Экономика SEO на маркетплейсах: как формировать и корректировать бюджет


Head of retail & social e-commerce SF.RU Юлия Новикова рассуждает, как с учетом новых вводы изменится подход к SEO на маркетплейсах в обозримом будущем, и как компаниям с учетом новых условий формировать бюджет на SEO.
Классическое SEO vs. SEO на маркетплейсах
SEO, или поисковая оптимизация, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение видимости веб-сайта в результатах поисковых систем. Основная цель SEO в том, чтобы сделать сайт более привлекательным для роботов Google, Яндекса и других поисковых систем, чтобы в итоге повысить его рейтинг и занимать более высокие позиции в выдаче. Основные элементы SEO включают подбор эффективных ключевых слов, выбор заголовков и мета-тегов, а также создание уникального и ценного контента.
Поисковая оптимизация на маркетплейсах выглядит как будто проще. Еще совсем недавно среди селлеров не считалось чем-то зазорным переносить на маркетплейсы фото из соцсетей и до отказа забивать текстовое описание ключевыми словами. В 2024 году такие методы не работают — гораздо важнее то, как продавец позиционирует свой товар. Качественное представление продукции повышает узнаваемость бренда и лояльность клиентов, что во многом и определяет конечный финансовый результат.
Главное различие между классическим SEO и SEO на маркетплейсах заключается в том, что классическое SEO фокусируется на оптимизации веб-сайтов для поисковых систем, в то время как SEO на маркетплейсах ориентировано на оптимизацию товарных карточек внутри самой платформы. У маркетплейсов свои уникальные правила, алгоритмы и форматы представления информации, требующие специфического подхода к созданию контента для повышения видимости и привлечения покупателей.
Как маркетплейсы ранжируют товары
Обнародовав факторы ранжирования, Wildberries лишний раз показал: универсальной стратегии продвижения на маркетплейсах нет. Каждая площадка требует индивидуального подхода. Алгоритмы WB анализируют, в первую очередь, скорость сборки, расстояние и время доставки товара (степень влияния на позицию в поиске — от 30 до 40%).
Содержание карточки важно для информирования клиента, но в поисковом ранжировании занимается обычно 7–10%. Текстовая релевантность поставлена во главу угла на Ozon (20–40%) и Яндекс Маркете (27,5%).

При этом нет никакой гарантии, что через какое-то время нынешний порядок вещей не изменится. Площадки быстро растут, больше доверяют искусственному интеллекту, запускают дополнительные рекламные инструменты, формируют экосистемы. У того же Ozon есть онлайн-банк и сервис поиска авиабилетов, Wildberries зарегистрировал дочернюю микрофинансовую организацию, Яндекс объединил маркетплейс с сервисами «Еда» и «Лавка». Стратегию SEO нужно регулярно корректировать исходя из текущей рыночной ситуации.
Особенности экономики SEO на маркетплейсах
Экономическое планирование SEO на маркетплейсах — важный аспект успешной стратегии продвижения. Его можно условно разделить на три этапа.
● Анализ рынка и конкурентов
Предварительное исследование начинают с выявления конкурентов: нужно узнать их стратегии и способы позиционирования, выяснить, какой у них ассортимент товаров и ценообразование. Это даст полное представление о конкурентном ландшафте и позволит определить собственные уникальные преимущества. Не менее важно детально изучить актуальные потребительские тренды, чтобы адаптировать SEO-стратегии под изменяющийся запрос рынка.
● Формирование бюджета
На основе анализа конкурентной среды и позиционирования магазина, стратегическое распределение бюджета становится ключевым этапом. Каждое направление требует дифференцированного подхода, исходя из приоритетов, связанных с контентом, оптимизацией карточек товаров, использованием инструментов платной рекламы. Цель — максимизировать эффективность затрат, ориентируясь на наиболее важные и влиятельные факторы.
● Мониторинг и анализ
После реализации SEO-стратегии необходим систематический мониторинг и анализ результатов. Сегодня внутренние сервисы маркетплейсов помогают отследить ключевых метрик, таких как трафик, конверсии и ROI и, порой, делают это лучше сторонних сервисов. Регулярная коррекция бюджета и тактик в соответствии с полученными данными позволит выжать максимальный эффект из SEO, обеспечивая стабильный рост в электронной коммерции.
Примеры успешного SEO на маркетплейсах
Три примера того, как SEO на маркетплейсах работает на практике.
