0/5

Технологии успеха: как Concept Group организует логистику интернет-магазина

Технологии успеха: как Concept Group организует логистику интернет-магазина
время публикации: 12:47  13 августа 2015 года
Рынок электронной коммерции в России, долгое время сдерживаемый ментальностью пользователей, сейчас находится в стадии активного роста. По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2014 году объем рынка электронной торговли в России превысил 478 миллиардов рублей, еще 490 миллиардов дохода пришлось на электронные платежи.

Хотя оборот в каждом из этих сегментов увеличился за год примерно на треть, потенциал роста российского рынка e-commerce гораздо выше. Поэтому многие ритейлеры осознают преимущества развития как традиционной розничной сети, так и направления e-commerce.

Однако игрокам российского ритейла и рынка e-commerce, приходится сталкиваться со сдерживающими факторами – коньюнктурой рынка, скачками валютных курсов, постоянно меняющимися легально-правовыми основаниями работы.

Помимо внешних факторов, одно из препятствий кроется в самом основании бизнеса розничной торговли – в логистике. Людмила Терновая, операционный директор Concept Group, рассказала подводных камнях на пути успешной организации логистики на российском рынке, и о том, как IT-решения могут помочь их преодолеть.

Concept Group начинался и работает как традиционный ритейлер. Однако под своими брендами вы решили развивать и онлайн-магазины. С какими сложностями вам пришлось столкнуться в новом направлении?

Когда мы только начинали, были проблемы взаимодействия с партнерами, которые обеспечивали нам почтовую и курьерскую доставку. Но за последние два-три года мы видим существенный прогресс - их услуга стала для нас более качественной, а процесс в целом более прозрачным.

С чем это связано?


Прозрачность повысилась в связи с активным внедрением ИТ-систем и автоматизацией процессов в нашей компании и в компаниях-партнёрах. Все это позитивно влияет на воспринимаемое нами и нашими клиентами качество услуг, в том числе и на скорость доставки заказов.

Технологии успеха: как Concept Group организует логистику интернет-магазина

Верно ли, что одна из основных причин потери времени и ресурсов в процессе доставки - слабая автоматизация управления складами?

Да, для крупных складов автоматизация (и/или внедрение соответствующей ИТ-системы) - подчас единственный способ обеспечить прозрачность складских процессов и наладить их эффективное функционирование.

Что еще мешает сокращению затрат на логистику и повышению скорости и качества обработки товаропотока e-commerce в России?


Недостаточное количество квалифицированных специалистов. Вследствие этого в компаниях устанавливаются неэффективные процессы обработки. А если процесс неэффективен и не гибок, например, не изменяется соответствующим образом при росте потока, то скорость качество и затраты изменяются не в лучшую сторону.

Причем это часто не зависит от того, обрабатывает ли компания товаропоток самостоятельно или пользуется услугами специализированных компаний. Многие логистические операторы и их клиенты также страдают от неэффективных процессов, и часто причиной является как раз квалификация их специалистов. Да и выбор логистических партнёров напрямую зависит о квалификации внутренних логистов.

Могут ли специализированные IT-решения отчасти снять эти проблемы?

Такие решения могут помочь как раз в том, чтобы зафиксировать процесс в правильном его течении. Причем грамотно выбранные решения, соответствующие специфике конкретного товаропотока, но при этом имеющие возможности перенастройки - например, при изменении объемов, структуры цепи поставок – позволяют торговой сети развиваться и оставаться эффективной.

К сожалению, бывает, что ритейлеры выбирают решения с недостаточным или неподходящим инструментарием, а затем в процессе внедрения и эксплуатации программируют дополнительные функции. Если компания таким образом зафиксирует свои, пусть даже «исторически сложившиеся», но не эффективные процессы, такое решение также будет ограничивать развитие логистики.

Как ИТ-решения могут помочь в случае резкого изменения параметров логистического процесса?

Если ИТ-система не поддерживает использование прогностической оценки, то она просто не сможет правильно обработать сигналы об изменившихся обстоятельствах. Плюс таких решений в том, что требования к квалификации персонала, эксплуатирующего такие системы, ниже. Но данные ИТ-продукты хороши только в постоянных условиях или условиях небольших изменений.  

В системах, где экспертная оценка играет важную роль, эффективность решений во многом зависит от квалификации персонала, который вырабатывает эту оценку. В качестве выигрыша от таких систем компания получает гибкость и адаптивность. В некоторых отраслях, например, для нас в фэшн-ритейле, это жизненно важные преимущества.

Технологии успеха: как Concept Group организует логистику интернет-магазина

У вашей компании растет оборот, и как следствие, увеличивается нагрузка на складскую логистику. Расскажите, какие решения для автоматизации вы используете для контроля над процессами?

Да, компания растет на 30-40% в год, соответственно, меняются задачи и в логистике. Что касается традиционных областей и учетной функции, компания практически с момента основания использует различные системы автоматизации. В этом году, например, совместно с консалтинговой командой Columbus запускаем новую систему управления складом на базе Microsoft Dynamics AX 2012, которая заменит решения на базе 1C. Со своей стороны мы дорабатываем ключевые процессы, вкладываем туда новые представления о том, как они должны функционировать в ближайшие 3-5 лет.

Мы задумались и об автоматизации наших дифференцирующих процессов. У нас уже внедрена PLM-система, которая управляет разработкой коллекций, закупочной деятельностью и данными о продукте – это отраслевая система, для фэшн-ритейлеров, которые имеют собственное производство. Кроме того, мы решили автоматизировать планирование – ассортиментное, объемное, календарное, начинаем запускать проекты по ИТ-поддержке маркетинговых программ, а для получения необходимой аналитики у нас появилась BI-система.

В чем вы видите преимущества этих систем?

Ключевое преимущество – в стабилизации процессов. Это дает нам возможность быстрее обучать новый персонал и контролировать его деятельность в компании. А в случае автоматизации дифференцирующих процессов ещё и получать значительные конкурентные преимущества.

Как изменился ваш подход к организации работы со складами при запуске интернет-магазина? Пришлось ли вносить коррективы в механизм управления складами?

Мы организовали складское обслуживание на базе собственного распределительного центра, который обслуживает нашу розничную сеть, оптовых и франчайзинговых партнеров. Да, нам потребовалось время, чтобы адаптировать складские процессы к особенностям работы с интернет-магазинами.

Вот почему на наших складах мы начали развивать процессы, которые соответствуют именно этим особенностям. В частности, в ходе проекта по автоматизации мы ввели многоступенчатую сборку заказа. Суть ее в том, что в одном складском маршруте мы собираем несколько заказов интернет-клиентов параллельно. Это сокращает маршрут сборки и позволяет экономить ресурсы. Основную массу заказов мы сейчас обрабатываем за 4-6 часов.

А как изменился подход к организации перевозок в случае с онлайн-магазином?

Нам пришлось выбирать новых партнеров. Если раньше мы сотрудничали с крупными федеральными транспортными компаниями, то в случае с интернет-магазином это курьерские компании и компании почтовой доставки. Требования к этим контрагентам были несколько иные. Информационные системы нам в этом также существенно помогли: мы быстрее собираем информацию о параметрах функционирования данных потоков, быстрее реагируем на то, что происходит в этой среде.


Светлана Золотар
0
Реклама на New Retail. Медиакит