0/5

«Рынок Казахстана для нас перспективный, наши инвестиции не остановятся»: как Аскона в Казахстане восстанавливается после январских событий

«Рынок Казахстана для нас перспективный, наши инвестиции не остановятся»: как Аскона в Казахстане восстанавливается после январских событий
время публикации: 10:00  13 января 2022 года
По данным на декабрь 2021 года, сеть «Аскона» на рынке Казахстана представлена 37 салонами. Планы развития в стране были амбициозными, и уже в 2022 году планировался двукратный рост по всем направлениям. Но январь внес свои коррективы. О том, как развивались события, и как они отразятся на дальнейшей работе компании, рассказывает исполнительный директор «Асконы».
«Рынок Казахстана для нас перспективный, наши инвестиции не остановятся»: как Аскона в Казахстане восстанавливается после январских событий Рассказывает исполнительный директор розницы ГК «Аскона» Владимир Корчагов.

Новости о начале митингов из-за повышения цен на газ стали поступать вечером 4 января. Сначала это были информация о волнениях в городах Атырау и Актобе, но эта волна быстро распространилась и по другим городам, становясь все более напряженной. 

5 января началось отключение интернета и в этот же день в первой половине дня появилась информация о том, что в Алматы начались беспорядки, затруднен въезд в город и выставляют кордоны. Вечером 5 января мы выезжали в город, было еще достаточно спокойно, магазины точно еще работали, но уже начали закрываться рестораны. 

Постепенно приходили сообщения о начале серьезных беспорядков в Алмате и других городах, которые быстро переросли в вооруженные столкновения с погромами.

Наш вылет в Россию был запланирован на 6:20 6 января. Сначала Аэрофлот сообщил о переносе нашего рейса, потом в течение часа - что рейс отменен. А уже вечером 6 января сообщили о захвате аэропорта.

6 января обстановка накалилась еще сильнее, были зафиксированы случаи нападения на полицию, но пока еще не было информации о том, что это террористическая акция, пока это еще были протестующие, народные волнения и митинги. А уже с 7 января появилась информация о том, что идут стычки с террористическими формированиями. 

Самая напряженная обстановка сложилась 6 и 7 января, было много сообщений о вооруженных столкновениях, о том, что отвоевали аэропорт, сообщали о захвате основной телевизионной башни Коктобе и о том, что террористы планируют выйти в прямой эфир, информация о захвате резиденции Назарбаева в Алматы. В эти дни мы постоянно слышали выстрелы, и ночью и днем, правда достаточно далеко от того места, где мы находились. Все основные события происходили в центре города. В это же время было большое количество сообщение про мародерство, про захваты и погромы магазинов, полицейских машин, жители начали массово «сметать» с полок продукты, появились сообщения о пустеющих прилавках.

С начала беспорядков на наших российских сим-картах не работал интернет, а 7 января у нас полностью вырубили телефонную связь, в первой половине дня я успел поговорить с родственниками в России, а потом у нас отвечал только казахстанский телефон. К вечеру 7 января связь была заглушена полностью на международных номерах. На местных симках осталась только телефонная связь. Основным каналом получения информации для нас было телевидение – казахстанский телеканал Хабар 24 и российские РБК и Россия 24.

В стране были отключены все безналичные платежи, 6 января налички в банкоматах уже не было.

С конца дня 7 января появились первые сообщения о том, что ситуация постепенно берется под контроль, а президент Токаев обратился за помощью в ОДКБ.

8 января мы начали выезжать в город. Правда, в центр мы не въезжали, потому что там были кордоны. 

Уже появлялись какие-то продукты, в некоторых местах можно было расплачиваться по безналу и заработал «Каспий» (местная система безналичных переводов), появилась информация об ограниченном доступе в интернет на казахских номерах. У нас на российских номерах никакая связь не работала, и мы смогли ими пользоваться только по возвращению в Россию. Вечером 8 января появилась информация о начале вывоза российских граждан из Казахстана и сборе в аэропорту 9 января в 14:00.
Рынок Казахстана для нас перспективный, мы планируем на нем кратно прирастать как собственной розницей, так и партнерской каждый год, поэтому наши инвестиции в развитие не остановятся.

9 января мы прибыли в аэропорт, там уже везде были кордоны из российских военных, по организованным коридорам из бронетехники и бетонных плит нас проводили к зоне досмотра, где мы прошли таможенный досмотр, процедуру проверки и регистрации на рейс, потом нас распределили по бортам для отправки в Россию и началась посадка.