Кейс № 1. TOPTOP
Категория: fashion.
Задача: увеличить месячный оборот от Wildberries и Ozon, сохранить ДРР.
Решение: оптимизировали товарные карточки. На Wildberries много работали с текстами: убрали длинные перечисления и «воду», дополнили описания недостающей информацией, добавили несколько сотен рекомендованных товаров. На Ozon сделали упор на семантику, причем ключевые слова подбирали через внутреннюю аналитику площадок, а не с помощью Вордстата. Добавили платное продвижение с прицелом на внутреннюю аудиторию маркетплейсов.
Результаты: доход на Ozon — неприоритетной площадки для клиента — уже в первый месяц вырос на 95%. Суммарный оборот от двух площадок за полгода вырос на 58% — в два раза больше, чем требовалось. ДРР сохранился на уровне 3%.
Читайте также: Витрина на маркетплейсах: как показать товар лицом, используя популярные площадки
Кейс № 2. Zenden
Категория: fashion.
Задача: увеличить ежемесячный оборот на Wildberries и Ozon, сохранить ДРР, увеличить процент выкупа.
Решение: На Wildberries много работали с текстами. С помощью нейросетей дополнили описания товаров недостающей информацией и удалили лишнюю; добавили ключевые запросы в описание; исправили названия продуктов. Все произведенные работы помогли увеличить контент-рейтинг карточек и увеличить шанс показа в поисковой выдаче. На Ozon сделали упор на семантику. Ключевые запросы собирали с помощью внутреннего сервиса Ozon. Работа с карточками стала подготовкой к запуску платного продвижения.
Результаты: за первый месяц работ оборот от двух маркетплейсов вырос в совокупности на 40%, за второй месяц — ещё на 25%. Доля рекламных расходов осталась на прежнем уровне.
Технологические и не только тенденции
Учитывая масштабы и скорость, с которой меняются площадки, на первый план в SEO выходят умения быстро анализировать большие объемы информации и адаптироваться под новые условия. Вот на что, по нашим прогнозам, в ближайшем будущем стоит обратить особое внимание при органическом продвижении на маркетплейсах:
● Персонализация
Технологии машинного обучения, которые все больше задействуют маркетплейсы, совершенствуют поиск, точнее подстраивают выдачу под интересы и предпочтения конкретного пользователя. Селлерам предстоит тщательнее изучать свою целевую аудиторию, чтобы персонализировать контент и сделать его более релевантным, чем у конкурентов.
● Виртуальная и дополненная реальности
VR и AR-технологии — не новинка на маркетплейсах (вспомните хотя бы виртуальную примерочную Lamoda). Они улучшают пользовательский опыт, повышают конверсию, облегчают принятие решения о покупке за счет более глубокого знакомства пользователя с товаром, усиливает лояльность к бренду и, как следствие, увеличивают прибыль.
● Визуальный и голосовой поиск
По данным Invoca, в 2021 году на долю голосовых покупок приходилось $2 миллиона потребительских расходов, а Google получал по 3 миллиарда визуальных запросов в месяц. С ростом возможностей ИИ, поиск по фото и голосовым запросам становится точнее. Это предъявляет дополнительные требования к качеству контента: фото, видео, текстам.
● Использование ИИ для оформления витрины
Алгоритмы машинного обучения могут анализировать данные о предпочтениях потребителей, покупательском поведении и трендах, предоставляя ценную информацию для составления эффективных описаний и заголовков. ИИ также помогает в подборе ключевых слов, учитывая популярные запросы пользователей, что способствует лучшей индексации товарных карточек.
● Команды вместе «людей-оркестров»
Чем сложнее и шире набор инструментов, тем больше времени и усилий требуется для работы. Несколько лет назад каких-то результатов теоретически можно было достичь и с одним «специалистом по маркетплейсам» в штате. Сегодня многостаночники постепенно уходят в прошлое, уступая место командам дизайнеров, копирайтеров, маркетологов, аналитиков.
Юлия Новикова,
Head of retail & social e-commerce SF.RU.
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Что ожидать от маркетплейсов в 2025 году: на чем сконцентрируются крупнейшие тор...
-
Объединённые Арабские Эмираты: что делает страну «оазисом» для российского бизне...
-
Тонкости фармацевтического маркетинга: о чем важно помнить, продвигая лекарствен...
-
Всё, везде и сразу: по каким законам развивается многофункциональный (гибридный)...