0/5

"The end": сети, которые мы потеряли

"The end": сети, которые мы потеряли
время публикации: 11:40  17 марта 2015 года

Атрибут финансовых кризисов в России – массовое закрытие торговых сетей. Последние месяцы не стали исключением. Сегодня вспоминаем тех, для кого кризис 2014-2015 годов стал последним.

«Белый Ветер»


Целая волна закрытий коснулась сегмента электроники и бытовой техники. Осенью 2014 года стало известно о банкротстве сети «Белый Ветер Цифровой». Компания была основана в 1991 году, а в 1994 открылся ее первый магазин в Москве. Это была одна из первых российских сетей, внедривших формат самообслуживания в сегменте компьютерной техники. 
В 2005 году компания была в пятерке крупнейших продавцов компьютеров. К началу 2013 года количество магазинов сети насчитывало больше 180 точек. Однако в скором времени у сети начались проблемы. 2013 год отметился резким спадом выручки и, как следствие, закрытием большого количества магазинов. В 2014 году поставщики предъявили более 10 исков «Белому Ветру», в итоге компания обратилась в суд и была признана банкротом. 

Не пережили кризис: ритейлеры, покинувшие рынок в 2014-2015 годах


«Телемакс»


В феврале 2015 года закрыла последние магазины сеть «Телемакс». Сеть появилась в  Санкт-Петербурге 13 лет назад – ее первые супермаркеты были открыты в 2002 году. На начало 2014 года компания была представлена 35 магазинами в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, а также других городах Северо-Западного и Центрального федеральных округов. 
Как отмечает Михаил Бурмистров, генеральный директор «Infoline-аналитика» в публикации газеты «Ведомости», «Телемакс» вложил слишком много средств  в развитие магазинов в оффлайне, в то время как в 2014 году активно росла онлайн-торговля. Это совпало с ухудшением макроэкономической ситуации. В результате «Телемакс» проиграл борьбу более сильным конкурентам, таким как «Юлмарт» и «Ситилинк». 

Не пережили кризис: ритейлеры, покинувшие рынок в 2014-2015 годах


«Domo»


Еще одна сеть бытовой электроники, «Domo», закрыла все свои точки в Новосибирске, Тюмени и Перми. Штаб-квартира «Domo» расположена в Казани (Татарстан). Изначально компания была основана в 1998 году как оптовая с целью продажи продукции Bosch и Siemens, но уже через несколько месяцев работы был открыт первый розничный магазин. 

В 2006 году, благодаря слиянию с сетью «Айсберг», «Domo» вышла на рынок Сибири, открыв магазины в крупнейших городах региона. После владельцы приобрели еще несколько региональных сетей бытовой электроники и ребрендировали их. К 2007 году сеть насчитывала больше 130 магазинов в разных регионах России. Серьезные потери «Domo» понесла во время кризиса 2008-2009 годов, в результате которого количество ее магазинов сократилось втрое.

Не пережили кризис: ритейлеры, покинувшие рынок в 2014-2015 годах


E5.ru


Главным закрытием начала 2015 года можно считать прекращение работы E5.ru – онлайн-проекта X5 Retail Group. Слухи о его возможном закрытии появились еще год назад, но владелец не делал никаких официальных заявлений по этому поводу. А в декабре стало известно, что с 1 января 2015 года интернет-магазин прекратит свою работу. 

 E5.ru появился в феврале 2012 года. В ассортименте магазина было почти 2 миллиона наименований товаров: от книг, игрушек и сувениров до бытовой техники и электроники. Продажи E5 за 2013 году составили 1,4 млрд рублей, что в процентном соотношении лишь 0,2% консолидированной выручки X5 Retail Group. «Мы решили сконцентрироваться на нашем оффлайновом бизнесе и развивать его» - прокомментировали в пресс-службе компании. 

Не пережили кризис: ритейлеры, покинувшие рынок в 2014-2015 годах


«Перестройка»


Сегмент товаров для дома и ремонта (DIY) отметился закрытием новосибирской сети «Перестройка», принадлежащей бизнесмену Николаю Минееву. Сеть магазинов работала с 2000 года. Причина закрытия – финансовые проблемы собственника, который не смог получить новый кредит в «Сбербанке» для развития проектов. Помимо торговой сети, "Фирма Феникс К", принадлежащая Минееву, продает торгово-логистический комплекс «Толмачево», расположенный в Новосибирске. 

В DIY ожидается общее снижение объема продаж, но при этом увеличение доли онлайна – считает директор интернет-магазина «220 Вольт» Леонид Довладбегян. По его мнению, в интернет будут уходить клиенты традиционной розницы и мелкий опт. В наименее выигрышном положении окажутся оптовые компании (дилеры и дистрибьюторы), у них большой объем коммерческих рисков. В то же время успешно пережить кризис смогут сети, которые смогли сформировать имидж дискаунтеров в глазах потребителей, а также онлайн- и мультиканальные ритейлеры. 

Не пережили кризис: ритейлеры, покинувшие рынок в 2014-2015 годах
 

В январе 2015 года оборот розничной торговли в России сократился на 4,4% в сравнении  аналогичным периодом прошлого года, а падение потребительского спроса составило 40-55% в разных сегментах рынка. Больше всего пострадали бытовая техника и электроника, где сокращение спроса составило 55%, и fashion-сегмент, спрос в котором упал на 45%. По прогнозам Минэкономразвития, за 2015 год оборот розничной торговли сократится на 8,2%.

Эксперты отмечают, что розничную торговлю в 2015 году ожидает консолидация – доля крупных сетей будет расти, а небольшие и неэффективные игроки будут покидать рынок. Новую волну закрытий магазинов стоит ждать уже в марте-апреле 2015 года. 

Статистику кризисных потерь ведёт Алёна Яркова

0
Реклама на New Retail. Медиакит