Если говорить о казахстанской рознице в целом в эти дни, то непродовольственный ритейл фактически почти полностью прекратил свою работу 5 января. Продуктовый ритейл работал только в формате маленьких магазинов у дома, а большие сетевые продуктовые гипермаркеты были разгромлены и не работали.




Читайте также:  Ущерб бизнесу от беспорядков в Казахстане превысил 200 млн долларов




Ущерб


По нашей информации на текущий момент нанесен достаточно большой ущерб центральному офису Асконы. Мы арендуем помещения в бизнес-центре на Площади Республики, 13, на которой и происходили основные события. 

В этом бизнес-центре находятся офисы некоторых банков, а также национальный филиал МТРК «МИР» в Республике Казахстан, офис которого был разгромлен 5 января. Офисы Асконы расположены в другом крыле здания и пострадали в меньшей степени, поджоги его не затронули, но разбиты стекла и вынесена вся оргтехника. 12 января для наших уполномоченных сотрудников организовали доступ в офис с полицией и кинологами для доскональной оценки ущерба.

Если говорить о розничных салонах, то по предварительные итоги таковы – те магазины, в которые у нас есть доступ на текущий момент, практически не пострадали. Еще не во все торговые центры есть доступ, в них мы пока не можем оценить нанесенный ущерб. Из городов заработали салоны в Караганде, Актобе, Астане; Алмата пока работает в ограниченном режиме. 

Для точной оценки ущерба необходимо получить доступы во все МЦ и ТЦ, в которых расположены наши салоны, и провести инвентаризацию, но уже сейчас можно сказать, что наши пессимистичные прогнозы не подтвердились, и салоны практически не пострадали.

«Рынок Казахстана для нас перспективный, наши инвестиции не остановятся»: как Аскона в Казахстане восстанавливается после январских событий
Фото предоставлено пресс-службой «Аскона»: центральный офис в Казахстане


Как обстоит ситуация на данном этапе


Работа сети Аскона в городах Казахстана практически восстановилась, за исключением салонов в Алмате. Мы ожидаем открытия оставшихся салонов 12 января, и 18 января снова запустится мебельный центр «Армада», в котором находятся несколько салонов; до конца текущей недели ждем запуска Меги. До сегодняшнего дня в Алмате работало не более 3-х салонов.

Всего в Казахстане 37 салонов, из них 23 собственных и 14 франчайзинговых. Мы планировали открытие 24-го салона 6 января, сейчас срок перенесен на 20 января 2022 года.


Прогнозы на среднюю перспективу


Сейчас люди в крупных городах еще сильно напуганы, конечно у них нет желания ходить в магазины и даже вносить постоплату за уже предоплаченный заказ. Мы зафиксировали несколько случаев отказа от предзаказов, понятно, что кто-то наверняка пострадал, кто-то боится изменений. Население пока в панике. 

Понятно, что и трафика нет, и в принципе очень снижена клиентская активность. Мы сейчас восстанавливаем работу сервиса и уже начали отгрузку заказов, которые должны были быть доставлены в первую неделю января. Но, по понятным причинам, не состоялись. Я думаю, что панические настроения будут продолжаться еще как минимум 2-3 недели, люди просто напуганы, но понемногу все придет в норму. 
Мы завершили 2021 год практически двукратным ростом сети и объемов продаж.

В части городов, например, в Нур-Султане, в принципе была спокойная ситуация, там нормальный режим восстановится быстрее. В Алматы, конечно, обстановка была очень напряженная. По информации от нашего представительства в городе до сих пор продолжаются локальные обстрелы автомобилей, силовые структуры продолжают задерживать мародеров и погромщиков. А так остальные города возвращаются к мирной жизни.

Поддержка персонала и сохранение сотрудников – это для нас сейчас приоритет №1. Количество работников Асконы в Казахстане - 173 человека. Это сотрудники офиса, розничных салонов и распределительных центров. К счастью, среди них нет пострадавших. Нашей первоочередной задачей была своевременная выплата заработной платы персоналу, в отличии от России в Казахстане выплата происходит 1 раз в месяц и приходится на 10 число месяца.  Из-за сбоев в системе интернет-платежей мы осуществили транш с задержкой в один день, 11 января. 

Второй приоритет – это восстановление рабочих мест в офисе Алматы, до конца недели мы этот вопрос решим. В остальных магазинах тоже сейчас все должны выйти на работу уже в привычном режиме. 

