0/5

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом
время публикации: 10:00  27 марта 2023 года
Сейчас e-commerce является самой быстрорастущей и перспективной отраслью российской экономики. Рынок развивается семимильными шагами и за каждый год проходит путь, на который у другой отрасли ушло бы несколько лет. Мы решили напомнить вам о главных событиях рынка с 2013 по 2023 годы.
Это наш совместный проект с компанией PIM Solutions, которая в этом году отмечает свое 10-летие. PIM Solutions — IT и FinTech-компания, развивающая сервисы для интернет-магазинов по оптимизации финансов и логистики. Все эти годы компания росла и развивалась вместе с рынком и может многое о нем рассказать. 


PimPay отделился от MultiShip


В 2012 году был основан логистический сервис MultiShip, который на рынке до сих пор вспоминают с теплотой. Это был революционный продукт на российском рынке. Внутри сервиса стали развиваться продукты Быстрые Деньги и Очень Быстрые Деньги. Они помогали интернет-магазинам в максимально короткие сроки получать оборотный капитал. Эти продукты развивал Евгений Чернов.

Через год технологии MultiShip были проданы Яндексу, а финансовые продукты стали развиваться в отдельной компании под руководством Евгения Чернова. Новая компания получила название PimPay. 

Откуда оно взялось? ПИМ – это сокращение от «помощь интернет-магазинам», а слово pay указывало на то, как именно компания помогает продавцам. В то время в компании работали 5 сотрудников, которые обработали 72 тыс. заказов, что почти в 26 раз больше, чем было годом ранее, когда сервисы еще работали внутри MultiShip.






История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом    
 

Юлмарт на коне


В 2013 году «кибермаркет» торжественно отметил свое 5-летие. Первый юбилей компания встретила в качестве лидера российской интернет-торговли с выручкой порядка $1 млрд. Юлмарт одним из первых ввел гибридный формат – витрина с товарами в электронном виде. Клиенты выбирали технику на сайте или с помощью терминала, установленного в торговом зале, а получить покупку можно непосредственно в «кибермаркете», пункте Юлмарт Outpost либо заказав доставку курьером. 

При этом доля Юлмарта в общем объеме интернет-торговли России составляла всего 3%, тогда как, в США на долю Amazon.com приходилось уже 25% рынка.

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом


В России активно открываются иностранные интернет-магазины

 
В 2013 году иностранные компании стали делать серьезную ставку на российский рынок электронной коммерции. Компании, которые давно открыли офлайн-магазины, наконец начали развивать интернет-продажи, а зарубежные интернет-гиганты перевели свои сайты на русский язык. 

Интернет-магазины на российских доменах открыли, например, Tommy Hilfiger, Zara и IKEA. Amazon начал отправлять в Россию электронику (до этого отправлял одежду и обувь) и русифицировал дочерний онлайн-магазин одежды Shopbop. Свой сайт на русском языке запустила площадка eBay, а платежная система PayPal получила разрешение Центробанка на работу в России. Также на наш рынок вышла китайская торговая интернет-платформа Osell.

Как вишенка на торте свой интернет-магазин в России открыла Apple, которая долгое время игнорировала этот рынок. Можно посмотреть на архивные картинки и поплакать над ценами. 

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом


Цифры года


58% россиян никогда не совершали покупок онлайн
73,8 млн пользователей – онлайн-население России. Это самый большой показатель в Европе
2-3% – доля e-commerce в российском ритейле
3% – доля лидера (Юлмарт) на рынке интернет-торговли
6-7% – доля интернет–продаж от всего оборота рынка детских товаров
30% российских интернет-магазинов принимают только наличные
1 трлн юаней ($161 млрд) составил оборот интернет-торговли в Китае 


Топ-10 онлайн-ритейлеров по посещаемости


1) Ozon.ru 
2) Ulmart.ru
3) Svyaznoy.ru 
4) Wildberries.ru 
5) Sotmarket.ru 
6) Enter.ru
7) Eldorado.ru
8) MVideo.ru
9) DNS-shop.ru
10) Lamoda.ru


Мегаклассифайд 


Шведский Avito Holding и южноафриканский медиахолдинг Naspers объединили в России свои сервисы бесплатных объявлений (тогда их называли интернет-барахолками). Принадлежащие Naspers сайты Slando.ru и OLX.ru стали частью Avito.ru. Через 8 лет Авито стал самым посещаемым сайтом объявлений в мире.

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом


Яндекс Маркет делает первый шаг в сторону маркетплейса


Крупнейший российский агрегатор товаров в интернете предложил оформлять покупку прямо на его сайте. Взамен интернет-магазины должны платить Маркету 1% от суммы сделки. Маленьким магазинам эта новость не понравилась, они заявили, что эта модель может стоить им бизнеса. Многие оказались правы. 

До этого Яндекс.Маркет (тогда он писался через точку) использовал модель с оплатой за переход на сайт (СРС, cost per click): интернет-магазины платят агрегатору определенный процент за переход покупателя на их сайты. Новая модель — это оплата за действие по завершении покупки (cost per action, CPA).

