0/5

Куда движется рынок фулфилмента в России?

Куда движется рынок фулфилмента в России?
время публикации: 10:00  24 февраля 2021 года
Чем обусловлены те или иные явления в фулфилменте, и каковы их шансы превратиться в ключевые векторы развития сегмента?
Куда движется рынок фулфилмента в России?Оксана Любивая, основатель и генеральный директор ProStore by Lubivaya

По оценкам Data Insight, рынок фулфилмента в среднем растет на 36% ежегодно с 2016 года. В 2018 году он оценивался в 13 млрд рублей и 41 млн посылок, в 2019 году – в 15 млрд рублей и 65 млн отправлений. К концу 2020 года, согласно ноябрьскому прогнозу, объём рынка должен был добраться до отметки в 27,5 млрд рублей и 109 млн отправлений. 

Рост рынка подогревает дискуссии о его трендах. Информации много, и порой она несколько противоречива. Давайте попробуем разобраться, чем обусловлены те или иные явления в фулфилменте, и каковы их шансы превратиться в ключевые векторы развития этого рынка.   

 
Тренд 1. Стремление к самостоятельности

На протяжении нескольких последних лет мы видим, что многие крупные интернет-магазины перестают отдавать фулфилмент на аутсорсинг и пробуют заниматься им самостоятельно, чтобы обеспечить быстрое, прозрачное и контролируемое движение товаров на всех этапах. Возможно, они бы с радостью отдали одному надежному партнеру и обработку заказа, и складское хранение, и магистральную логистику, и последнюю милю, но пока один из существующий провайдеров не может предоставить такой сервисный пакет и не обладает достаточными мощностями и инфраструктурой, чтобы на 100% удовлетворить быстро растущие потребности игроков отечественного рынка e-commerce. 

Однако есть один важнейший фактор, который этот тренд несколько тормозит и возвращает заказчиков к внешним поставщикам. Это необходимость развития в регионах. 

Строить собственную инфраструктуру за пределами столичного рынка, где объемы продаж в разы ниже продаж в ЦФО, – экономически не оправдано. Поэтому, выполняя базовые объемы самостоятельно, маркетплейсы отдают и будут отдавать последнюю милю в регионах вовне. А вместе с ней и многие другие процессы, на создание и поддержку которых нет экономической целесообразности.  


Тренд 2. Специализация услуг под определенные ниши в электронной коммерции

Специализированные фулфилмент центры постепенно вытесняют «многокатегорийные» склады. Появляются операторы, которые учитывают особенности той или иной ниши, например, продажи одежды и обуви. 

Примером этого тренда является инициатива логистической компании Цайняо, которая запустила в России программу по развитию специализированных складов для одежды и обуви. Все процессы на складе полностью адаптированы под нужды брендов в этом сегменте. Так, например, на нем проводится специальная обработка товара, прошедшего транспортный цикл для того, чтобы вернуть ему достойный вид. 

Думаю, что в силу зрелости индустрии этот тренд будет набирать силу. На таком быстро растущем и уже достаточно развитом рынке игрокам уже сложно, сохраняя качество, увеличивать количество узкопрофильных услуг. Поэтому приходится выбирать: или концентрироваться на самом востребованном, либо углублять определенную экспертизу, либо очень грамотно подбирать конечный список услуг, на которые стоит тратить ресурсы. 

Специализация – это вполне закономерный этап, который помогает компаниям отпозиционироваться от конкурентов, сосредоточив усилия на выбранном направлении. 


Тренд 3. Формирование сегмента услуг для маркетплейсов

Наиболее ярким проявлением тренда на специализацию является формирование сегмента услуг для маркетплейсов. Мощным толчком к его развитию послужила пандемия. На внешние площадки, позволяющие без собственных маркетинговых затрат получить доступ к огромной аудитории, потянулись все – как онлайн, так и офлайн магазины. 

По расчетам аналитиков Data Insight, доля маркетплейсов в объеме российских онлайн-продаж к концу 2020 года достигла 70%. Это гигантский показатель, и чтобы обеспечить покупателям безупречный сервис, маркетплейсам нужна, в первую очередь, быстрая и качественная логистика. При таких темпах роста обеспечить доставку по всей стране собственными силами просто нереально. 

Рост популярности площадок изменил рынок – на нем появились новые услуги фулфилмента, например, копакинг и отгрузка на маркетплейсы. Сейчас многие фулфилмент-операторы кроме классического хранения, сборки заказов и других классических услуг готовы предоставлять услуги колл-центра, разработки сайтов, фотографирования товаров и т. д. Кроме того, появились компании нового типа, ориентированные исключительно на сопровождение интернет-магазина при сотрудничестве с маркетплейсом. 

Интерес к этим площадкам со стороны ритейлеров однозначно будет расти, а значит сегмент услуг по работе с ними будет развиваться прямо пропорционально.

Куда движется рынок фулфилмента в России?


Тренд 4. Снижение роли ценового фактора

Для зрелого рынка характерно не только усиление значимости нишевой экспертизы, но и определенное выравнивание компаний по ценовым параметрам. Демпинг, который был бичом рынка лет 5-7 тому назад, постепенно отходит в прошлое. В сервисной индустрии играть на понижение могут позволить себе либо уверенно стоящие на ногах гиганты (а им это не особо выгодно для поддержания имиджа), либо совсем неопытные юные камикадзе.    

