0/5

Продуктовый ритейл 2023 года: экспансия федеральных сетей и поглощение локальных игроков (самые крупные сделки)

Продуктовый ритейл 2023 года: экспансия федеральных сетей и поглощение локальных игроков (самые крупные сделки)
время публикации: 10:00  29 декабря 2023 года
То, о чем эксперты говорили ещё до пандемии, начало претворяться в жизнь. Федеральные продуктовые сети не только добрались до берегов Тихого океана, но и начали массово «подминать» под себя локальных игроков. 2023-й год стал переломным в извечном вопросе: крупный бизнес нашёл «подходы», где смог – купил, где надо – взял в долгосрочную аренду сотни магазинов, ранее находившихся в ведении местных сетей.
Большая часть приобретений пришлась на урожайную осень. Но и не только этим всё ограничилось – ведь ритейлеры уже успели распробовать вкус онлайн-торговли, а значит, в поле их бизнес-интересов попадает и крупный екоммерс. The sky is the limit!


X5 Group 


Всё началось в апреле, когда X5 Group сообщила о приобретении компании «Тамерлан», которая управляла магазинами сети дискаунтеров «Покупочка», сети дискаунтеров с расширенным ассортиментом алкогольной продукции «ПокупАлко» и супермаркетов «Га-Га» в Южном федеральном округе.
 
Тогда в периметр сделки вошли 295 магазинов совокупной торговой площадью 124,2 тысячи кв. м., большая часть из которых работает в Волгоградской области. Помимо этого, X5 получила права аренды в отношении распределительного центра в субъекте общей площадью 30 тысяч кв. м.

В этом же месяце X5 объявила о завершении трансформации сети гипермаркетов «Карусель», то есть, проще говоря, о закрытии формата. В течение нескольких лет компания последовательно сокращала количество магазинов сети. Последний гипермаркет под брендом «Карусель» прекратил свою работу в конце февраля уходящего года, к началу апреля работа формата была полностью завершена.

В начале августа X5 стало известно о достижении договоренностей по приобретению компании «Виктория Квартал», которая управляет магазинами «Виктория» в Калининградской области, Москве и Московской области, а также магазинами «Дешево» в Калининградской области. Ритейлер указывал, что в периметр сделки входят 118 магазинов. ФАС одобрила ходатайство X5 при условии исполнения предписания ведомства.

В рамках сделки с ООО «Центр Реструктуризации» в октябре «Пятёрочка» получила права долгосрочной аренды на более чем 100 магазинов продуктовой сети «Гроздь» в Саратове и Саратовской области. 70 магазинов расположены в Саратове, 14 – в Энгельсе, остальные – в 11-ти крупных районных центрах Саратовской области. Их совокупная торговая площадь составляет почти 37 тысяч кв. м.

Сообщалось, что интеграцию магазинов в сеть «Пятёрочка» планируется завершить в первом квартале 2024 года. На момент заключения сделки Х5 представлена в Саратове и Саратовской области 385 «Пятерочками», 7 супермаркетами «Перекресток» и 26 «жёсткими» дискаунтерами «Чижик».

Особую активность компания развила на Дальнем Востоке. В рамках экспансии в регионе торговая сеть «Пятёрочка» уже в ноябре получила права долгосрочной аренды на 71 магазин торговой сети «Амба» в Хабаровском крае: 43 – в г. Комсомольске-на-Амуре, 14 - в г. Хабаровск, и еще 14 – в крупных районных центрах Хабаровского края. До конца первого квартала 2024 года все 71 объект будут реконструированы и заработают в современной концепции торговой сети «Пятёрочка».

Общая торговая площадь составляет 49 122 кв. м.

Первые магазины «Пятерочка» в Хабаровском крае открылись в марте 2023 года. Всего к концу года в регионе будет работать 100 магазинов сети.

Стоит напомнить, что в 2019 году X5 Group уже расширяла свое присутствие в Саратовской области. Тогда группа выкупила права аренды части магазинов сети «Семейный», на месте которых открывались «Пятерочки». Летом 2022 года группа выкупила финскую сеть супермаркетов Prisma в Санкт-Петербурге, в ноябре — контрольные пакеты в сибирских сетях «Слата» и «Красный Яр».

