0/5

Пить или не пить: как «сухой закон» сказывается на индустрии торговли

Пить или не пить: как «сухой закон» сказывается на индустрии торговли
время публикации: 09:45  16 января 2015 года
«Сухой закон» в США подарил миру джаз, ночные клубы и организованную преступность. Это само по себе уже немало. Но мы расскажем, как он повлиял на розничную торговлю.

Благодаря популярности голливудских фильмов о временах «сухого закона» в США мы знаем много. Однако представления о жизни и бизнесе в Америки получаются какими-то однобокими: гангстеры на Форде с автоматами Томпсона отстреливаются от полиции, добрый рэкетир дон Аль Капоне, самогонные заводы, спрятанные где-то в лесах. Между тем, изменения не ограничивались только появлением организованной преступности, произошло еще много всего интересного.

Мы хотим пива.jpg

Началось все с многолетней антиалкогольной кампании, которую вели в США политики и религиозные организации. Она получила практически безоговорочную поддержку бизнес-кругов. Конечно, производители виски, пива и вина были недовольны, но политический вес их был крайне мал. А вот большинство промышленников и банкиров искренне считали, что экономике нужны трезвые работники, поэтому спонсировали тех политиков, которые выступали за полный запрет алкоголя. В чем-то они были правы, и изначально пропаганда против пьянства действовала благотворно - потребление спиртных напитков на душу населения неуклонно снижалось. Но потом сенаторы решили не полагаться на силу слова и протолкнуть специальную поправку к конституции.

полиция вылевает самогон.jpg
Полиция выливает самогон

Еще в самом начале XX века некоторые города, округа и даже штаты вводили «сухой закон», а теперь он был распространен на все страну. Вот тут-то все и закрутилось.

Бурбон

Почему-то все ожидали, что рынок алкоголя после запрета просто схлопнется, как воздушный шарик. В первый год деморализованное население действительно прекратило пить, но очень быстро пришло в себя и продолжило вливать в себя горячительное с завидным энтузиазмом. Вот только структура потребления существенно изменилась. Американцы в тот период практически отказались от пива и вина. Последствия этого ощущалось еще долго: их качество до сих пор считается низким, хотя местные производители уже давно отвоевали рынок. Даже сейчас, когда скоро будет сто лет со дня появления Восемнадцатой поправки, показатель потребления вина тут на душу населения один из самых низких в мире.

Сливают вино в канализацию.jpg
С принятием "сухого закона" вино из бочек выливали прямо в канализацию

Бурбон массово производили в США начиная с восемнадцатого века, но именно после «сухого закона» этот сорт виски стал национальным напитком. Все объясняется просто. Алкоголем снабжали контрабандисты и самогонщики. Конечно, долгое время для обывателя оставалась возможность купить виски в аптеке по рецепту, но не для подпольных баров и ресторанов. Контрабанда была доступна далеко не всем, продавали ее в десять дороже, чем в Канаде. У самогона была друга проблема – низкое качество. Тогда-то и стали появляться умельцы, которые смогли наладить производства именно бурбона. Кукуруза, из которой его делали, стоила копейки, купить ее было намного проще, в бочках бурбон созревал намного быстрее солодового виски, и наконец, технология была очень простой.

тайник бутлегера.jpg
Перевозка и хранение алкоголя во время действия "сухого закона" требовали конспирации

Кстати, именно в это время популярность стали набирать коктейли.

Coca-Cola и Pepsi-Cola

Бытует мнение, что после введения «сухого закона» население стало больше пить молоко. В основном все ссылаются на книгу Г. Гослара «Современная Америка». С этим утверждением можно поспорить: рост потребления мог быть вызван и экономическим бумом, и просто развитием сельского хозяйства. Зато можно точно утверждать, что своей популярности «Кока-кола» и «Пепси» обязаны именно «сухому закону». Собственно первые успехи Coca-Cola Company связаны с введением запрета на продажу алкоголя в Атланте. Интересно, что первый ее президент Аса Григгс Кэндлер сам был активным сторонником трезвости и позднее благодаря своей антиалкогольной программе был избран мэром этого города.

виски в чашках.jpg
В целях маскировки алкоголь пили, например, из чайных чашек

Продажи безалкогольных напитков выросли практически сразу после вступления в силу Восемнадцатой поправки. Конечно, нельзя говорить, что успех был обусловлен только сушняком, который наблюдался у общества, лишенного спиртного. Но все же это здорово помогало продажам. К тому же, очень часто их разбавляли самогоном и так перевозили, в барах и ресторанах колу мешали с различными алкогольными напитками. Именно тогда началось победное шествие этих компаний вначале по стране, а потом уже и по всему миру. «Кока-колу», например, в конце тридцатых уже продавали в сорока странах мира.

Ночные клубы

Говорить о том, как изменилась жизнь с появлением ночных клубов можно долго. Тут и особая субкультура, и новая мода, и даже новые рынки. И своим рождением они обязаны «сухому закону» Появление такого формата – это вынужденный шаг. До этого бары, рестораны и танцплощадки существовали как бы по отдельности и не работали всю ночь. Однако в США в тот период все, что было связано с алкоголем, работало нелегально и под страхом полицейского рейда. Поэтому их владельцы старались выжать максимум: открыты они были до утра, тут можно было и потанцевать, и покушать, и, естественно, выпить. Появилась и живая музыка.

вечеринка.jpg

Все это привело к появлению особой атмосферы ночной клубной жизни и существенно изменило культуру потребления многих товаров. Например, до «сухого закона» женщины практически не курили. Табачные компании могли совсем не обращать внимания на эту аудиторию. В двадцатых же годах прошлого века девушка с сигаретой – это уже не скандал, а привычное явление. Стали выпускать даже специальные дамские. То же самое касалось и крепких спиртных напитков. Дамы стали употреблять не только вино и ликеры. Впервые заговорили и о женском алкоголизме.

Появление крупных розничных сетей и франчайзинга

Концентрация бизнеса – это нормальное явление для современного мира. Каждый год открывается огромное количество компаний, но выживает только десятая часть. Во времена «сухого закона» эти процессы очень подстегнуло появление рэкета. Мелкие производства, магазины и другие предприятия просто не могли противостоять организованной преступности. В основном гангстеры облагали данью питейные заведени и другой незаконный бизнес, но в крупных городах страдали даже лавочники. Некоторые отрасли они контролировали практически полностью. Например, в Нью-Йорке все такси так или иначе работали на мафию.

контрабандисты.jpg
Контрабандисты

В конце 20-х в США стали активно строить торговые центры и появились первые супермаркеты, количество которых стремительно росло. Если в 1930 году был зафиксирован только один магазин, работающий в этом формате, то в 1937 году – уже 3066. Тогда же в США стал набирать популярность франчайзинг. Кончено, «сухой закон» - не единственный фактор, постаралась Великая Депрессия и развитие технологий, но и о попытках бизнеса избавится от надзора мафии забывать не стоит.

Экономический эффект от «сухого закона» изучал Максим Усачев
0
Реклама на New Retail. Медиакит