0/5

Рост потребления бутилированной воды и напитков — как меняются ожидания потребителей

Рост потребления бутилированной воды и напитков — как меняются ожидания потребителей
время публикации: 10:00  10 июня 2025 года
@Freepic
Еще лет десять-пятнадцать назад выбор напитков был куда скромнее: обычная газировка, пара видов минералки и соки. Сегодня же – глаза разбегаются. И дело не только в маркетинговых уловках. Покупатели стали гораздо требовательнее и осознаннее подходить к тому, что пьют.
Рост потребления бутилированной воды и напитков — как меняются ожидания потребителей



Владимир Угрюмов, учредитель группы компаний «Регионхимснаб» рассказал почему бутилированная вода и напитки завоевывают все большую популярность, и что влияет на вкус любимого напитка.


Тренды напитков: почему мы стали пить больше из бутылки


Бутилированная вода, пожалуй, самый востребованный продукт в ритейле во всем мире. Так российский рынок бутилированных напитков за последние несколько лет демонстрирует растущую динамику.  По итогам 2024 года объем производства составил 46.7 млрд литров, что на 50,7% выше уровня 2020 года. 

Такой стремительный рост обусловлен рядом факторов. За последние несколько лет изменилось потребительское поведение, все заметили тенденцию ведения здорового образа жизни, тренд на русификацию и импортозамещение, развитие внутреннего туризма и другие. Совокупность этих условий создает максимально благоприятную среду для масштабного расширения производства бутилированных напитков и увеличения их потребления. Сегодня покупатели понимают – качественная вода – это не роскошь, а необходимость для поддержания энергии и нормальной работы всех систем организма.

Кроме того, потребители все больше ценят разнообразие вкусов или напитки, которые решают вопросы функциональности применения, например, вода, обогащенная витаминами, минералами, антиоксидантами. Ожидания потребителей также связаны с качеством и происхождением воды: растет спрос на натуральные, не содержащие искусственных добавок напитки. 

Просто «очищенная» – уже недостаточно. Все чаще в центре внимания источник: артезианская скважина, горный родник, ледниковая вода. Интерес к природному происхождению вполне объясним – люди интуитивно доверяют тому, что создано самой природой и бережно сохранено. Они готовы платить немного больше за гарантию того, что вода добыта из экологически чистого региона, прошла эффективную фильтрацию, сохранив при этом свою природную структуру и полезные свойства.


Что влияет на вкус бутилированной воды и напитков? 


Говоря про бутилированную воду, российские потребители все больше отдают предпочтения тем производителям, продукция которых имеет определенные вкусовые характеристики. Чистая питьевая вода не должна иметь характерного вкуса, запаха и цвета. В России существуют стандарты качества питьевой воды, установленные ГОСТами, которые регламентируют содержание различных веществ и микроорганизмов. 

Однако почему при таком разнообразии брендов бутилированной воды на рынке одна вода вкусная, а другая нет. Спойлер: во всем виноват активированный уголь.

Системы подготовки воды – главные помощники в обработке сырых водных ресурсов и приведении качества воды к санитарным нормам. Они состоят из нескольких элементов, которые работают поэтапно: водозаборные устройства, резервуары для коагуляции и флокуляции, отстойники, фильтрационные установки, системы дезинфекции и емкости для хранения. Они эффективно удаляют бактерии, вирусы, паразитов, химикаты, тяжелые металлы и другие вредные элементы. А их первостепенная задача – предотвратить распространение инфекционных заболеваний и обеспечить безопасность. 

Именно на этом этапе активированный уголь становится «дирижером» вкуса. 
В промышленном производстве напитков он играет ключевую роль. Системы подготовки воды на предприятиях – это целые комплексы, где вода проходит множество этапов очистки. 

Но даже после всех этих процедур в воде могут оставаться микроскопические примеси, влияющие на ее органолептические свойства – тот самый неуловимый привкус или едва заметный запах. Это могут быть следы органических соединений, хлора (если он использовался для дезинфекции), нефтепродуктов (даже в минимальных, безопасных концентрациях). 


Как работает активированный уголь


Качество воды – это фундамент для любого напитка, будь то лимонад, сокосодержащий напиток или функциональная вода. Предприятия пищевой промышленности предъявляют к ней строжайшие требования: нормированное содержание солей, отсутствие микроорганизмов, определенный баланс микроэлементов. Для получения воды заданных параметров, она проходит механическую фильтрацию для удаления твердых нерастворимых частиц, обезжелезивание, умягчение, деминерализацию, обеззараживание. Особенно это становится актуально для регионов России, где «железистая» вода, например, в СЗФО.

Активированный уголь, благодаря своей пористой структуре, адсорбирует эти нежелательные вещества. 


Интересный факт: по некоторым данным, более 80% напитков, которые мы видим на полках магазинов, в процессе своего производства проходят этап адсорбции активированным углем марки NWC. Это особенно важно для премиальных и функциональных напитков, где потребители ожидают не только чистоты, но и того самого «естественного», ничем не испорченного вкуса.



Также в индустрии безалкогольных напитков активированный уголь применяется при подготовке воды и сиропов, а в отдельных случаях – как активный ингредиент в «детокс»-напитках. Такие продукты приобретают популярность среди потребителей, ориентированных на здоровье, очищение организма и функциональное питание.

Интересно, но сегодня в отрасли предпочтение отдается кокосовому активированному углю. Он растительного происхождения, абсолютно безопасен и обладает уникальной микропористой структурой (до 1500 м²/г удельной поверхности), позволяющий эффективно связывать широкий спектр органических и хлорорганических загрязнителей. 

Один из производителей напитков, например, после внедрения системы фильтрации с качественным активированным углем отметил значительное улучшение показателей воды, что напрямую сказалось на вкусе конечного продукта и, как следствие, на лояльности покупателей.




Читайте также: Новые обязанности для продавцов маркированных безалкогольных напитков




Перспективы развития отрасли потребления бутилированной воды и напитков

 
Рынок бутилированной воды будет продолжать расти, особенно в сегментах премиальной и функциональной воды. Производители, ориентированные на инновации, экологичность и удовлетворение новых потребностей покупателей, смогут укрепить свои позиции в отрасли.

Экологические аспекты также становятся важным фактором при выборе напитков – продукты в устойчивой упаковке, сделанной из биоразлагаемых материалов и многоразовой тары. Компании, которые ответственно подходят к выбору источников и используют современные, но деликатные технологии водоподготовки, безусловно, выигрывают в глазах информированного покупателя.

Конечно, вопрос импортозамещение в ритейле очень актуален и присутствует не только на полках с напитками, но и в части технической и инфраструктурной составляющей при их производстве. Большая часть российских производителей напитков используют отечественный активированный уголь. По своим свойствам он ничем не уступает западным брендам.

Владимир Угрюмов, 
учредитель группы компаний «Регионхимснаб».

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит