0/5

Маркировка соков и безалкогольных напитков: оптимальные варианты для каждого производителя

Маркировка соков и безалкогольных напитков: оптимальные варианты для каждого производителя
время публикации: 10:00  17 августа 2023 года
Фото: НИФИ
С 1 декабря 2023 года производители безалкогольных напитков в стеклянной и полимерной упаковке будут обязаны маркировать свою продукцию. Они уже ищут оптимальные решения, так как нанесение маркировки на некоторые формы упаковки затруднено. Какое гибкое решение позволит внедрить маркировку максимально оперативно, и станет максимально комфортным по затратам?
С 1 декабря 2023 года производители безалкогольных напитков в стеклянной и полимерной упаковке будут обязаны маркировать свою продукцию. Они уже ищут оптимальные решения, так как нанесение маркировки на некоторые формы упаковки затруднено. Какое гибкое решение позволит внедрить маркировку максимально оперативно, и станет максимально комфортным по затратам? 

Сегодня производители соков и сладких напитков активно ищут подходящие решения для нанесения кодов DataMatrix на свою продукцию – эксперимент по маркировке для этой товарной группы начался ровно два месяца назад. Речь идет о сладких безалкогольных напитках, в том числе газированных и минеральных, напитках на основе орехов, злаков или семян, фруктовых, ягодных и овощных соках — сладких газировках, квасах, морсах, компотах, растительном молоке, энергетиках и др. 

Срок от начала эксперимента до введения обязательной маркировки рекордно короткий —  с 1 декабря 2023 года маркировка станет обязательной для безалкогольных напитков в стекле и полимерной упаковке. 

Для сравнения, эксперимент по маркировке упакованной воды продолжался один год и десять месяцев, а пива — один год и одиннадцать месяцев. Помимо сжатого срока для подготовки к введению маркировки, производители безалкогольных напитков и соков столкнулись еще и с тем, что этот период выпал на лето – традиционно «высокий» сезон, когда мощности загружены максимально. 

Маркировка соков и безалкогольных напитков: оптимальные варианты для каждого производителяКак подготовиться к введению маркировки в таких спартанских условиях? 

Как внедрить маркировку у себя на производстве максимально быстро и эффективно? 

Об этом и многом другом рассказал Павел Булгаков – эксперт с семилетним опытом внедрения решений для маркировки и генеральный директор российской компании «Антарес Вижн Россия», специализирующейся на разработке и внедрении технологий маркировки, систем инспекции контроля качества и систем технического зрения. 


Как выглядит рынок: виды упаковки соков и сладких напитков


Объем рынка сладких безалкогольных напитков и соков в разы больше, чем, например, рынков пива, питьевой бутилированной воды, молочной продукции. Часть его участников знакома с процессом внедрения маркировки по питьевой воде и пиву, которые они также выпускают. 

Например, так же, как и вода, основная масса сладких безалкогольных напитков разливается в пластиковые бутылки размером от 0,5 до 2 литров с закручивающейся крышкой. Сладкие негазированные напитки, например, бутилированная вода с разными вкусами, часто разливается в пластиковые бутылки с откидывающимся колпачком. Часть газированных сладких напитков разливается в алюминиевые банки - так, например, энергетики продаются в основном только в таком форм-факторе. 

Но есть на этом рынке игроки, для которых внедрение маркировки — новый процесс. Это предприятия, выпускающие только соки. Причина — в упаковке cоков, которая сильно отличается от других форм упаковки. 70-80% соков, морсов и компотов разливаются в литровые бумажные пакеты Tetra Pak или аналогичных производителей. 

Такая упаковка бывает двух видов — прямоугольная и с верхней частью упаковки в виде домика. Значительная часть соков разливается в 200-граммовые пакеты с наклеенной вместо крышки фольгой, через которую вставляется трубочка. Много соков или сокосодержащих напитков разливается в пластиковые бутылки с закручивающейся крышкой, и совсем небольшая их часть упаковывается в стеклянные бутылки с закручивающимися железными крышками. 

Многообразие видов продукции и форм ее упаковки даже в рамках одного производителя наталкивают компанию на вопросы об оптимальном решении для маркировки – есть ли универсальный метод нанесения или же нужно под каждую форму подбирать свое решение?



Решение: какие виды нанесения маркировки подходят каждому виду упаковки


Способ нанесения маркировки выбирается в зависимости от формы упаковки продукции, скорости выпускающей ее линии и объемов производства. Наиболее распространенных способов маркировки два — прямое нанесение и стикерование или попросту наклейка стикера. Прямое нанесение бывает разных видов: пьезопечать, лазерная и термоструйная печать. 

