0/5

INFOLine: новые форматы на рынке строительно-отделочных материалов и торговли DIY

INFOLine: новые форматы на рынке строительно-отделочных материалов и торговли DIY
время публикации: 10:00  19 апреля 2018 года
В 2017 году розничный рынок строительных (Hard DIY) и отделочных материалов (Soft DIY), товаров для дома (Household) и сада (Garden) вырос на 1,8%, составив 1,4 трлн рублей, причем в I полугодии динамика была негативной, однако, начиная с лета, усиление потребительской активности оказало позитивное влияние на рынок.
Драйвером роста стал сегмент отделочных материалов, в то время как в сегменте строительных материалов, продолжилось снижение. Такие данные приводятся в Исследовании INFOLine «Рынок DIY РФ. Итоги 2017 года. Тенденции 2018 года. Прогноз до 2020 года».

INFOLine: новые форматы на рынке строительно-отделочных материалов и торговли DIY
 
Напомним, что исследования INFOLine показывали, что в период с 2015 по 1 половину 2017 года наблюдалось снижение оборота продаж строительно-отделочных материалов и товаров для дома. В первую очередь это было связано с сокращением реальных доходов населения и со снижением объемов потребительского кредитования, а также увеличением доли расходов потребителей на обслуживание и погашение банковских кредитов. По наблюдениям специалистов INFOLine, со второго полугодия потребительская активность возобновила рост почти во всех сегментах розничной торговли и в DIY в частности. 

По оценкам аналитиков, ключевыми тенденциями DIY-рынка в 2017 году стали продолжающаяся консолидация и ослабление позиций региональных сетей на фоне резкого усиления ценовой конкуренции и роста маркетинговых и рекламных расходов крупнейших ритейлеров, а также развитие online и омниканальных продаж. Покупатели продолжали придерживаться модели рационального потребления: чаще сравнивали стоимость товаров в интернете и в магазинах, активно реагировали на спецпредложения и увеличивали долю товаров собственных торговых марок сетей в чеке.


О компаниях рейтинга INFOLine DIY Retail Russia TOP

INFOLine: новые форматы на рынке строительно-отделочных материалов и торговли DIY
 
• В 2017 г. Leroy Merlin открыл 16 гипермаркетов и вышел на рынки 9 новых регионов. В I кв. 2018 г. компания за 12 млрд руб. приобрела 12 гипермаркетов «К-раута», которые после реконцепции будут до конца 2018 г. открыты под брендом Leroy Merlin. Также в 2017-2018 гг. компания активизировала развитие в рамках омниканальной модели: была расширена география интернет-магазина и запущена доставка малогабаритных товаров в сеть постаматов.

СТД «Петрович» сохранил высокие темпы роста выручки и занял в 2017 году второе место в рейтинге, опередив OBI, выручка которой снижается уже три года подряд. СТД «Петрович» продолжает развитие инновационного формата в Санкт-Петербурге и сети мобильных офисов в Московском регионе в 2019-2020 гг.

• В 2018-2020 гг. OBI планирует нарастить инвестиции и открыть до 10 новых торговых объектов, а также провести ремоделинг всех действующих гипермаркетов, в первую очередь в Москве, Санкт-Петербурге и Волгограде.

ГК «Аксон» запустила гипермаркет в Нижнем Новгороде, получила контроль над несколькими закрывшимися гипермаркетами «СТРОЙДЕПО» в Центральном ФО и открыла на их месте четыре новых объекта.

Отсутствие роста показателей рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY на протяжении двух с половиной лет привело к существенному ужесточению конкуренции среди торговых сетей, работающих в данном сегменте. Ряд региональных сетей DIY были вынуждены прекратить существование. 

Из TOP-30 сетей, кроме сети «К-раута» (9-е место рейтинга DIY Retail Russia TOP по итогам 2017 года), рынок покинула обанкротившаяся сеть гипермаркетов «Стройдепо», которая занимала по итогам 2016 года 20-ое место в рейтинге. Кроме того, в 2016 году закрылась крупнейшая сеть Сибирского ФО «Домоцентр», а в начале 2017 года полностью прекратила свою деятельность федеральная сеть «СуперСтрой» (33-е и 21-е место рейтинга DIY Retail Russia TOP соответственно по итогам 2016 года).

INFOLine: новые форматы на рынке строительно-отделочных материалов и торговли DIY

INFOLine: новые форматы на рынке строительно-отделочных материалов и торговли DIY

  
О новых форматах DIY сетей

Именно в 2017 году в связи с изменением потребительских предпочтений и усилением конкуренции многие торговые сети DIY, входящие в ТОП-10 рейтинга DIY Retail Russia TOP, разрабатывают и выводят на рынок новые форматы и осуществляют обновление действующих торговых объектов. Модернизация в том числе связана с развитием омниканальной модели продаж и предполагает расширение ассортимента, оптимизацию и переформатирование торгового пространства, а также предложение комплексных готовых интерьерных решений. В 2017 году в условиях резкого усиления ценовой конкуренции и консолидации рынка данный процесс ускорился. В числе прочих, речь идет об открытии в России магазинов малых форматов. 

