Слияния и поглощения: самые интересные сделки M&A в 2021 году
время публикации: 10:00 27 декабря 2021 года
Подходит к финалу 2021 год, который стал в чем-то более легким, чем год предыдущий, в чем-то более сложным, однако, в чем уходящий год был незаурядным, так это в большом количестве крупных сделок M&A.
Мы решили вспомнить самые заметные покупки и продажи, которые уже оказали влияние на расстановку сил на рынке и до сих пор являются темой для обсуждений и прогнозов.«Лента» завершила сделку по приобретению супермаркетов «Билла Россия»
Безусловно, в числе наиболее заметных событий уходящего года – покупка «Лентой» сети магазинов под вывеской «Билла Россия». О завершении сделки «Лента» сообщила в начале августа, и в результате покупки ритейлер стал вторым розничным оператором в Москве и Московской области по числу супермаркетов.
Цена контракта составила 225 миллионов евро, а в контур сделки вошел 161 супермаркет «Билла». Практически сразу после покупки «Лента» сообщила, что не будет сохранять прежнюю вывеску, однако готовы принять в команду всех сотрудников купленного ритейлера. Уже к концу сентября бренд «Билла Россия» практически прекратил своей существование, а «Лента» наметила новые приобретения…
«Лента» завершила сделку по приобретению сети «Семья»
Через три недели после приобретения «Биллы» ритейлер сообщил о том, что ее дочерняя компания ООО «Лента» завершила сделку по приобретению пермской сети магазинов «Семья». В результате доля «Ленты» на розничном рынке Пермского края достигла 7%, а сам ритейлер вошел в Топ-4 крупнейших сетей региона.
Помимо цели расширения регионального присутствия, за счет покупки «Лента» расширила и форматные возможности, войдя на рынок малоформатной розницы. Расположение новых торговых пространств позволило ритейлеру активно развивать сервис экпресс-доставки и расширить возможности онлайн-торговли. Стоимость контракта на момент закрытия составила 2.45 млрд рублей.
В декабре «Лента» также сообщила о планах покупки «Утконоса». В настоящее время «Утконос» управляет двумя собственными дарксторами общей площадью 80 000 кв. м и двумя арендованными дарксторами общей площадью 21 000 кв. м, расположенными в Москве и Московской области. Компания использует собственную логистическую инфраструктуру, состоящую из 920 автомобилей, а также самостоятельно собирает заказы в дарксторах. Сделка, предположительная стоимость которой составит 20 млрд рублей, будет завершена уже в 2022 году.
«Магнит» купил розничную сеть «Дикси»
Летом и сеть «Магнит» объявила о серьезном приобретении. Ритейлер приобрел 2447 магазинов «Дикси». Сумма сделки составила 87,6 млрд рублей.
В контур покупки вошли 2438 магазинов у дома и 39 суперсторов «Мегамарт». Также в рамках сделку «Магнит» купил 5 распределительных центров и 700 грузовиков.
В отличие от «Ленты» которая перевела все купленные «Биллы» под свою вывеску, «Магнит» сохранил практически все купленные торговые точки под прежним брендом, и будет продолжать развивать сеть «Дикси» как отдельное юридическое лицо.
X5 купила компанию «Много лосося»
X5 Group в 2021 году совершила серьезный шаг для развития компании в новом сегменте дарк китчен и доставки готовых ресторанных блюд. С этой целью компания приобрела компанию «Много лосося» – интересного фудтех-проекта, основанного предпринимателями Яковом Менделеевым и Александром Мутовиным.
«Много лосося» – это 25 кухонь, четыре торговых марки («Много лосося», «Десять идеальных пицц», «Роллы №1» и «YAJI»), собственное мобильное приложение и комплекс программных продуктов для обеспечения ключевых бизнес-процессов, в том числе приготовления и доставки еды. И всё это теперь принадлежит Х5.
«Синергия с «Много Лосося» позволит Х5 закрыть потребность клиентов в быстрой доставке свежеприготовленной готовой еды, а также откроет возможность уникальной комбинированной доставки продуктов и готовых блюд через сервисы доставки Х5. Мы намерены продолжить активное развитие в этом направлении и открыты новым предложениям, позволяющим укрепить наши позиции на рынке еды», – отметил главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман.
Ожидаемую активность в плане приобретения сторонних бизнесов проявлял и СБЕР. Вот лишь несколько покупок, которые были реализованы компанией в 2021 году.
В апреле СБЕР закрыл сделку по покупке 85% в маркетплейсе Goods.ru.
В начале апреля банк приобрел 40% площадки, а к концу месяца состоялась вторая часть сделки, и доля компании была увеличена до 85%. 10% в компании сохранил за собой ритейлер «М.Видео-Эльдорадо», 5% – основатель Goods.ru Александр Тынкован.
Изменения в брендинге маркетплейса происходили оперативно, – уже к 27 апреля Goods был переименован в СберМегаМаркет, изменились логотип и фирменный стиль площадки. В течение нескольких месяцев СберМегаМаркет не только начал развивать сеть фирменных пунктов самовывоза заказов, но и запустил финансовые сервисы для покупателей и поставщиков: продукт В2В e-commerce для кредитования селлеров и BNPL – рассрочку – для клиентов маркетплейса.
