Доставка покупки – важнейший элемент бизнеса, от которого во многом зависит степень доверия между покупателем и продавцом. И логистика должна отвечать современным требованиям и тенденциям розничной торговли. В первую очередь, к важнейшим тенденциям торговли относятся развитие информационных технологий в продажах и переход на омниканальную модель маркетинга.
Существует множество определений понятия «логистика». Рассмотрим одно из них: логистика – это поставка потребителю требуемого продукта, соответствующего качества, в необходимом количестве, в указанное место (и назначенное время), по приемлемой цене. Определение является наиболее распространенным, одновременно самым актуальным и точным для транспортной логистики в отрасли розничной торговли. В роли потребителя в ритейле выступает конечный клиент. В отличие от оптовика он приобретает товар для собственного потребления, а это значит, что он хочет лучшего за меньшие деньги.
И транспортная логистика может стать тем «узким местом», которое сведет на нет все те конкурентные преимущества, которыми обладает продавец. Доставка покупки – это конечный и один из важнейших элементов, на котором строится доверие между клиентом и продавцом. И конечно логистический процесс должен полностью соответствовать актуальным тенденциям розничной торговли.
Тенденции розничной торговли
В первую очередь к тенденциям ритейла относится развитие информационных технологий в продажах и омниканальность платформ. Важно помнить, что сегодня конкуренция на рынке розничной торговли ужесточается. Крупные компании становятся еще больше, и, чтобы оторваться от конкурента, им требуется оптимизировать затраты во всех ключевых бизнес-процессах. Помимо этого, ритейлеры должны отслеживать любое, самое незначительное изменение в модели поведения потребителей. С развитием цифровой эпохи клиент становится более требовательным к качеству товара и скорости доставки. В случае необходимости, он безболезненно сменит продавца, благо предложение сегодня гораздо выше спроса. Клиент хочет самостоятельно выбирать: получить ли товар с доставкой или забрать в удобной точке самовывоза, в удобное для него время, иногда буквально через минуту после заказа. Одним из ключевых требований к ритейлерам станет обеспечение доставки, полностью удовлетворяющей пожеланиям клиента. И продавцу необходимо будет организовать процесс доставки товара до покупателя с требуемым уровнем сервиса и минимальными собственными затратами.
Специфика глобальная и локальная
В российской транспортной логистике сегодня наблюдается ряд проблем. Так, например, можно выделить сложности в организации взаимодействия с перевозчиками и трудоемкость в построении маршрутов, особенно в условиях быстро меняющихся объемов перевозок. Проблемы дорожной инфраструктуры и состояния транспорта, общий низкий уровень внедрения информационных технологий не позволяют ситуации стать лучше. Кроме того, меняющиеся и ужесточающиеся требования внешних регуляторов, такие как система «Платон», слабость законодательной базы и отсутствие тесного взаимодействия между отраслевыми ведомствами и сообществами предпринимателей очень сильно влияют на логистический бизнес в России.
Решение для ритейла – SAP Transportation Management
Для эффективного планирования и оптимизации управления процессами транспортировки необходима TM-система - единая промышленная платформа на базе решения SAP – Transportation Management (SAP TM). Качественная ТМ-система позволяет решать задачу транспортного планирования с учетом логистических ограничений различного характера. Платформа учитывает особенности транспортной сети, включая ограничения и дорожную ситуацию, также влияние оказывают и другие факторы: доступные ресурсы, собственные и привлекаемые мощности и их стоимость, требования получателей по упаковке, времени и месту доставки и многие другие параметры. Решение TM автоматически маршрутизирует и тарифицирует заказы, помогает выбрать транспортную компанию, создает комплекты документов, а также позволяет спланировать операции на складе и отследить каждый шаг логистического процесса.
Платформа позволяет получить масштабируемость без существенных дополнительных инвестиций в IT, например, в случае расширения географии транспортной сети по городам и регионам присутствия. Или же, если изменилась структура распределительных центов и точек перегрузки, расширяется присутствие торговых точек. Аналогичный результат достигается при внедрении дополнительных или изменении существующих схем и типов перевозок, при резком росте грузоперевозок и спадах вначале и в окончании «высоких сезонов» без снижения уровня сервиса, обусловленных недостатком развития ИТ инфраструктуры в процессе.
