльность пользователей лишь частично зависит от ценовой политики интернет-магазина. Большое влияние на мнение пользователя оказывает и доверие, а его заслужить непросто: нужно следить за своей репутацией в публичном поле, своевременно реагировать на отзывы, быть прозрачным и понятным для клиента.
Пользователи выбирают постоплату, если не доверяют магазину. Предоплата будет развиваться вместе с маркетплейсами, которые делают процесс онлайн-покупки лёгким и удобным.
Ещё одним показателем того, что компания заботится о клиенте, — это развитие технологичности. Пользователи становятся более продвинутыми, поэтому продукт должен дорабатываться исходя из их запросов. Без этого никакой бренд в долгосрочной перспективе развиваться не может.
Доверие в регионах
В ходе исследования мы сравнили подходы россиян при покупках в федеральных и местных интернет-магазинах. В целом доверяют и одним, и другим, но причины разные. Так, федеральные магазины ценят за ассортимент и надежность, а локальные — за быстрые доставку и возврат, и удобное расположение пункта самовывоза.
Интересно, что чем меньше город, тем покупатели в большей степени предпочитают приобретать в федеральных магазинах. Аналогичная ситуация с возрастом онлайн-покупателей: чем они старше, тем больше предпочитают федеральные магазины. Можно предположить, что они не всегда могут и хотят разбираться в нюансах выбора магазинов и предпочитают идти в известный и проверенный маркетплейс, чьи постаматы и ПВЗ находятся около дома и работы.
Читайте также: Как россияне покупали в 2020 году в интернете — исследование Яндекс.Маркета и GfK Rus
Также пользователи привязываются к онлайн-площадке, если у неё удобная программа лояльности — например, кешбэк баллами, которые можно тратить на следующие покупки или в других сервисах. Такая механика знакома по банковским картам.
* * *
Мнение о том, что покупатель выбирает магазин только по цене, уже не аксиома. Сейчас многие обращают внимание и на репутацию магазина, и на качество сервиса — это подтверждается результатами исследований. Поэтому следить за восприятием своего бренда важно, как большому ритейлеру, так и небольшому магазину. Либо можно сосредоточиться на качестве товара и предоставлении конкурентной цены и продавать на маркетплейсах, которые привлекают покупателей своим брендом и отвечают за упаковку, доставку заказов и общение с покупателем.
Кирилл Шпара,
руководитель отдела маркетинговых исследований Яндекс.Маркета
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...