По данным AppAnnie, мобильное приложение СберМегаМаркета вошло в Топ-10 приложений для шопинга по количеству загрузок.
Еще одним важным приобретением СБЕРА стала платформа InSales
InSales – единая платформа для создания и запуска интернет-магазинов, а также для управления торговлей во всех цифровых каналах: на маркетплейсах, в социальных сетях, мессенджерах и на собственных площадках.
В результате сделки Сбер получил 80% компании, 20% остались поделены между тремя основателями сервиса. В планах партнеров – развивать платформу, а также интегрировать ее с финансовыми и прочими инструментами Сбера.
И еще один В2В-сервис, покупка которого Сбером обратила на себя внимание. В апреле Сбер приобрел 100% компании MuzLab – крупнейшего игрока на рынке В2В-аудиостримминга.
Клиентами Музлаб являются более 1000 компаний в разных сегментах – сервис используется в магазинах и ресторанах, на АЗС и в других общественных и коммерческих пространствах. Ежедневная аудитория составляет более 8 миллионов человек.
Теперь «МузЛаб» будет интегрирован в Сбер.Звук и в экосистему Сбера, тем самым значительно расширив охват В2В-сегмента и начав развитие в В2С.
«Юридические лица, прежде всего клиенты экосистемы Сбера, получат новые возможности аудиобрендинга и коммуникаций со своими клиентами через музыку, в том числе, когда они находятся за пределами заведений», — комментирует Михаил Ильичёв, генеральный директор компании СберЗвук.
Читайте также: Конкурентная разведка в бизнесе: направления, приемы, инструменты
В 2021 году крупнейшие маркетплейсы начали активно приобретать банки. Цель простая – выстраивание собственных систем финансовых сервисов для покупателей.
В феврале Wildberries сообщил о приобретении «Стандарт-банка», который входит в четвертую сотню банков по активам и капиталу. Маркетплейс стал владельцем 100% финансовой организации. В августе банк был переименован в «Вайлдберриз банк».
В конце мая Ozon завершил покупку Оней-банка у Совкомбанка. Сумма сделки составила 615 миллионов рублей. А в июле и Яндекс приобрел банк «Акрополь» за 1.1 млрд рублей. В отношении того, какой банк приобретет Яндекс, сохранялась интрига – на рынке говорили о том, что это будет «Тинькофф Банк». Однако что-то пошло не так. И переговоры, которые активно обсуждались в медиа, ни к чему не привели. В ИТ-компании тогда прокомментировали отказ от сделки тем, что не смогли согласовать условия сделки с акционерами банка.
Покупка банков пришла ко двору – все упомянутые игроки в 2021 году активно внедряли финансовые сервисы для своих клиентов: кредитные программы, рассрочки и популярные BNPL-сервисы (Buy Now Pay Later).
В уходящем году Inventive Retail Group достаточно активно наращивала портфель, не только открывая новые магазины и розничные форматы, но и поглощая интересным игроков. Одной из наиболее заметных сделок стало приобретение у компании Digmi Group самого крупного онлайн продавца Xiaomi на российском рынке – специализированного онлайн магазина Румиком.
Магазин Румиком открылся более семи лет назад и был первым специализированным монобрендовым магазином по продаже Xiaomi на российском рынке. За годы работы Румиком превратился в самого большого монобрендового продавца товаров Xiaomi в русскоязычном сегменте интернета. Трафик магазина составляет около 1 млн посетителей в месяц, а клиентская база более 400 тыс. человек.
В результате сделки Inventive Retail Group получила доменное имя, права на интеллектуальную собственность, товарный склад, клиентскую базу и развитые социальные паблики онлайн магазина.
Также IRG отошли четыре офлайн магазина Xiaomi в Москве и Санкт-Петербурге, ранее принадлежащих Digmi Group. В магазинах пройдет рефит, и они будут включены в сеть Xiaomi, которую уже развивает Inventive Retail Group. Таким образом сеть Xiaomi группы вырастет до 17 магазинов.
Под конец года, в декабре, была достигнута договоренность о совершении одной из самых крупных сделок на российском автомобильном рынке последних лет.
ГК «Ключавто» приобретет 100% акций крупнейшего российского автодилера «Рольф». Закрытие сделки ожидается в первом квартале 2022 года, стороны уже подписали обязывающие документы. Финансированием сделки займется «Альфа-банк».
ГК «Ключавто» на 10 лет «моложе» «Рольфа» – 2001 и 1991 годы основания бизнесов соответственно – однако за 20 лет своей деятельности на рынке реализовал несколько крупных приобретений с последующей успешной интеграцией в процессы Группы. После заключения контракта в «Ключавто» планируют сохранить бренд «Рольф», и далее развивать Группу как объединенный холдинг.
M&A за рубежом
LVMH завершила сделку по приобретению Tiffany
Asos приобрёл Topshop и ещё три «сильных» бренда
Levi Strauss купил бренд спортивной одежды Beyond Yoga
OTB Group купила бренд Jil Sander
Sephora закрыла сделку по приобретению Feelunique
NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...