Впечатляет! Всего один год, а пальцев на обеих руках не хватит, чтобы посчитать – сколько региональных сетей сменили вывески по инициативе X5 Group, и компания только вошла во вкус. Теперь посмотрим, какими шагами на активность конкурента отвечал «Магнит». Ритейлер продолжает захватывать офлайн и уже приобрел крупного онлайн-игрока.

Продуктовый ритейл 2023 года: экспансия федеральных сетей и поглощение локальных игроков (самые крупные сделки)


«Магнит»


Извечный конкурент X5, ритейлер «Магнит» в свою очередь в конце октября приобрел 33,01% долей в уставном капитале крупнейшей на Дальнем Востоке по числу магазинов и выручке торговой сети «Самбери» у ООО «ДВ Невада». В группу компаний входят 291 магазин, в частности 31 гипермаркет «Самбери», 42 супермаркета «Самбери» и «Самбери-экспресс», а также 82 минимаркета «Раз Два» и 136 дискаунтеров «Близкий». Совокупная торговая площадь составляет 211 тыс. кв. метров.

Торговые точки «Самбери» представлены более чем в 50 населенных пунктах Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области. Ритейлер оперирует тремя распределительными центрами в Хабаровске, одним во Владивостоке и кросс-докинговым складом в Благовещенске. В компаниях группы работают около 10,3 тыс. человек.

Закрытие сделки ожидается летом 2024 года.

Покупка офлайн игрока уже мало кого удивляет, но в ноябре краснодарскому ритейлеру удалось создать WOW-эффект. В конце осени «Магнит» закрыл сделку по покупке маркетплейса KazanExpress и заявил о планах по интеграции этой площадки для запуска на ее основе собственного маркетплейса «Магнит Маркет». В рамках сделки «Магнит» получил 100% долей в ООО «КазаньЭкспресс», права на интеллектуальную собственность и всю инфраструктуру KazanExpress (технологическую платформу, пункты выдачи заказов, складские площади и автопарк).

Покупка KazanExpress позволит «Магниту» быстро выйти в новый для компании быстрорастущий сегмент маркетплейсов и занять там значимую долю, затратив на это меньше времени и других ресурсов, чем при запуске собственного маркетплейса с нуля. KazanExpress продолжит работу внутри «Магнита» как отдельный бизнес-подразделение под руководством текущего менеджмента. 

При этом в течение ближайших месяцев приложение, сайт, ПВЗ, склады и собственный транспорт KazanExpress изменят внешнее оформление и получат бренд «Магнит Маркет». В дальнейшем приложение KazanExpress будет интегрировано в OMNI приложение «Магнита».




Читайте также: Ключевые кадровые назначения 2023 года: екоммерс, розница, производство




«Лента»


«Лента» переживает непростые времена. Менее широкая географическая представленность, ограничения в форматах, особенности ценообразованию являются для ритейлера определенными барьерами. Однако в 2023 году и «Лента» смогла приобрести качественную сеть с большим количеством хороших локаций. 

В октябре 2023 года розничная сеть «Лента» объявила о приобретении розничной сети магазинов у дома «Монетка», входящей в десятку крупнейших розничных сетей России, под управлением которой в настоящее время находится 2 120 магазинов. 

Компания приобрела 99,999% долей в уставном капитале «РМ-Групп» через свою основную операционную компанию ООО «Лента».

Общая торговая площадь приобретенных активов составила 606 тысяч кв. м, 100% торговой площади находится в аренде. Большинство магазинов «Монетка» расположены на Урале и в Западной Сибири, средняя торговая площадь магазина — 290 кв. м. Помимо этого, в периметр сделки входят 5 распределительных центров общей площадью 116 тысяч кв. м (67% площадей находится в собственности) и более 560 грузовых автомобилей.

Купив достаточно популярную сеть, «Лента» решила сохранить брендинг «Монетки», слегка обновив их концепт. Первые обновленные «Монетки» уже заработали в обеих столицах.




Предположим, что тенденция на экспансию федеральных сетей в регионы с поглощением локальных игроков продолжится и в наступающем 2024 году. Этому будет способствовать как текущая экономическая ситуация, так и преимущества, которые есть у крупных ритейлеров.

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит