0/5

Весна в ритейле: все не так плохо, как кажется

Весна в ритейле: все не так плохо, как кажется
время публикации: 16:00  20 мая 2015 года
Сезон распродаж закончился, несколько месяцев в новых реалиях принесли следующие изменения: увеличенный курс валют повлек за собой значительное повышение цен, покупатели стали более рационально относиться к тратам, доля эмоциональных покупок значительно уменьшилась.

Пик падения рубля совпал в этом году с началом сезона распродаж, поэтому предугадать, как будут вести себя покупатели и во что инвестировать в кризис, было довольно сложно, но несмотря на все опасения, ситуация оказалась неожиданно приятной, о чем сообщили многие ритейлеры, подводя итоги новогодних распродаж.

Многие, особенно в fashion-индустрии, с замиранием сердца ждали начала продаж по фул-прайсу. Лишь после окончания «празднично-распродажной» лихорадки можно было понять, что произошло с покупателями, как изменились их поведение, предпочтения и покупательская способность.

Мы опросили представителей разных сфер и сегментов, чтобы составить собственное объективное мнение о текущей ситуации в ритейле.

«В среднем в качественных районных ТРЦ товарооборот арендаторов увеличился на 10%. Этому способствует значительный рост цен и небольшое увеличение количества чеков. Но необходимо отметить, что при этом сумма среднего чека у операторов уменьшается», — рассказывает Юрий Крюков, руководитель проекта торгово-офисного комплекса Selectica.

Но, естественно, ситуация в разных сегментах складывается по-разному. Как ни парадоксально, ритейлеры класса «люкс» и «премиум» чувствуют себя уверенно.

Генеральный директор Furla Эральдо Полетто: «В последние месяцы наши продажи не только не снизились, но и увеличились в рублевом эквиваленте. Furla решительно настроена на укрепление позиций бренда на российском рынке, несмотря на сложные экономические условия. Следствием нашей политики является открытие 13-го магазина в России, расположенного в Санкт-Петербурге».

С ним соглашается и президент бренда Pinko Пьетро Негра: «Безусловно, мы обеспокоены экономической ситуацией в России, но за последние два года Pinko зафиксировал рост финансовых показателей на российском рынке на 50%. Мы рассматриваем дальнейшую экспансию Pinko на территории России как антикризисную меру и планируем продолжать инвестировать в развитие российской розницы».

Depositphotos_4470332_s.jpg

Сильнее ощутили на себе тяготы кризиса представители среднего сегмента и масс-маркета, хотя и здесь реальная ситуация оказалась более оптимистичной, чем прогнозы.

«В первые месяцы работы в 2015 году мы наблюдаем рост продаж в рублях на уровне 12-16%. Конечно, преимущественно это ценовой рост. Что касается продаж в парах, есть небольшое снижение — около 10-15%. Результаты работы для нас оказались более оптимистичными, чем мы ожидали. В конце 2014 года мы прогнозировали падение продаж в парах на весенне-летний сезон 2015 года на уровне 20-25%», — делится Наталья Паули, заместитель директора по связям с общественностью ГК «Обувь России».

«Мы работаем в сегменте средний минус и замечаем появление новых покупателей, их количество увеличилось на 10-15%. С другой стороны, люди стали покупать меньше. Чтобы компенсировать снижение, мы постоянно проводим акции и кросс-промо», — отмечает Эдуард Остроброд, вице-президент компании Sela.

Руководитель PR-направления компании «Снежная Королева» Ольга Демидова считает, что помимо экономической ситуации нужно учитывать и множество других факторов, в том числе погодные условия: «Спрос like-for-like в марте был ниже, чем в прошлом году, но тут нельзя исключать погодный фактор. В тех регионах, где погода была сопоставима с прошлым годом – было так же тепло – спрос вырос до плюс 5% LFL. А там, где погода была плохая, спрос был меньше».

Максим Вайнберг, исполнительный директор компании АДАМАС, считает, что спрос прогнозированно снижается: «Во-первых, реализуется традиционный “сезонный” сценарий, во-вторых, отражаются экономические реалии. Если оценивать спрос в показателях, то снижение трафика в целом по сети — около 10% к аналогичному периоду прошлого года, показатели конверсии и среднего чека — в рамках нормативных. Но в условиях, когда рынок сократился не менее чем на четверть, данные результаты мы расцениваем скорее как позитивные и как следствие адекватного реагирования на происходящие изменения».

Немного другая ситуация сложилась на рынке электроники, бытовой техники и DIY. Хотя все помнят, как люди массово побежали скупать телевизоры, а потом их сдавать, основная турбулентность прошла в IV квартале прошлого года, и уже в декабре-январе начался спад продаж. Но и в этом секторе есть положительные моменты: отказ от отпуска на майские праздники увеличил продажи товаров для дачи, а благодаря бережливости покупателей растет спрос и количество продаж в онлайне.

Леонид Довладбегян, директор интернет-магазина 220 вольт: «Спрос, конечно, упал, но нельзя сказать, что это произошло именно после сезона распродаж. Падение спроса было заметно еще непосредственно в период распродаж. Несмотря на это, в нашем сегменте он уже оживает: на улице теплеет и клиенты начинают готовиться к дачному сезону. Мы ожидаем, что в таких сегментах DIY, как Garden и Outdoor, не будет значительного падения спроса, тем более что в этом году из-за курса валют клиенты на майские праздники предпочли отправиться на дачу, а не за границу. И вполне логично, что там им пригодятся газонокосилки, шуруповерты, садовая мебель, средства полива и т.д. Поэтому у нас спрос нас начал оживать в начале апреля. Очень удачным был февраль (+20% LFL в шт.), март — чуть слабее, но продажи в штуках не падали по отношению к прошлому году. Такой результат, скорее всего, связан с тем, что мы росли за счет доли рынка».

Depositphotos_18564031_s.jpg

«По оценкам наших аналитиков, общее падение российского рынка продаж бытовой техники и электроники в I квартале 2015 года составило порядка 25%. Динамику сокращения рынка ускорило снижение покупательской активности по релевантным категориям товаров из-за резкого роста валютного курса и ажиотажного спроса в IV квартале 2014 года, — отмечает Брайан Кин, директор по коммуникациям компании Юлмарт. – Если недавно категория БТиЭ являлась драйвером наших продаж, то в условиях кризиса мы наблюдаем чёткое смещение покупательского спроса в сторону товаров ежедневного потребления, которые теперь ищут не только на полках магазинов, но и онлайн. Продажи товаров повседневного спроса сейчас показывают колоссальные темпы роста в рублях: на первом месте — товары DIY, чей прирост составил 250%, второе и третье места занимают авто- (прирост — 115%) и детские товары (прирост — 86 %) соответственно».

Если учесть, что большинство ритейлеров подняли цены в среднем на 25-30%, статистика продаж в целом выглядит довольно оптимистично. Плюс, благодаря уходу брендов из России и закрытиям некоторых сетей и магазинов, появляется шанс захвата освободившего рынка теми, кто чувствует себя более уверенно.

Например, Sela вдвое увеличила планы по открытию новых магазинов, Furla и Pinko так же планируют расширить количество своих магазинов в России, считая нашу страну даже в такой тяжелой ситуации очень перспективным рынком. А «Юлмарт» благодаря расширению ассортимента рассчитывает стать крупнейшим интернет-ритейлером в нашей стране.

Чем закончилась весна 2015 года для ритейла, проанализировала Светлана Золотар
0
Реклама на New Retail. Медиакит