0/5

Снизу вверх или наоборот? Какой путь внедрения инноваций самый быстрый

Снизу вверх или наоборот? Какой путь внедрения инноваций самый быстрый
время публикации: 10:00  08 ноября 2018 года
Теги: инновации
Инновации – комплекс действий, эффективность которых неочевидна. Несмотря на то, что «пощупать» результат непросто, бизнес продолжает их внедрять, порой даже рискуя бюджетами и временем. Евгений Нелепко размышляет на интересную тему: какой сценарий внедрения инноваций является наиболее эффективным, и с чего их, собственно, стоит начинать внедрять?
Евгений Нелепко

На фото: Евгений Нелепко, эксперт по инновациям и трансформации бизнеса в ритейле

Инновации – действия в бизнесе, результат которых неочевиден. Поэтому инновации часто могут помочь только тем компаниям, у которых существующая операционная модель (модель роста) исчерпала себя.

Например, объем е-ком торговли составляет только десятую часть в США, поэтому Amazon использует возможности физических магазинов для увеличения выручки и улучшения клиентского опыта. Возможности е-кома ограничены, т.к. основной упор Amazon делает на утилитарные товары, а физические магазины позволяют расширить ассортимент вдохновляющих товаров и работать над путем клиента.
Инновации в некоторых случаях лучше начинать не с построения процессов, а с работы с персоналом.
Инновации – изменения, а change management не проходит безболезненно. Поэтому инновации в некоторых случаях лучше начинать не с построения процессов, а с работы с персоналом. Это в первую очередь актуально для тех компаний, у кого очень сильная корпоративная культура.

Создание отдела по инновациям не гарантирует компании того, что она станет инновационной, для этого необходима работа на системном уровне «снизу-вверх», причём кросс-функциональная. Данный подход позволит «прорастить» культуру инноваций, которая будет развиваться быстрее процессов в компании и мыслей в головах топ-менеджеров.

Подход «снизу-вверх» позволит растрясти компанию и сломать/порвать связи в наиболее тонких местах процессной. Не стоит забывать о том, что любые инициативы будут внедряться и сопровождаться со стороны сотрудников всех уровней (в том числе и теми, кто делает работу «в полях»), а вовлеченность персонала позволит так же сократить time to market ваших инициатив.

В Леруа Мерлен, компании с сильной корпоративной культурой, крайне сложно запускать процессы и процедуры без донесения «смыслов» до персонала на всех уровнях. Поэтому наиболее успешные инициативы реализуются с подачи линейного персонала «снизу-вверх», предварительно пройдя проверку на совместимость со стратегией компании. 

Снизу вверх или наоборот? Какой путь внедрения инноваций самый быстрый

Леруа Мерлен запустил инновации через программы корпоративных акселератов с партнерами Impact Hub и ФРИИ.

Практика показывает, что кросс-функциональная природа инноваций запускается дольше, но уже раскрученный маховик данной модели будет работать быстрее, «заражая» все больше сотрудников. И когда вы поймете, что достигли своего product/market fit вашей деятельности, можно начинать формализовывать работу и выстраивать процессы. В дальнейшем рационально создать лабораторию, которая позволит быстро тестировать и адаптировать гипотезы, что весьма успешно было реализовано X5 Retail Group.








«Инновации ради инноваций» вряд ли принесут осязаемый и измеримый результат, поэтому сфокусируйтесь на определенных задачах, действуйте как стартап. 

1.  Проведите Customer Development (проблемное) интервью с внутренними клиентами, узнайте про их «боль». 

2.  Когда вы проведете 20-30 таких интервью, поймете наиболее проблемные места, по которым можно ударить точечно, начинайте с них. 

3.  Сопроводите первые несколько проектов сами, чтобы почувствовать ценность своей работы и понять основные ошибки.

4.  Ограничьте свои проекты сроками (можно разделить на спринты) и определите KPI, которые будете прокачивать

5.  Не бойтесь убивать проекты, если они не приносят ожидаемых результатов, ведь фраза «bad money is not for good money» актуальна для бизнеса во всем времена

6.  Собирайте и анализируйте обратную связь, что позволит стать эффективнее.

***

Грамотное и разумное внедрение инновации – кропотливый процесс, требующий внимания к деталям и зависящий не только от желаний и действия акционеров и топ-менеджмента компании, но и от рядовых сотрудников, которые со времен могут сами начать диктовать «повестку дня». Лишь слаженная работа всей компании сделает процесс инноваций эффективными и позволит быстро и безболезненно реагировать на изменение внешней и внутренней сред.
 
Евгений Нелепко
Эксперт по инновациям и трансформации бизнеса в ритейле
Руководитель проектов по трансформации, Леруа Мерлен
Трекер и эксперт очного акселератора, ФРИИ
0
Реклама на New Retail. Медиакит