Крупные игроки запускают экспериментальные малые форматы вблизи жилых комплексов, тестируя модель «быть ближе к покупателю». В начале декабря 2017 года о планах развивать в России торговые точки с уменьшенной площадью сообщил лидер DIY-рынка «Леруа Мерлен». В феврале 2018 года компания начала развитие формата «Леруа Мерлен Квартира». Пилотный проект реализован на территории жилого квартала «Сколковский» в г. Одинцово Московской области. 

«Открытие магазинов нового формата дает возможность создать дополнительные точки контакта с потребителями в городских зонах и давать им доступ к продуктам и услугам настолько близко, насколько это возможно», – отмечает директор по маркетингу Leroy Merlin Филипп Мужо.

Объект размещен в отдельно стоящем павильоне площадью 125 кв. м. Представленные интерьеры адаптированы к планировкам квартир данного квартала. Покупатели могут выбрать готовое интерьерное решение из 21 представленного варианта и заказать комплексную отделку квартиры по фиксированной цене. Все готовые решения сформированы из ассортимента «Леруа Мерлен».

«Это доступ к ассортименту в 35 000 наименований, в 5 минутах от дома, без дополнительных наценок. Это прозрачность стоимости представленных стилистических решений, возможность оценить декоративные и эксплуатационные характеристики товаров и качество исполнения отделочных работ», – заявил Александр Белухин, руководитель проекта «Леруа Мерлен Квартира».

В свою очередь, занимающая шестое место в рейтинге DIY Retail Russia TOP сеть «Максидом» (выручка по итогам 2017 года составила 20,9 млрд рублей) в декабре 2017 года открыла в Санкт-Петербурге гипермаркет уменьшенного формата под названием «Максидом Рядом». Формат магазина площадью 4 тыс. кв. м и ассортиментом 40 тыс. SKU поддерживает тренды мультиформатности и омниканальности. 

«Мультиформатный подход позволяет открывать магазины в старых, густонаселенных кварталах, где отсутствуют свободные «пятна» под застройку, и является оперативным ответом на изменение потребностей рынка, диктующее необходимость обеспечения  максимальной близости к клиенту, гибкости в формировании товарного предложения, интеграции разных каналов продажи для повышения комфорта потребителя», – подчеркнули в пресс-службе «Максидома».
Вместе с тем DIY-ритейлеры пока не собираются отказываться от развития традиционных крупных магазинов.
К примеру, «ОБИ» запустила масштабный проект по ремоделингу своих гипермаркетов российской сети. По итогам 2017 года «ОБИ» занимает третье место в рейтинге DIY Retail Russia TOP  c объемом выручки в 36 млрд рублей. 

Ремоделинг сети предусматривает изменение расположения отделов и категорий, обновление принципа презентации ассортимента, а также оптимизацию ценовой политики. Товары для декора интерьера в новом формате представлены в виде готовых дизайнерских решений: например, шоурумы, где представлены варианты оформления ванных комнат. 

Впервые новая концепция была реализована в рамках обновления гипермаркета «ОБИ Теплый Стан» в Москве в декабре 2017 года. В марте 2018 года в г. Волжском (Волгоградская обл.) открылся первый гипермаркет «ОБИ», построенный в соответствии с обновленной концепцией.

«Все изменения в гипермаркетах в рамках ремоделинга связаны с глобальным обновлением ассортимента, которое повлекло за собой смену презентации товаров, а также — оптимизацию ценового предложения. Наша ценовая лестница теперь выстроена  так,  чтобы покупатели могли найти соответствующие предложения во всех ценовых сегментах. Во многом это стало возможным благодаря расширению сотрудничества с российскими поставщиками», – прокомментировал ситуацию Артур Кутриц, операционный директор «ОБИ Россия».

В течение ближайших трех лет, к 2021 году, компания планирует завершить обновление остальных 26 гипермаркетов на территории России. Прежде всего, изменения будут связаны с корректировкой ассортимента, которое повлечет за собой кардинальную смену презентации товаров, перепланировку торговых залов, расположение многих отделов и категорий в гипермаркетах, перенаправление покупательских потоков. 

Отдельно стоит сказать о реализации планов по развитию сети СТД «Петрович», которая занимает второе место рейтинга DIY Retail Russia TOP, – объем выручки компании по итогам 2017 года составил 37,8 млрд рублей. 