Внедрение SAP TM позволяет получить прямую экономию затрат за счет «оптимизатора», в котором реализовано автоматическое планирование маршрутов с применением итерационно-локальных алгоритмов. Система в автоматическом режиме предлагает оптимальные, с точки зрения затрат, маршруты. При этом она учитывает доступность и стоимость собственного или привлеченного транспорта, а также принимает во внимание все дополнительные специализированные требования со стороны заказчика и законодательства.
Платформа SAP TM предоставляет возможность оnline-обмена данными с внешними участниками процесса перевозки в едином информационном поле. Эту задачу решает Collaboration portal в SAP TM. Портал представляет собой мощный инструментарий, позволяющий не только обмениваться документами и подтверждать маршруты, но и выступающий в роли тендерной площадки между участниками процесса. При выборе перевозчика система ориентируется на преднастроенный логический процесс, так платформа может выбрать внутреннего или внешнего подрядчика - главное, что в данном случае этот выбор обосновано является оптимальным.
Для того, чтобы клиент мог наглядно отслеживать движение транспортного средства, а также рассчитать необходимое расстояние и оценить текущую дорожную ситуацию, система позволяет воспользоваться любым из удобных клиенту GIS-сервисов.
Следуя последним тенденциям, SAP ТМ предоставляет возможность интеграции с мобильными приложениями экспедитора или клиента. Таким образом, обе стороны могут одновременно отслеживать движение по маршруту. Логистический процесс станет прозрачным для обеих сторон, а это, в свою очередь, поможет избежать неприятных сюрпризов и недопонимания. Решение SAP TM позволяет в едином информационном поле собирать информацию и отслеживать отклонения в процессах перевозки, получая данные о статусе и событиях из различных источников: WMS и иных смежных систем, WEB портала перевозчиков, мобильных приложений, датчиков GPS, температуры, расхода топлива, а также заблаговременно предупреждать об опозданиях и других отклонениях.
В системе SAP TM в структурированном и связанном виде сохраняется вся информация по процессам планирования и исполнения перевозок, расчетом затрат, исполнению соглашений с перевозчиками, статистике использования собственных транспортных средств, отклонениям в процессах и проч. Эта информация доступна пользователям виде оперативных отчетов системы и может быть передана в систему аналитической отчетности.
Ну и, наконец, одним из важнейших плюсов от внедрения платформы становится то, что пользователь уходит от выполнения рутинных, однотипных задач. Если раньше все время он тратил на такие процессы как оперативное и календарное планирование перевозок, выбор исполнителя, расчет фрахтовых затрат, мониторинг исполнения доставки, то сейчас все это за него рассчитывает машина и делает это гораздо эффективнее. В свою очередь, сотрудник занимается более важными задачами, такими как контроль за процессом, реакции на отклонения и аналитической работе в целях его улучшения. Эффективность и значимость его работы также повышается, и самое главное как для него, так и для работодателя - он растет как специалист.
Внедрение системы подобного класса – комплексная задача. Для успешного хода и завершения проекта необходимо сотрудничество с системным интегратором, имеющим опыт внедрения подобных сложных продуктов. В рамках проработки решения, тестирования и опытно-промышленной эксплуатации вскрывается значительное количество «узких» мест и сложных технических нюансов. Только опытная IT-компания сможет отладить процесс таким образом, чтобы оптимизированная система давала максимум прямых и дополнительных преимуществ.
Заключение
Сегодня покупатели ожидают максимум от процесса покупок и требовательно относятся к каждой мелочи, в особенности к доставке. Лидерами на рынке будут компании, которые предложат покупателям уникальное путешествие, исключая промахи процессинга заказа, проявляя повышенную лояльность к своим клиентам. Уже сегодня омниканальный ритейл занимает все большую долю рынка, и только единый̆ ландшафт информационных систем может обеспечить эффективное функционирование.