0/5

Институт ритейла: где и как готовить специалистов для ритейла

Институт ритейла: где и как готовить специалистов для ритейла
время публикации: 13:24  09 сентября 2015 года
У современного ритейла в России есть все: серьезная доля рынка, сотни тысяч магазинов, высокие технологии, свой Федеральный закон, эффективные ассоциации... Есть друзья и враги. А еще сотни тысяч сотрудников. Нет одного - отраслевого института ритейла.

Внося самый большой вклад в ВВП страны, ритейл как отрасль не имеет до сих пор центра подготовки специалистов и фундаментальных научных исследований.

И в самые лучшие времена, и в период спада в экономике проблема КАДРОВ находится всегда в топ-3 главных для любой розничной компании. Но, если линейное звено (кассиров, продавцов, грузчиков) многие сети часто готовят сами, в своих центрах обучения, то специалистов среднего звена получают на открытом рынке труда. И только затем занимаются профессиональной переподготовкой. Либо стремятся выращивать из числа сотрудников своих магазинов. Что несомненно эффективно, но лишь при условии наличия у кандидатов минимально приемлемого высшего образования. Так или иначе, в итоге мы упираемся в одну и туже проблему - отсутствие профильного высшего образования для работы в ритейле.

Вторая неотъемлемая функция института - научные ИССЛЕДОВАНИЯ. Я давно и упрямо задаю "старшим товарищам", главам сетей, вопрос: кто в индустрии должен отвечать за стратегический анализ возможностей и угроз, касающихся всех игроков рынка? Для всей отрасли? Сходимся во мнении, что такой центр необходим, но пока его нет. На стороне регулятора задачу решает Минпромторг, разрабатывая и регулярно актуализируя "стратегию развития отрасли". А рыночные угрозы и возможности? А технологические? Ресурсные? Каждая крупная сеть самостоятельно, часто с помощью консультантов большой четверки, создает свою карту будущего. И строит свою бизнес-стратегию опираясь на нее. Единого и независимого (некоммерческого) центра анализа и фундаментальных исследований нет.

Институт ритейла

Если по-честному, убеждать профессионалов в том, что отрасли нужен Институт нет необходимости. Это просто факт. Главный вопрос: КАКОЙ и КАК его создать?? Задача трудная, но сегодня есть уникальный шанс. Все можно сделать правильно, в интересах реального бизнеса. Ведь последние десятилетия ВУЗы выпускавшие специалистов, подходящих для работы в торговле, были бесконечно далеки от практики современного ритейла. Я знаю это не понаслышке, за плечами у BBCG многолетняя практика проведения конкурса студенческих команд на лучший проект для сетей - Retail New Wave. Всероссийский конкурс, сотни проектов... Главный вывод, который каждый раз делало экспертное жюри конкурса: участники талантливые ребята, но знают о реальном бизнесе и ритейле бесконечно мало.  

Решать задачу создания Института нужно опираясь на широкий диалог отраслевых объединений и крупных игроков рынка. Нужен общественный консенсус в отношении того, какие дисциплины должны входить в базовый 3-х летний курс, какие специализации (профессии) будут изучать студенты на 4 и 5 году обучения. И, конечно, не менее  важен выбор самих преподавателей. Именно выборы, селекция наиболее уважаемых всеми участниками рынка экспертов, включая признанных на международном уровне специалистов. Принимать решения такого масштаба должен Наблюдательный совет института, а готовить - Экспертный совет, широкая группа экспертов, топ-менеджеров сетей и руководителей HR служб, ведущих консультантов.

Второй краеугольный камень - базовый университет, платформа для Института торговли. Строить его на пустом месте, значит потерять еще годы и годы на становление самой системы обучения, своей образовательной механики. Столько времени у нас нет. Зато сегодня у нас есть все предпосылки, чтобы предметно обсуждать сотрудничество в таком проекте с МГИМО. Помимо уникальной экспертизы этот Университет является, пожалуй, самым сильным в России (да и странах бывшего Союза) образовательным брендом. Что крайне важно с позиции формирования престижа профессии, ценности самой работы в ритейле.

Скажу больше, первые согласования, консультации уже прошли. Сейчас готовится большой разговор о создании Института ритейла в рамках бизнес-саммита Retail Business Russia & EAEU 2015. В ЦМТ 25 сентября круглый стол делегатов саммита, HR-директоров сетей, специалистов в высшем образовании и гостей из МГИМО. На выходе - базовая концепция института и сформированный костяк Экспертного совета.

Присоединяйтесь!

Алексей Филатов,
Председатель совета директоров BBCG


0
Реклама на New Retail. Медиакит