0/5

«РИТЕЙЛ 2020»: Какой путь выбрать? Или за нас всё уже выбрали? Часть 5

«РИТЕЙЛ 2020»: Какой путь выбрать? Или за нас всё уже выбрали? Часть 5
время публикации: 10:00  07 февраля 2020 года
Теги: будущее
В этой части «РИТЕЙЛ 2020. Будущее, которого никто не видел» Олег Баландин размышляет о будущем и настоящем ритейла и цепочек поставок.
«РИТЕЙЛ 2020»: Какой путь выбрать? Или за нас всё уже выбрали? Часть 5

Получается, что в настоящий момент мы находимся на перепутье, что и как купить, и будем ли мы покупать с удовольствием или без него?


Варианты могут быть такие:

1. Готовая еда на неделю.

2. Ингредиенты от производителя в нашем холодильнике – прямой контракт без посредников.

3. Традиционный ритейл. Но иные форматы, которые приходят на смену существующим, отмирающим под влиянием технологий.




Ранее: «РИТЕЙЛ 2020»: Будущее, которого никто не видел. Часть первая




Естественно, мы понимаем, что возникнет симбиоз различных форматов, но интересно знать в какой пропорции будут эти форматы замешаны? Можно ли целиком удовлетворить свои потребности в одном источнике поставки продуктов, от одного производителя, от одной распределительной сети?

Пока нет!

Получается, что потребуется несколько поставщиков продуктов «на дом», и при большой доле онлайна мы будем обречены на постоянное ожидание заказов всю неделю дома и космическую плату за доставку или беготню по пунктам самовывоза?

Нет, это не наш путь!

Должна быть иная система доставки «биржевых» продуктов –  это товары, которые не требуют особого выбора, самый яркий пример соль и сахар. Эта система поглотит весь тот ритейл, который не требует какого-то существенного выбора.

Что же это за система? Она должна отличаться тем, что человек в этой системе, как воду из крана легко получает «обычные» продукты. Доставка максимально широко распределена, и товар буквально попадает в каждый «почтовый ящик», фактически к месту потребления продукта, т.е. для покупателя нет плеча «купил-привёз» домой. Максимум – спустился на первый этаж и забрал очередную партию товара или дошёл до калитки, если это частный дом, а то может и регулярная доставка в квартиру и дом.
Цена в 300 рублей за доставку товара по Москве сегодня – это показатель операционной неэффективности или отсутствия объема. Условно говоря, макароны можно доставить и за 5 рублей в почтовый ящик, при наличии объема и инфраструктуры.

Логично предположить, что бенефициаром от дальнейшего развития технологий и крупнейшим игроком на поле «ритейлеров» может стать игрок формата «Почты России» – другие варианты есть, но их немного. Построить с нуля огромную, хорошо распределённую инфраструктуру не по силам частным компаниям – это может быть, как в случае с железными дорогами, только государственным проектом или партнёрством государства с коммерческими структурами. Таких систем может быть две три, как сотовых операторов. Для хоть какой-то конкуренции. А может и не быть. Неслучайно «Почта России» в ноябре провела грандиозную выставку New Retail Forum Почта Росси в «Сколково». Очевидно, что ритейл является фокусом этой огромной структуры.




Ранее: «РИТЕЙЛ 2020»: Будущее, которого никто не видел. Часть вторая




Главное, что в подобных сетях распределения заложен громадный потенциал – альтернативы рознице. Нынешние и будущие монополии и корпорации обязаны решать социальные задачи и осуществлять социальные функции, вносить свой вклад в социальное будущее граждан и поддерживать реального отечественного производителя, предлагая им свои услуги по доставке товаров потребителям. Как видите этот тезис может быть рабочим только при одном условии – желании государства участвовать в этом процессе, таким образом мы можем встать на путь активного вовлечения государства в распределительную систему продуктами, т.к. у государства все ключи от этой распределительной системы.

«РИТЕЙЛ 2020»: Какой путь выбрать? Или за нас всё уже выбрали? Часть 5


В чём может быть успех этой системы? 

Она может сильно изменить тарифы на доставку, которые неизбежно  должны снижаться с повышением «кучности» и массовости доставки.

Цена в 300 рублей за доставку товара по Москве сегодня – это показатель операционной неэффективности или отсутствия объема. Условно говоря, макароны можно доставить и за 5 рублей в почтовый ящик, при наличии объема и инфраструктуры.

Если из Китая можно доставить дешевые заколки за доллар, почему нельзя доставить по Москве пачку спагетти за разумную цену?

Парадигма развития ритейла меняется с невероятной скоростью, гораздо быстрее, чем все мы ожидали, и бьёт не только в спину, но и просто оглушает!




Ранее: «РИТЕЙЛ 2020. Будущее, которого никто не видел»: Отрезвляющий удар по экономике. Часть третья.




Не случится так, что для реализации социально-распределительной системы потребуется введение проднаборов для малоимущих слоёв населения и поддержания такого же «малоимущего» производства? Вполне возможно – это единственное решение при складывающихся обстоятельствах.
Низкие зарплаты – это не просто унизительно, но это ещё и подрыв базы экономики потребления.

У «Почты России» – доставка есть, но продуктов – нет, нет и витрины, где можно их купить. Но если это будет ограниченный набор продуктов, то «Почте России» ничто не помешает иметь эти продукты и сделать витрину, чтобы получить долю рынка, которая раньше была у крупного сетевого ритейла, мощности-то хватит.


Что происходит со всеми цепочками поставок во всех отраслях? 

Дистрибуторы умирают из-за потери объема, посредники уходят в прошлое из-за доступности коммуникаций производителя с потребителем. Пока на плаву посредников удерживает лишь то, что не все производители знают, как достучаться до потребителя. Они об этом и не думали, они просто производили продукт, постоянно увеличивая цену, и кормили посредников (сетевых ритейлеров) для попадания на их полку. Потребитель оплачивал из своего кармана эту неэффективность, капитальное строительство распределительных сетей, маркетинг упаковок, но в итоге покупатель спускал коробку от макарон в мусоропровод, а сейчас готов при наличии предложения сначала перейти на СТМ, а затем и на прямой контакт с производителем.




Ранее: «РИТЕЙЛ 2020»: Производителям должно быть стыдно за свой товар в сетях




Низкие зарплаты – это не просто унизительно, но это ещё и подрыв базы экономики потребления. Если бы у нас была другая экономика, которая не зависела бы от уровня потребления, как в СССР, то и не нужно было бы печься о размере зарплаты, а у нас вся экономика только и держится на потреблении. Не случайно все страны спокойно наводняют свои экономики деньгами, но Россия – удивительное исключение в этом мире. Она из года в год стерилизует денежную массу, изымая её у всех, начиная с пенсионеров и заканчивая производителями. Скажите, как экономика может работать без денег? Как человек может дышать без кислорода?

При таком развитии событий и низких зарплатах нас ожидает такая ситуация:

Маломаржинальный товар переходит сначала в СТМ, а затем в биржевой товар, и попадает в распределительную систему типа «Почта Россия», а затем происходит на продуктовые наборы, которые покрывают 80% всех потребностей низкооплачиваемого человека. На двадцать процентов останется ритейл, как мы его знаем, т.е. те самые «газеты» и «театр», но уже 21 века, а «всё остальное будет телевидение».

Интересное время начинается!

* * *

В следующей главе разберём темную силу банков, которые ожидают нужного мгновения, чтобы вступить в игру. Они знают всё обо всех нас, –  о производителе, о продавце, о покупателе, а мы всё ли знаем об их намерениях?

Олег Баландин
Для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит