Курс на инновации: антикризисные тренды e-commerce
время публикации: 14:00 22 апреля 2015 года
Как инновации способны помочь в развитии розничного бизнеса? Какие тренды намечаются в электронной коммерции в мире и в России и как технологии способны снизить затраты? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали 7 апреля в отеле Four Seasons на форуме «E-commerce 2025: инновации против кризиса», организованном 46elements.
«Кросс-бордер – это мировой тренд электронной коммерции, и прошлый год для России также был годом кросс-бордера. Во многом это связано с уровнем проникновения интернета и существенным ускорением международной логистики», – отметил Владимир Холязников, СЕО KupiVip. «Так, по данным экспертов, в США 11% электронной коммерции идет через кросс-бордер, в азиатских странах – около 20%, в России – 35%, а в Австралии – 45%», – поделился с участниками глава KupiVip. По словам спикера, немаловажный тренд – это приток покупателей с мобильных устройств, например Vip.com – китайская фэшн-платформа – объявила о том, что в четвертом квартале прошлого года получила 70% заказов с мобильных устройств. По прогнозам Холязникова, в ближайшее время следует ожидать роста рынка электронной коммерции, сокращения розницы и увеличения количества свободных торговых площадей. «Кросс-бордер будет урегулирован в ближайшее время, и мы будем видеть укрупнение рынка, как минимум консолидацию логистики, будут выходить новые международные компании, а крупные локальные игроки будут наращивать свое влияние», – сказал он в завершении.
Андрей Макаров, директор департамента маркетинга Группы МТС, рассуждая о новых платежных экосистемах, сказал: «Мы не хотим быть конкурентами банка, мы хотим быть частью новой экосистемы, в которой сейчас нет мобильного оператора. Это самое основное, и мы движемся в этом направлении. Чтобы идентификатором был не аккаунт на Фейсбук, а номер телефона. Многие игроки уже используют эту технологию, Qiwi, например».
«Во время кризиса развлечения растут как никогда, и в этом году особенно. Билеты в кино и театры бьют все рекорды, это может доказать любое исследование, – сказал Дмитрий Даниленко, коммерческий директор Яндекс.Деньги в начале своего выступления, парируя мнение Владимира Холязникова, который отметил падение спроса на развлечения, – я прекрасно помню, когда у меня сработал мониторинг по платежам, и я никак не мог понять, что случилось. Оказалось, что в прокат вышел фильм «50 оттенков серого». Ни один ритейл не может похвастаться таким ростом, я понимаю, фильм специфичный, но это доказывает, что отрасль растет». Сейчас потребители все чаще предпочитают оплачивать покупки с помощью кредитных карт, потому что участвуют в программах лояльности от банка, получают возвраты части покупки на счета мобильных и ценят удобство: не нужно носить с собой весь день наличные, чтобы выкупить товар. «Задача будущих инноваций – сделать платежи в сети наиболее комфортными, для того чтобы бизнес развивался, мало следить за трендами, нужно следить за удобством», – сказал Даниленко. В своем выступлении он рассказал о том, почему электронные деньги тратятся легче, чем наличные, где хранят свои деньги потребители, о банковских платежных кейсах и показал актуальные статистические данные.
Задача будущих инноваций – сделать платежи в сети наиболее комфортными, для того чтобы бизнес развивался, мало следить за трендами, нужно следить за удобством
Как оптимизировать офлайн-сервис в онлайне, рассказал Дмитрий Измайлов, генеральный менеджер UBER в Москве. Компания занимается тем, что предоставляет пользователям персонального водителя посредством мобильного приложения, в последнее время ее часто ставят в пример, когда говорят об инновационных услугах. «Оптимизация издержек, повышение эффективности работы водителей и улучшение коммуникации между водителем и клиентом», – это три кита, на которых держится оптимизация работы сервиса, сказал он. В своем выступлении он поделился тем, как работает сервис, чего удалось добиться за время работы в Москве, о принципах деятельности компании и новых решениях, которые будут внедрены в скором времени.
О том, как корпоративным венчурным компаниям работать с молодыми стартапами, рассказала Ольга Туржанская, руководитель Qiwi Venture. «Для того чтобы быть успешными на рынке, необходимо находить партнеров, и мы поняли, что мы сможем расти кратно благодаря инновационному партнёрству и построению экосистемы вокруг материнского бизнеса», – поделилась с участниками Ольга. В результате появилась Qiwi Universe 2.0 – платформа по запуску совместного продукта с Qiwi, которая масштабируется от стартапов до бизнеса. Проекты, которые сейчас уже успешно запущены – это проекты PinBonus (единая карта, объединяющая все карты лояльности и дисконтные карты) и TodayDelivery (доставка день в день).
Открытие API, создание акселераторов и венчурных фондов, проведение хакатонов – тренды мировых вендоров, и то, что ведущие игроки рынка следуют им, позволит не упустить из виду лучшие новые идеи.
В своем выступлении вернулся к теме стартапов Сергей Максимчук, руководитель проекта «Альфа-Старт». Он рассказал о сотрудничестве со стартапами на разных стадиях, от предпосевного до зрелого. Так, например, для предпосевного периода создан акселератор Alfa Camp, для посевных – «Альфа-Старт», а для зрелых стартапов сейчас готовятся решения. Он заявил о готовности запускать совместные проекты, если они интересные и есть спрос со стороны клиентов банка.
