0/5

Отвечает ли маркетплейс за незаконное использование товарных знаков на своей площадке? (кейс)

Отвечает ли маркетплейс за незаконное использование товарных знаков на своей площадке? (кейс)
время публикации: 10:00  11 марта 2024 года
@Freedomz on Freepic
Маркетплейсы стали важной частью торговли, предоставляя продавцам и покупателям удобство и доступность товаров. Но с ростом популярности маркетплейсов, возникли проблемы, связанные с незаконным использованием товарных знаков на их площадках.
Отвечает ли маркетплейс за незаконное использование товарных знаков на своей площадке? (кейс)
Рассмотрим вопрос — отвечает ли маркетплейс за незаконное использование товарных знаков на своей площадке. Если да, то в каких случаях.

Рассказывает Толстобров Сергей, основатель Юридического бутика Толстоброва Сергея, руководитель юридического направления Союза Деловых Людей.


Действующее законодательство


Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий (п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ):

1. Он не знал и не должен был знать, что использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным.

2. Он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и/или сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Таким образом, при выполнении двух перечисленных условий маркетплейс не должен нести ответственность за незаконное использование чужого товарного знака на своей площадке.



Как складывается судебная практика по данному вопросу (кейс) 


В 2023 году суды рассмотрели показательное дело между двумя компаниями.

ПАО «Детский Мир» стало известно, что на сайте ООО «Яндекс» market.yandex.ru размещены предложения к продаже товаров с использованием обозначений, сходных с товарными знаками «Детский Мир».

Полагая, что своими действиями «Яндекс» нарушает его исключительные права, «Детский Мир» направил соответствующую претензию.

В ответ «Яндекс» возбудил внутреннюю проверку на предмет нарушения исключительных прав. В результате чего размещение товарных предложений с использованием обозначений, сходных с товарными знаками «Детский Мир», на маркетплейсе было прекращено.

Эти обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО «Детский Мир» в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО «Яндекс» о взыскании компенсации за незаконное использование товарных знаков в размере 10 млн руб.

Правовая позиция «Детского Мира» заключалась в следующем — «Именно ответчик в данном случае должен квалифицироваться как лицо, использующее спорные товарные знаки, о чем свидетельствует сам факт наличия в продаже на сайте market.yandex.ru контрафактных товаров».


Что решили суды


Суды отказали «Детскому Миру» в иске по следующим причинам:

«Яндекс» осуществляет деятельность в качестве маркетплейса, а именно площадки, на которой продавцам товаров предоставляется возможность их реализации. Отношения между «Яндекс» и продавцами основаны на договоре присоединения, которым является в данном случае договор на оказание услуг по размещению товарных предложений и предоставлению функционала по заключению договоров и/или предварительному бронированию товаров на сервисе.

По условиям данного договора «Яндекс» предоставляет пользователям своих сервисов только услуги, к которым относится возможность размещения товарных предложений и заключения розничного договора купли-продажи с потребителем посредством сервисов «Яндекс».

В целях обеспечения прав третьих лиц договором предусмотрена гарантия продавца, что он обладает исключительными правами на материалы: контент, рекламно-информационные материалы, предоставленные им обществу «Яндекс» и используемые последним для оказания услуг по настоящему договору, и/или продавцом получены необходимые разрешения/согласия/др. от правообладателей для целей предоставления и использования материалов. 

В т.ч. контента, рекламно-информационных материалов. Договором определено, что продавец самостоятельно и в полном объеме несет предусмотренную законодательством ответственность как лицо, осуществившее приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, и гарантирует соответствие составленных и предоставленных им для размещения материалов закону.

С учетом изложенного, продавцы самостоятельно составляют товарные предложения, размещаемые посредством сервисов «Яндекс». Несут полную ответственность за соответствие товарных предложений требованиям законодательства.

Установленные фактические обстоятельства исключают квалификацию действий «Яндекс» по предоставлению услуг, сопутствующих продвижению и реализации не принадлежащих ему товаров, как использование товарных знаков.

Как установлено Гражданским кодексом РФ информационный посредник не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий (п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ):

1. Он не знал и не должен был знать, что использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации является неправомерным.

2. В случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Оценив представленные по делу доказательства, суды пришли к выводу:

1. Деятельность «Яндекс» соответствует признакам информационного посредничества.

2. «Яндекс» своевременно принял соответствующие меры. Возбудил внутреннюю проверку на предмет нарушения продавцами прав и законных интересов «Детский Мир». В результате чего размещение товарных предложений с использованием контрафактных товаров было прекращено.

3. «Яндекс» не знал и не мог знать о нарушении исключительных прав истца до получения им претензии, получив которую, предпринял все меры для устранения нарушений.




Читайте также: Может ли продавец в одностороннем порядке изменить цену товара после заключения договора розничной купли-продажи?




Рекомендации маркетплейсам


Действующее законодательство и судебная практика позволяют не допустить привлечения маркетплейса к ответственности в случае размещения на его площадке контрафактных товаров. Однако для этого маркетплейс должен максимально оперативно после получения соответствующей претензии от правообладателя:

— Провести проверку информации, изложенной в претензии.

— Прекратить размещение информации о товаре. В случае подтверждения его контрафактности.

Подписывайтесь на Телеграм-канал Активный Предприниматель


* Для написания статьи автор использовал данные из открытых источников - тексты судебных актов, размещенные публично. Статья не содержит конфиденциальной информации, не подлежащей разглашению.

Толстобров Сергей, 
основатель Юридического бутика Толстоброва Сергея, 
руководитель юридического направления Союза Деловых Людей.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит