0/5

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов
время публикации: 09:00  13 сентября 2022 года
Inventive Retail Group — это группа компаний, которая уже 16 лет занимается продажей и дистрибуцией товаров ведущих мировых брендов. В группу входят крупнейшие в стране сети, продающие Apple, Samsung и LEGO, есть и собственная сеть мультибрендовых магазинов Street Beat, куда многие привыкли приходить за модными и оригинальными кроссовками и кедами. Как в компании обучают персонал, который славится гибкостью и особым подходом к клиентам?
Магазины Inventive Retail Group славятся тем, что в них работают специалисты – фанаты брендов, которые они продают. Покупая мобильный телефон, конструктор, ювелирное украшение или кроссовки вы можете рассчитывать на грамотную консультацию сотрудника.

На сегодня у группы компаний более 400 точек продаж по всей стране, от Хабаровска до Калининграда. В них работают около 4000 человек. У продавцов в Inventive Retail Group нет заученных фраз и скриптов для общения с покупателями, и всё же они знают, как общаться с клиентами так, чтобы они снова пришли именно к ним.

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптовОдин из секретов такого сервиса — гибкое и современное обучение сотрудников. Inventive Retail Group уже много лет использует для него онлайн-платформу iSpring и смогла выстроить обучающую экосистему, которая постоянно обновляется.

Директор по организационному обучению и развитию Inventive Retail Group Игорь Иванов рассказывает, как группа компаний адаптирует и обучает продавцов и поддерживает высокое качество сервиса в бизнесе таких масштабов.


Обучение с любовью


Inventive Retail Group никогда не относилась к сотрудникам как к обычному «линейному персоналу». С самого начала мы подыскивали для работы с нашими брендами людей, которые по-настоящему любят их и хотят работать именно с ними.

К адаптации и обучению мы тоже всегда старались находить персонализированный подход. В этих вопросах у нас нет бюрократии — сотрудники состоят в общих чатах с HR-отделами и могут в любой момент задать вопросы или попросить о помощи. Если у кого-то возникают проблемы, мы стараемся тут же их решать.

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов

Благодаря такому подходу, за 16 лет мы сформировали сильную корпоративную культуру. В ней сотрудники могут выстраивать карьерные траектории, подниматься по карьерной лестнице и менять направления работы. Есть сотрудники, которые работают в компании уже более 10 лет и продолжают свое развитие.

Inventive Retail Group работает по всей стране. Отрывать людей от работы и возить их на бесконечные семинары и мастер-классы было бы неудобно и неэффективно. К тому же группа компаний всегда старалась быть современной и даже опережать тренды. Поэтому у нас довольно рано появилось онлайн-обучение — всего через несколько лет после старта бизнеса, в 2011 году. Оно есть и сейчас, правда, заметно поменялось с тех пор, как мы его запустили.


Современные решения


Когда у нас появилась первая онлайн-платформа, возможности дистанционного обучения были довольно ограниченными. У платформы не было современного дизайна, мобильного приложения, возможности делать курсы интерактивными, выстраивать траектории. Мы просто регулярно выкладывали на неё обучающие презентации.

У нас молодой коллектив — в среднем сотрудникам от 18 до 35 лет. Они много времени проводят онлайн и привыкли к сайтам и обучающим сервисам с красивым дизайном и продуманным управлением. Постепенно наша старая платформа становилась для них всё менее актуальной. Поэтому, когда на рынке появились новые, мы решили перейти на одну из них. Выбирая, мы руководствовались несколькими параметрами:

Мобильное приложение. Наши сотрудники привыкли использовать смартфоны для учёбы и многое делать на ходу. Нам важно было, чтобы они могли учиться в привычном для них формате.

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов

Единая экосистема знаний. Нам важно было структурировать обучение и сделать его системным, так, чтобы сотрудники могли проходить в нём курсы, а мы могли назначать им вебинары и онлайн-мастерские, планировать их заранее и в том же приложении следить за их результатами.

Интеграция. Мы искали платформу, в курсы которой можно будет интегрировать тесты, ссылки, медиа и Zoom для вебинаров.

Удобная отчётность. Важно видеть результаты сотрудников, по-разному фильтровать их, анализировать и делиться полученными данными с руководством и управляющими розничных магазинов.

В итоге мы выбрали iSpring, и уже пять лет это наш незаменимый партнёр в обучении сотрудников. Нам нравится, что платформа не только соответствует всем нашим требованиям, но и то, что команда iSpring очень гибко реагирует на наши запросы и развивает платформу именно под задачи нашего бизнеса.

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов

Ступени обучения


Теперь у нас есть единая схема обучения для всех брендов. Вот как она устроена:

Траектория для стажёров. В неё входят все базовые знания, которые человек должен получить за первые два месяца работы, чтобы пройти стажировку и стать нашим полноценным сотрудником. Там есть welcome-курс про нашу группу компаний и курсы, посвящённые бренду, с которым работает человек. Также, проходя эту траекторию, новичок узнаёт о правилах работы и знакомится с продуктом.

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов
 
Помимо онлайн-курсов, стажёры проходят и очное обучение в магазине с наставниками, которые смотрят, как новички применяют знания на практике.