«Мобильный check-out, сплит-платежи и денежные переводы – это те тренды, которые мы наблюдаем и верим в них. Если есть стартапы в этой сфере, мы готовы помочь им», – отметил он.
Байрам Аннаков, СЕО App in the air, рассказывая о технологии order ahead, привел пример приложения компании Taco Bell: 97% покрытия они добились, закрыв в один день все свои сайты с простым объявлением о том, что теперь их нет в сети, и для заказа нужно скачать приложение. «Средний чек в order ahead выше, потому что человек в мобильном приложении не ощущает прессинга и набирает больше товарных позиций. Во-вторых, интерфейс приложения лучше адаптирован под выбор позиций, чем доски с меню, что удивительно, – добавил он, – но появляется проблема двух очередей, по двум типам услуг. Starbucks решил эту проблему, открыв две кассы для разных посетителей». Что касается технологии iBeacon, в России на данный момент успешные кейсы крутятся только вокруг задач по навигации. «Начинать создавать мобильное приложение и двигаться в этом направлении нужно четко осознавая, что, прежде всего, это сервис», –резюмировал спикер.
Гульфия Крумангелеева, руководитель отдела управления опытом покупателя М.Видео, признанная лучшим спикером, рассказала об улучшении покупательского опыта в цифровых каналах. «В кризисное время в своей омниканальности нужно расставить приоритеты, а затем переходить к улучшению покупательского опыта», – отметила она. По ее словам, ключевым фактором деятельности должна быть любовь к продукту, а исследования – это не всегда дорого, и их можно сделать внутри своей компании, используя вполне доступные инструменты. В кризис нужно опережать своих конкурентов, например, используя iBeacon, рекомендательные сервисы и обрабатывая брошенные корзины.
Ключевым фактором деятельности должна быть любовь к продукту
Андрей Чечин, выступивший на форуме в новой должности генерального директора Qiwi Post, акцентировал внимание участников на способах доставки и их влиянии на электронную коммерцию. Интернет-магазинам нужно решить, какой уровень сервиса и скорость доставки они готовы предложить клиентам, чтобы это было уникальное торговое предложение. «По данным нашего исследования, сокращается доля курьерской доставки и растет количество тех, кто выбирает самовывоз. Важно то, что около 52% клиентов хотят получать заказы во внерабочее время, это нужно принимать во внимание», – сказал он.
«Лояльность – это не что иное, как любовь по расчету», – сказал Алексей Даньшин, руководитель направления Ozon B2B, компании, которая занимается построением программы лояльности под ключ для малого и среднего бизнеса.
«Программы лояльности – это всегда игра в долгую, и уже на старте нужно понимать экономику проекта и иметь оптимизированные процессы, чтобы в процессе не нанимать еще 20 человек для администрирования проекта», – отметил он.
В течение дня прошло три круглых стола, за которыми участники из разных отраслей рассуждали о том, какие глобальные тренды меняют рынок, обсудили модную сейчас тему омниканальных стратегий и возможности электронных кошельков для ритейла. Если просуммировать их высказывания и выделить самые главные тезисы, получится следующая картина:
- Удобство для клиента – главный драйвер инноваций в компании.
- Любой новый сервис требует педагогического подхода, потребителя нужно обучать, должен быть набор понятных инструкций.
- Консервативный взгляд на клиента и продукт в некоторых случаях первичен.
- Банкам сложно охватить всё самим, полагаться только на свои ресурсы – это близорукость. Выход из ситуации – партнёрство.
- Всё вместится в экран телефона – это будет главный экран в мире.
- В будущем все ритейлеры будут заниматься омниканальностью, а те, кто от нее откажутся, станут неконкурентоспособными.
- Технологии не будут развиваться линейно, на первый план будут выходить то одни, то другие игроки.
Методом голосования экспертов были выявлены два проекта, признанные лучшими, которые получили награды в виде памятных статуэток. Первый проект «Pinbonus: новый формат платформы лояльности», представленный Владимиром Дьяковым и второй – «Check-n-pay: выставление счетов на мобильный номер клиента», представленный Андреем Петкевичем. Суть Pinbonus'а заключается в том, чтобы все дисконтные карты внедрить в телефон и создать аппаратную карточку, являющуюся агрегатором всех карт с магнитной полосой. Таким образом, больше не придется носить с собой огромную кипу карточек. В чем же особенность второго проекта-победителя? «Check-n-Pay» позволяет оплачивать счета, выставляемые продавцом, в один клик, с помощью мобильного устройства. Оплата производится в три шага: клиент получает счет, проверяет детали и производит оплату (с помощью электронного кошелька или банковской карты, данные которых он вводит единожды при запуске приложения).
Многие участники отметили, что форум оставил впечатление сбалансированного и насыщенного информацией и интересными спикерами мероприятия. Дискуссии вокруг инноваций в электронной коммерции не стихали даже в кулуарах. Было много рассуждений о том, кто будет в выигрыше, и кто проиграет – банки, платежные системы, стартапы или кошельки. Кто окажется у финиша первым и в каком составе, увидим совсем скоро.
На форуме побывала Арай Шарипова
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...