0/5

Пластмасс-медиа: кому и зачем в 2015 году нужны виниловые пластинки

Пластмасс-медиа: кому и зачем в 2015 году нужны виниловые пластинки
время публикации: 09:00  26 апреля 2015 года
Можно сколько угодно смеяться над поклонниками «теплого лампового звука», но факт остается фактом – стремительное возвращение виниловых пластинок ломает все представления о техническом прогрессе. Казалось бы, человечеством изобретено все, что нужно современному аудиофилу, – DVD-audio, Super Audio CD, да те же lossless-форматы, наконец. Но меломан «нулевых» почему-то готов выложить энную сумму за кусок черной (реже – цветной) пластмассы, чтобы поставить его на виниловую «вертушку», опустить иглу и услышать в колонках знакомое потрескивание.

Объяснение этому есть и оно довольно простое. Дело вовсе не в уникальном звуке винила – большинство «меломанов» не смогут на слух различить звучание пластинки и MP3-файла. Дело в том, что в век цифровых технологий виниловая пластинка – одна из немногих оставшихся невиртуальных, материальных вещей. Это, в отличие от файла на жестком диске ноутбука, можно потрогать руками.
Видимо, поэтому продажи виниловых пластинок во всем мире стабильно растут – каждый год примерно на треть.  По данным статистики, собранной компанией Nilsen Soundscan, в США и Европе ежегодно продается более трех миллионов пластинок, и с 2009 года продажи выросли почти в два раза. Сегодня «большая четверка» мировой звуковой индустрии – Sony, Universal, EMI и Warner – в обязательном порядке выпускают новые альбомы своих артистов на виниловых носителях. Дополняют эту картину сотни независимых лейблов, издающих винил небольшими тиражами.

Растут продажи винила даже в России со всей любовью наших граждан к сайтам, обещающим «скачать бесплатно без СМС и регистрации» музыку на любой вкус. Конечно, говорить о новом «виниловом буме» не стоит – миллионных тиражей, как во времена расцвета «Мелодии», уже не будет. В России попросту нет такого количества проигрывателей. Но то, что выходит на виниле сегодня – обязательно найдет своего покупателя.

Как и где делают пластинки?

Массовое производство винила в России было заморожено в 90-е. Тогда считалось, что пластинки – морально устаревший формат, явно уступающий в качестве и долговечности набиравшим популярность компакт-дискам. Даже такой монстр, как Апрелевский завод грампластинок, прекратил выпуск винила в 1995-м. Предприятие, по тогдашней традиции, потихоньку загибалось, дорогостоящее оборудование распродавалось.

Но все изменилось с приходом «нулевых».

В 2013 году переиздавать часть своего архива на виниле начала подзабытая меломанами «Мелодия», старейшая советская фирма грамзаписи, которая была основана в апреле 1964-го.  Тиражи нового отечественного винила невелики, не больше 1000 экземпляров, и пока что его стоимость намного превышает цену «оригинальной» пластинки.

Кроме того, сегодня в России существуют десятки больших и малых лейблов, выпускающих музыку на виниле. Самым крупным, и, пожалуй, самым плодовитым из всех является компания с ностальгическим названием  «Мирумир». К слову, название отчасти раскрывает и секрет успеха «Мирумира» – лейбл ориентирован на переиздания популярной некогда музыки и выпуск новых альбомов старых групп. «Мумий Тролль», «Чайф», Валерий Сюткин и даже Владимир Кузьмин – все это уже есть в активе лейбла. Ностальгия в этом случае – один из главных двигателей продаж.

Depositphotos_23798943_s.jpg

«В 80-х молодежь слушала музыку на бобинах в ужасном качестве. А сейчас увидели — вспомнили — обрадовались — купили, – рассказывал в одном из своих интервью выпускающий продюсер лейбла Игорь Тихий. – Больше всего требуют именно старье, которое гуляло на пленках».

К слову, все «мирумировские» пластинки по факту производятся не в нашей стране – их штампуют на чешском заводе GZ Digital Media. «Мелодия» предпочитает издавать свой «старый новый» винил на немецком Sonopress.

Но есть свои производства и в нашей стране. Например, в конце 2012 года «Мультимедиа холдинг», в состав которого входят несколько популярных радиостанций, объявил о запуске производства винила в России.

«Увидев, что есть интерес, мы приобрели необходимое оборудование, нашли и обучили специалистов и сегодня готовы выпускать грампластинки практически любым тиражом – от нескольких десятков до нескольких тысяч штук,» – говорит президент холдинга Александр Школьник.