Также для нас важно обеспечить исполнение текущих заказов, поэтому мы начали восстановление сервисных функций и логистики, осуществляем доставку до клиентов в тех городах страны, где это уже возможно.

Дальше мы будем проводить оценку нанесенного ущерба, по первой информации серьезного нет. Склады не пострадали и заработали с этой недели, также возвращаются к нормальной жизни.

«Рынок Казахстана для нас перспективный, наши инвестиции не остановятся»: как Аскона в Казахстане восстанавливается после январских событий


Как сеть развивалась до кризиса января 2022?


Развитие Асконы в Казахстане планировалось по тому же сценарию, что и в России – открытие собственной и франчайзинговой розницы, дальнейший рост в основном за счет укрупнения уже существующих магазинов. Увеличивается ассортиментная матрица, для нее необходимо обеспечить представленность в салонах, для чего необходимы салоны большей площади. Поэтому мы начали открывать в Казахстане в том числе и флагманские форматы, делая фокус на расширение существующих. Помимо традиционных мебельных центров мы стали заходить в ТРЦ – все по российскому сценарию. Мы завершили 2021 год практически двукратным ростом сети и объемов продаж.

В 2022 году мы также планировали двукратный рост по всем направлениям – физическая розница, партнерская розница и e-comm,  в том числе, за счет открытия новых салонов и укрупнения уже существующих. У нас есть амбициозные планы по развитию онлайна торговли, поскольку в странах СНГ у Асконы он не так сильно развит, как в России. В развитие онлайна в странах присутствия Асконы в СНГ мы инвестируем 40 млн руб., это достаточно большой объем инвестиций. От этих планов мы точно не будем отказываться и как-либо корректировать. 

В 2022 году Аскона планировала инвестировать 83 млн рублей (без товарного запаса) в развитие розничной сети в Казахстане и на текущий момент пока еще рано говорить о каких-либо изменениях. Сейчас мы ждем восстановления нормального ритма жизни и по итогам 1 квартала будем принимать решение о возможных корректировках. Рынок Казахстана для нас перспективный, мы планируем на нем кратно прирастать как собственной розницей, так и партнерской каждый год, поэтому наши инвестиции в развитие не остановятся.
Сейчас с точки зрения цены на топливо спекуляция есть, ряд заправок не работает, некоторые разгромлены, это все сказывается на работе службы доставки. Возвращение в привычный ритм, конечно же, зависит от того, насколько быстро органы власти отрегулируют ситуацию.

Сейчас логистика «последней мили» от распределительных центров Асконы до конечного потребителя в Казахстане организована силами партнеров. В 2022 году мы планировали запускать в стране собственную логистику для обеспечения «последней мили». Такое решение было продиктовано неудовлетворенностью уровнем партнерского сервиса доставки и постоянным давлением со стороны транспортных компаний, продиктованным ростом цен на топливо.

«Рынок Казахстана для нас перспективный, наши инвестиции не остановятся»: как Аскона в Казахстане восстанавливается после январских событий В связи с событиями в Казахстане мы были вынуждены временно отложить построение собственной службы доставки. Мы понимаем, что возможны какие-то изменения в логистике, связанные с повышением цен на газ, но пока Правительство Казахстана зафиксировало уровень цен на газ в стране. Со стороны органов власти мы получили информацию о возможных спекуляциях на стоимости топлива, а бизнесменов просят незамедлительно сообщать в надзорные органы о возникновении таких случаев. 

Сейчас с точки зрения цены на топливо спекуляция есть, ряд заправок не работает, некоторые разгромлены, это все сказывается на работе службы доставки. Возвращение в привычный ритм, конечно же, зависит от того, насколько быстро органы власти отрегулируют ситуацию.
  
На мой взгляд, оценка ущерба бизнесу правительством Казахстана на уровне 25-30 млрд тенге наиболее реальна. Если говорить в целом о ритейле, понятно, кого всегда громят больше всех - сотовый ритейл и ритейл электроники – то что легко вынести и легко потом продать. Ну и оружейные магазины разбомбили. 

Продуктовый ритейл – разбомбили три гипермаркета, в остальном продуктовый ритейл скорее останется в плюсе, потому что уже 8 января в продуктовых магазинах были очереди, люди сметали продукты. И, как ни странно, смели всю гречку… 

Владимир Корчагов, исполнительный директор розницы ГК «Аскона».

Для New Retail*

*При использовании материалов статьи ссылка на источник обязательна!
0
Реклама на New Retail. Медиакит