Цена как конкурентный фактор в фулфилменте действительно снижает свой вес, и заказчики все больше ориентируются на другие параметры. Их интересует, а что еще умеет оператор кроме как хранить и упаковывать товары на складе? Умеет ли он делать ИТ-интеграцию с маркетплейсами и какое количество маркетплейсов уже подключено, насколько прозрачный у него биллинг услуг, можно ли воспользоваться его колл-центром или бэк-офисом? Вследствие этого тренда фулфилмент-операторы будут расширять партнерство с компаниями, которые имеют лучшую экспертизу в своей области. 


Тренд 5. Цифровизация отрасли
 
Рынок развивается с огромной скоростью, требования покупателей и конкуренция растут, поэтому у тех, кто хочет быть успешным на рынке, не будет иного пути, кроме как делать процессы более технологичными и системными. Верно? Конечно. С этим сложно поспорить, вопрос только в скорости преобразований. Сегодня об автоматизации, цифровизации и роботизации не говорит только ленивый, отстаивая необходимость внедрения инновационных технологий, применения Big Data и искусственного интеллекта, не говоря уже об использовании дронов при доставке. 

Дроны и роботизация складов – это хорошо, и возможно в не столь отдаленном будущем российские компании освоят и то, и другое. Но пока основным тормозом для этого является экономическая целесообразность. Я за любую автоматизацию, если она экономически эффективна. Но нет никакого смысла внедрять робота, если стоимость его обслуживания получается больше, чем стоимость сотрудников, которых он заменяет. 

Автоматизация ради автоматизации смысла не имеет, и эксперименты такого уровня могут позволять себе только компании уровня Amazon. Но при всей любви к инновациям, тот же Amazon в марте прошлого года – то есть, в самом начале эпидемический ограничений и взрывного роста покупок в онлайне, объявил о намерении дополнительно нанять 100 тысяч складских работников и курьеров в США. Людей, а не роботов, конечно. Потому что было совершено очевидно, что, во-первых, было неясно как долго все это будет продолжаться, а во-вторых, в короткий срок произвести и внедрить новое оборудование невозможно.

И даже, если брать инновации не столь глобального масштаба как роботы и дроны, а автоматический мэтчинг или системы замеров размерных характеристик одежды/обуви – это полезная и весьма привлекательная для покупателя «фишка». Но если вы хоть раз пытались «примерить» платье в онлайне, наверняка согласитесь, что пока такого рода сервисы ближе к королевству кривых зеркал, чем к работающему на продажи инструменту.




Читайте также: Как FMCG бренду подготовить себя к любому кризису?



   
Тренд 6. Sharing логистика

В последнее время все чаще говорят о Sharing логистике – новой рыночной модели совместного использования мощностей хранения, транспорта и услуг персонала (погрузка, разгрузка, учёт и многие другие операции). Не очень крупные компании могут объединять усилия и средства для аренды общего склада или же использовать один грузовик на двоих. Цель – минимизация финансовых и временных затрат. 

Возможно, для маленьких компаний, особенно в регионах, такая модель является временным решением оптимизации затрат, например, работающих в сегменте food retail – почему бы не арендовать один борт на сразу нескольких поставщиков, чтобы отгрузить и доставить продукцию в столицу? Одна в будущем работа на одной инфраструктуре с конкурентом станет тормозить их развитие. Придется или объединять бизнесы целиком или расходиться и вкладываться в собственную логистику. 


Тренд 7. Развитие складской инфраструктуры

Крупные операторы активно наращивают свои мощности и развивают собственную складскую инфраструктуру. Этот тренд – прямое следствие, в первую очередь, региональной экспансии крупных игроков в e-commerce. До последнего времени весь грузопоток шел через Москву: заказ доставляли в регионы из центра – со склада в Москве. 

Но доставка из Москвы в Новосибирск может идти до семи дней – это негативно сказывается на объеме лидов от покупателей в регионах. Конечно же, ритейлеров и производителей это не устраивает. Все больше интернет-магазинов запрашивают более быструю доставку за пределы Москвы. А значит нужно перестраивать инфраструктуру, что-то менять в системе, чтобы приблизить производителей и продавцов товаров к отдаленным от центра локациям и повысить их операционную эффективность. В частности, - открывать склады в регионах, чтобы с этих складов посылки доставлялись покупателям в этих регионах уже на следующий день после заказа. Это прямой путь к росту продаж в данных регионах.

Еще одним стимулом к развитию фулфилмента в регионах является стремительное развитие маркетплейсов. Для интернет-магазинов схема работы с маркетплейсами подразумевает хранение товаров на их складах или отгрузка заказов со своих складов. С учетом дефицитов стоков, оптимальным решением становятся фулфилмент операторы, которые из единого стока формируют заказы и отгрузки в разные каналы продаж.
 
Единственным сдерживающим фактором этого тренда на сегодняшний день являются капитальные вложения, которые ложатся на фулфилмент операторов, а при их низкой маржинальности таких бюджетов у большинства просто нет. Но это тема для диалога с Государством, которое заинтересовано в развитии инфраструктуры в регионах. 

Оксана Любивая, 
основатель и генеральный директор ProStore by Lubivaya

для New Retail

0
Реклама на New Retail. Медиакит