В данный момент, согласно прайс-листу компании «Винил рекордс», запись сотни 12-дюймовых пластинок в стандартной комплектации обойдется в 52 200 рублей, а за тысячный тираж придется выложить более 150 тысяч.

Тягаться с холдингом, в активе которого есть организация фестиваля «Нашествие», сложно. Однако существуют и менее крупные производства. Например, питерская компания Vinulium предлагает услуги по записи виниловых пластинок.

«На протяжении двух лет мы искали решение сложившейся проблемы – это нехватка виниловой продукции в России. И вот, решение найдено! Швейцарская компания по производству винилового оборудования предоставила нам комплект профессионального оборудования. На данный момент оборудование находится у нас и мы работаем в полную силу,» – говорится на сайте компании.

Там же можно отыскать и стоимость услуг: например, запись одной 12-дюймовой пластинки обойдется клиенту почти в шесть тысяч рублей. От 500 рублей будет стоить печать конверта для вашего винила.
Есть на просторах России и DIY-лейблы, выпускающие небольшие тиражи пластинок практически в домашних условиях. Например, запись мнофонической семидюймовой пластинки в калужском Depth Dept будет стоить в районе 9 долларов за штуку. Не так уж и дешево, но вам гарантирована ручная работа, выполненная на настоящем винтажном станке для нарезки винила.

Depositphotos_13447147_s.jpg

А в «студии NMCP» можно записать пластинку в стерео – на оборудовании, которое создатели лейбла собрали своими руками.

«Георг Нойманн 50 лет назад без компьютера построил станок, который до сих пор не был превзойден,  – рассказывают создатели студии. – Сегодня купить станок практически невозможно. И нам ничего не оставалось, кроме как искать информацию в старых книгах без пестрых иллюстраций. За годы труда и изысканий мы познакомились с профессионалами в области материаловедения, магнитизма и станкостроения. Совершали ошибки, за которые приходилось платить деньгами и временем. Так вышло, что теперь мы обладаем знаниями в области станкостроения и пишем пластинки».
Кому и кто продает пластинки?

Раз уж в таком количестве существуют компании, производящие винил, тех, кто его продает, должно быть еще больше.

Тематических сообществ в соцсетях существует более чем достаточно. Если уж там вам не помогут, есть сайт Discogs – крупнейшая в сети музыкальная «барахолка». Там же можно узнать и всю информацию практически по любому новому релизу в мире.

А вот офлайн-магазины, торгующие винилом, – это уже особый случай. Большинство их владельцев сами коллекционируют пластинки. Поэтому такие «торговые точки», если их вообще можно так назвать, скорее представляют собой некие клубы по интересам.

«Пластинки я начал коллекционировать не так давно, около четырех лет назад, – рассказывает в одном из интервью сооснователь магазина винила Dig Петр Чинават. – Чуть позже у нас открылся собственный магазин, и тогда у меня появился доступ к более редким записям. Сейчас у меня в коллекции порядка ста лонгплеев и трехсот сорокопяток».

Сегодня Dig представляет собой классический record-store американского или европейского образца – тысячи наименований винила, расставленного соответственно стилистике, тематическая литература и футболки.

Самый большой ассортимент пластинок в столице представлен в магазине «Звуковой барьер» на Ленинском проспекте, история которого началась еще в 1989 году в помещении ДК Московского энергетического института. Даже в лихие 90-е, когда от винила в России стали отказываться, магазин продолжал привозить и продавать винил. Сейчас ассортимент «Звукового барьера» составляет более 100 000 наименований грампластинок «всех времен и народов», а многие продавцы являются членами Московского клуба филофонистов.
Сегодняшний магазин винила – это уже не пресловутые «Мелодии» времен СССР. На «чистую» торговлю аудиофил не клюнет – с таким клиентом нужно уметь разговаривать.

«Это настоящий клуб любителей музыки, причем музыки не только на пластинках. К нам приходят любители катушечных магнитофонов, компакт-кассет, компакт-дисков, лазерных дисков и даже VHS-кассет, – рассказывает создатель популярного владивостокского магазина винила «Контрабанда» Станислав Ташкинов. – Возраст посетителей самый разный: от 14 лет до пенсионного. Пластинки у нас покупают почти каждый день, редко сидим без выручки».

Рынок винила исследовал Дмитрий Ковальчук

0
Реклама на New Retail. Медиакит