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом 


Утконос уходит в онлайн


Сеть, основанная в 2000 году, развивала и онлайн- и офлайн-торговлю, однако в 2013 году закрыла последние офлайн-точки и стала продавать продукты только в интернете. 


Ozon стремительно растет, но без прибыли


По результатам 2012 года валовый оборот компании увеличился на 73% и достиг 15,27 млрд рублей, а чистая выручка от продажи товаров и услуг выросла на 63% и составила 7,77 млрд рублей.

Ассортимент сайта Ozon.ru составлял 2,2 млн товаров, большую часть продаж составляли книги (63,8%) и детские товары (43,1%). 77% клиентов расплачивались наличными. 

На тот момент Ozon объединял пять проектов: интернет-магазин Ozon.ru, службу доставки «О-Курьер», туристический сервис Ozon.travel, обувной интернет-магазин Sapato.ru и проект для создания интернет-магазинов eSolution. 


Совместные покупки


СП покупки – это вид опта, когда несколько одинаковых ростовок и размеров товара продают по низкой цене со значительной скидкой. Люди активно объединялись в соцсетях и заказывали товары, получая значительные скидки. Несмотря на весомую выгоду, по-настоящему массовой эта практика не стала.

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом


Интернет-торговля – самая быстрорастущая отрасль экономики


Главными героями Рейтинга рунета от Forbes стали интернет-магазины. Первые два места традиционно заняли Яндекс и Mail.ru Group (ныне VK Group). Третье место занял Утконос (выручка $300 млн). На 4 месте удвоивший выручку Wildberries ($290 млн) и впервые опередивший Ozon (5 место, $270 млн). Выручка магазинов Холодильник.Ру (6 место, $262 млн) и KupiVip (7 место. $256 млн) выросла в 1,5 раза.

Отмечается, что в России нет ни одной отрасли экономики, которая развивалась бы теми же темпами. В интернете компании и легко взлетают, и легко разоряются.


Страсти по параллельному импорту


В 2013 году на правительственном уровне обсуждалась легализация параллельного импорта. Ее поддерживал, например, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Интернет-продавцов эта инициатива напугала не на шутку. Легализации всячески противодействовал АКИТ, который отправил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором изложил катастрофические последствия этого решения для рынка. 

Эти обсуждения породили конфликт внутри отрасли. Так, компания Викимарт из-за разногласий по вопросу параллельного импорта покинула АКИТ. В компании заявили, что запрет на параллельный импорт лоббируется в интересах нескольких компаний. 

В итоге легализации параллельного импорта не произошло. Она случилась только в 2022 году, и продавцы против этого, мягко говоря, не возражали.




Читайте также:  Кейс: как Авито запустил опцию DBS для продавцов с помощью решений PIM Solutions




Почта не успевает доставлять заказы из-за границы


Россияне распробовали заграничный интернет-шопинг. В 2012 году в Россию поступило 21,6 млн посылок из-за рубежа, в 2013 году это количество выросло еще сильнее. Только в Шереметьево ежедневно поступало 50 т посылок. Почта успевала вывозить только 25 т. В один момент в московских аэропортах скопилось 500 т международной почты, в основном интернет-заказов. В простое обвиняли медленную работу таможни. 

В то время через московский узел проходило принимается 75% международной почты, приходящей в Россию. Эту проблему начали решать, вскоре часть грузов из Китая стала проходить через Новосибирск. Это облегчило нагрузку, но все равно почтовым службам приходилось очень тяжело. 

Отечественным продавцам не нравилась популярность зарубежных интернет-магазинов, и они лоббировали всякие запреты. Практика показала, что лучшим средством конкурентной борьбы стало развитие собственных удобных сервисов.

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом




Одной строкой:


Интернет-магазинам не хватает складов и курьеров

М.Видео открыл первую точку в новом для себя формате dark store

Интернет-магазин «Эльдорадо» открыл более 100 ПЗВ (пунктов заказа и выдачи)

Французский парламент запретил интернет-магазинам бесплатную доставку книг

Глава Amazon Джеффри Бэзос заявил, что бизнесу не стоит гнаться за сиюминутной прибылью, а нужно следовать за своим сердцем

Джек Ма покинул пост главы Alibaba Group и стал председателем интернет-гиганта 

Amazon объявил о намерении нанять 5000 дополнительных сотрудников и пообещал к 2015 году запустить полноценную доставку беспилотниками 

В России впервые прошли акции Black Friday и Киберпонедельник

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом

В следующей серии «Истории российского е-коммерс»: 

• АКИТ против Яндекс.Маркета
• Alibaba выходит на IPO
• Продуктовые ритейлеры присматриваются к онлайну
• Ажиотажный спрос на фоне девальвации
• Ограничение анонимных интернет-платежей 

PIM Solutions для NEW RETAIL

0
Реклама на New Retail. Медиакит