С 2016 года ритейлер развивает формат «мобильных офисов продаж» площадью 30-50 кв. м, размещаемый вблизи новостроек. Это временные сооружения, оснащенные всем необходимым для продаж, но не содержащие товарных запасов. Покупатели имеют возможность заказать любой товар из полного ассортимента торговой сети, получить профессиональные консультации и воспользоваться полным спектром услуг сети. В настоящее время работают три мобильных офиса продаж, расположенные в Московской области. 

Кроме того, лидер среди национальных сетей СТД «Петрович» с 2014 года отказался от развития формата строительных баз и начал открывать гипермаркеты инновационного формата, включающего две зоны: touch&feel и cash&carry. На сегодняшний день в России функционирует уже 7 гипермаркетов «Петрович» нового формата, причем в 2017 году было открыто сразу 4 новых объекта (в том числе в рамках релокации существующих объектов). Вместе с тем, СТД «Петрович» активно внедряет и использует эксклюзивную для DIY-рынка технологию совершения покупок – технологию бесконтактных покупок Touch&Beep. 








«Формат оказался очень успешным, мы обязательного будем его развивать и внедрять технологию бесконтактных покупок во всех магазинах сети. Технология Touch&Beep – это «бриллиант» нашей омниканальной модели, позволяющий стирать границы между оффлайн и онлайн покупками. Мы хотим, чтобы приобретение крупногабаритных строительных материалов стало для наших клиентов в прямом смысле слова легким и приятным. Они могут приобретать любые строительные материалы, сканируя NFC-метки или штрих-коды товаров, при помощи собственных гаджетов или планшетов в магазине», – отметили в пресс-службе СТД «Петрович».

Однако некоторые ведущие торговые сети сознательно не идут на эксперименты с новыми форматами, а продолжают последовательно повышать эффективность действующих магазинов. Это касается, например, торговой сети «Бауцентр», которая по итогам 2017 года занимает седьмое место в рейтинге DIY Retail Russia TOP с объемом выручки в 19,1 млрд рублей. В компании считают, что изменение формата торговых точек связано с достижением ритейлером определенной цели: сокращение издержек, увеличение эффективности и т.д. 

«Есть вполне удачные решения, и как показывает практика, со временем такие инновации трансформируются и тиражируются в других торговых сетях. Концепция наших магазинов заключается в том, что у любого покупателя, вне зависимости от города, где он находится, должно быть одинаковое представление о том, что такое «Бауцентр»: как расположены отделы в магазине, как экспонируются товары, где искать сервисные зоны и т.д. Ситуация, сложившаяся на сегодня, доказывает эффективность существующего формата наших ТЦ.  Поэтому в отношении текущих и новых проектов кардинально менять формат магазинов не планируется. Изменения могут быть в планировке торгового зала, складских площадей, но не принципиальные», – прокомментировал позицию компании Михаил Солнцев, заместитель коммерческого директора торговой сети «Бауцентр».

Разделяют мнение и в сети строительных магазинов «Сатурн», которая по итогам 2017 года занимает пятое место в рейтинге DIY Retail Russia TOP, объем выручки компании составил 26,7 млрд рублей. 

«Изменение формата чаще всего говорит, либо о желании привлечь новые группы клиентов, либо об оптимизации бизнеса. Что касается нашей компании, то у нас есть форматы магазинов разных площадей... При этом основной оптово-розничный формат строймаркетов «Сатурн» площадью магазина 1500 кв. м + стройдвор мы считаем оптимальным, поскольку он позволяет качественно обслуживать и розничных и оптовых покупателей и площадь задействована с высокой эффективностью. Поэтому на данный момент мы не планируем кардинальных изменений основного формата, но при этом постоянно экспериментируем и работаем над его улучшением», – заявили в пресс-службе компании.

Согласно данным специалистов INFOLine, инвестиции в уменьшенный формат магазинов в сегменте DIY будут как минимум на 30% меньше при открытии на арендованных площадях. 

По словам гендиректора INFOLine Федякова Ивана, сокращение торговых пространств обусловлено сразу тремя факторами: «Во-первых, развивается онлайн-торговля и мультиканальная модель продаж, во-вторых, сети выходят на рынки городов с меньшей численностью населения. Кроме того, крупноформатные объекты не всегда подходят для размещения в торговых центрах».


О форуме и исследовании DIY

Напоминаем, что подробное обсуждение итогов DIY-рынка 2017 года состоялось в рамках VII Делового Форума «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY» 3 апреля 2018 года в столичном ЦВК «Экспоцентр» в рамках выставки WorldBuild Moscow/MosBuild. 

0
Реклама на New Retail. Медиакит