Если с большинством форм упаковки вопрос о выборе способов маркировки не стоит — все технологии уже опробованы на других товарных группах, то с соками ситуация сложнее. В этой категории есть форма упаковки, на котором маркировка еще не опробована. Это бумажные упаковки с верхней поверхностью в виде домика. В этом случае крышка находится под углом, а значит печатать Data Matrix-код с помощью принтера или автоматизировано наклеивать на крышку стикер с кодом будет очень сложно.




Читайте также: ЦРПТ продлил программу рассрочки для производителей безалкогольных напитков при внедрении маркировки




Логичный выход из этой ситуации — выбор в качестве способа нанесения маркировки предсериализацию.

Эта технология, предоставляемая производителям компанией «Антарес Вижн Россия», предусматривает печать кода маркировки либо на заводе производителя крышки, и в этом случае они поставляются на производство напитков с уже нанесенными Data Matrix-кодами и используются на предприятии в обычном режиме, либо производитель сладких напитков может заказать такую машину и установить ее у себя на заводе, отпечатать код на крышках и дальше использовать их как обычные. 

В последнем случае компания предоставит такую машину для печати кода производителю по модели подписки, а также все расходные материалы и запасные части, программно-аппаратные комплексы, техническое обслуживание, программное обеспечение, поддержку 24/7 и даже специалистов, которые будут работать с маркировочной машиной. Самому производителю нужно будет обеспечить только помещение для размещения машины и необходимый запас крышек.

Это достаточно новое решение на российском рынке, опробованное производителями воды. Оно также подойдет предприятиям, разливающим свою продукцию, например, соки и сладкие напитки, в пластиковые бутылки с закручивающимися крышками.

Ко всему прочему, такая технология благодаря отсутствию сопутствующих издержек на производстве кратно дешевле, например, стикерования – одной из самых распространенных технологий маркировки. Так как крышки привозят на выпускающее напитки предприятие с уже нанесенными кодами, предсериализация не требует вмешательства в производство. 

Маркировка соков и безалкогольных напитков: оптимальные варианты для каждого производителя
У предсериализации есть и другие преимущества – код на крышке перед отправкой на производство напитков валидируется, поэтому уровень брака составляет сотые доли процента. А «срок жизни» кода на крышке – 365 дней, то есть производители напитков могут запасти необходимый объем крышек для «высокого» сезона заранее.  

Такой способ – использовать крышку с уже напечатанным кодом и не вмешиваться в производственный процесс – доступен и производителям напитков, разливающим продукцию в алюминиевые банки. Речь о предприятиях, выпускающих энергетики и газированные напитки. 

Маркировка соков и безалкогольных напитков: оптимальные варианты для каждого производителя

Для внедрения этого способа маркировки им нужна только алюминиевая крышка с черным ключом или поверхностью, а также площадь для размещения машины, наносящей DataMatrix коды на жестяные крышки посредством лазера. 

Эту машину создали инженеры «Антарес Вижн Россия», разработка полностью отечественная – а значит не возникнет вопроса с доставкой из-за рубежа и доступностью комплектующих или обслуживания. Как и в случае с предсериализацией пластиковых крышек, это решение не требует капитальных вложений, операторов на линии и сложных интеграций, так как предлагается по модели подписки. Технология печати с помощью лазера также позволяет полностью сохранить эстетику упаковки продукта и обеспечить гигиеническую безопасность для потребителя.

Маркировка соков и безалкогольных напитков: оптимальные варианты для каждого производителя


Маркировка высокому сезону не помеха


Исторически поздняя весна, лето, а также пора новогодних праздников — высокий сезон для производителей сладких безалкогольных напитков. Компании всегда активно готовятся к этому периоду, предусмотрительно делая запасы продукции и максимально наращивая ее выпуск. 
Маркировка соков и безалкогольных напитков: оптимальные варианты для каждого производителя
В этом году высокий сезон для производителей несколько осложнился тем, что в это время они должны обкатывать маркировку. Но, с другой стороны, эта товарная группа маркируется уже после воды, пива – где технологии маркировки уже опробованы, все нюансы учтены. 

Конечно, сейчас в первую очередь каждый производитель должен примерно до конца лета успеть заказать оборудование для маркировки чтобы успеть обкатать решение до конца года. Но, если по каким-то причинам компания не успевает этого сделать, то сейчас есть и такие технологии как предварительная печать крышек с кодами, которые могут стать для многих компаний подходящим вариантом.

Маркировка соков и безалкогольных напитков: оптимальные варианты для каждого производителя


Реклама: ООО «АНТАРЕС ВИЖН РУС», ИНН 7704487263
erid: 4CQwVszH9pUkKJ3Ks83



0
Реклама на New Retail. Медиакит