По желанию, помимо бренда, с которым работает сотрудник, можно пройти курсы по другим брендам — нам хочется, чтобы сотрудники разных магазинов были в курсе, как работают коллеги. К тому же, если человеку интересен определённый бренд, и он прошёл по нему обучение, со временем он может попасть на работу в точку, которая занимается этим брендом. После двух месяцев обучения стажёр сдаёт адаптационный тест наставнику. Если он справился, то становится нашим сотрудником.

Наставник — это сотрудник магазина, который прошёл специальные курсы по развитию навыков обучения взрослых. Он каждый день помогает новому сотруднику, следуя вместе с ним по программе адаптации. В неё входят различные учебные активности: изучение онлайн-курсов, участие в тренингах и вебинарах, role-play отработки навыков на рабочем месте.

Курсы для опытных сотрудников. Те, кто уже прошёл стажировку, переходят к траекториям, где идёт более подробное обучение технике продаж и стандартам сервиса. Также они детально изучают линейку продуктов бренда.

Курсы по продукту мы постарались систематизировать так, чтобы информация не была разрозненной и перепутанной. Например, для сотрудников, которые продают технику, есть отдельные траектории по смартфонам, отдельные — по планшетам. Уроки мы сделали интерактивными — так, чтобы можно было рассмотреть предмет на экране со всех сторон, обратить внимание на детали.

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов

Как только от партнёров приходит информация о новинках в магазинах, мы составляем курсы и оповещаем сотрудников о том, когда поступят новые товары и где пройти по ним обучение. Так что в нужный день они уже готовы встречать покупателей и рассказывать им о новинках.

Обучение для карьерного роста. Активные сотрудники, которые хотят подниматься по карьерной лестнице, могут дальше перейти к траектории, которая входит в наш проект «Лига эффективных управленцев». 

Туда входят такие курсы, как «Эффективная коммуникация», «Моя команда», «Целеполагание и обратная связь». Они направлены на развитие управленческих навыков, учат правильно ставить задачи команде и планировать её работу.

Проверки знаний. После каждого курса сотрудники проходят небольшое тестирование на платформе iSpring. Раз в квартал мы устраиваем большую проверку, в которую входит половина вопросов из итоговых тестов всех траекторий.


Принципы обучения


Больше визуальных материалов. Почти все курсы, посвящённые продукту и технике продаж, сопровождаются видеоконтентом. Важно, чтобы человек не просто прочитал текст, но и мог увидеть, о чём идёт речь, как работает тот или иной инструмент, как работают определённые функции.

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов

Короткие интервалы. Современные люди привыкли быстро переключаться и потреблять информацию маленькими порциями. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы одна страничка лонгрида в курсе не занимала больше минуты. Также мы не требуем, чтобы они сразу проходили курсы полностью, — можно в любой момент остановиться, а потом вернуться к обучению.

Постоянно на связи. В магазинах всегда есть наставники, которые могут объяснить непонятные моменты из обучения. Также команда тренеров всегда может ответить на вопросы, помочь разобраться, если что-то не загружается или просто пошло не так, — для этого у нас есть общие Telegram-каналы.

Интерактивное обучение. Кроме курсов, которые каждый проходит сам по себе, мы устраиваем вебинары и онлайн-мастерские, где сотрудники общаются с тренером и он объясняет и показывает им, как применять разные навыки.

Обучение для всех. У нас есть траектории не только для сотрудников розницы, но и для офиса. Сама система устроена примерно так же, отличается лишь контент. Там есть курсы по узким направлениям, и есть общие онлайн-мастерские, где можно научиться навыкам эффективной коммуникации, правилам деловой переписки, стратегическому планированию и другим навыкам.




Читайте также:  Как прокачать продажи с помощью онлайн-обучения




Преимущества обучения на iSpring:


Упаковка экспертизы. Все курсы разрабатываем самостоятельно на конструкторе iSpring Suite, командой отдела обучения и развития из восьми человек. Каждый тренер — эксперт в этом процессе. 

Единая база знаний. Раньше у нас было разрозненное хранение информации: часть могла храниться на локальных дисках, часть в виде курсов и презентаций на онлайн-платформе. С помощью iSpring мы организовали единую площадку для удобного получения всей необходимой учебной информации.

Мобильный доступ к обучению 24/7. Сотрудникам привычнее проходить обучение «порциями» по 15-30 минут в любое удобное время и удобном месте. Порядка 75% наших сотрудников предпочитают проходить курсы с мобильных устройств.

Прозрачная аналитика. На сегодня уровень обученности по всем брендам в целом составляет больше 90%. Например, по направлению Samsung входное обучение пройдено у 99,5% сотрудников.

Достичь такого уровня помогает осознанное отношение руководителей и самих сотрудников к своему обучению и развитию. Экспертные знания наших сотрудников — это наше конкурентное преимущество и гордость. Платформа iSpring — важный элемент в достижении этой цели.

Inventive Retail Group: как научить 4000 сотрудников продавать без скриптов

0
Реклама на New Retail. Медиакит