0/5

Торговля Китай–Россия: причины падения, и в каком случае вновь начнется рост

Торговля Китай–Россия: причины падения, и в каком случае вновь начнется рост
время публикации: 10:00  20 октября 2025 года
Фото: @Freepik
В 2025 году товарооборот между Россией и Китаем после двух лет рекордных показателей сократился: по итогам восьми месяцев падение составило 18%. Это породило дискуссию о достижении естественного потолка в торговом сотрудничестве двух стран за счет перенасыщения рынков и, следовательно, отсутствия перспектив роста.
Но, уверен основатель и СЕО логистической компании «Фрэйт Логистик Групп» Михаил Дьяконов, пространство для развития остается, а целый ряд факторов может придать отношениям новый импульс.

Сокращение торговли в 2025 году во многом объясняется неблагоприятной конъюнктурой: высокие базовые ставки, замедление мировой экономики и падение цен на энергоносители охлаждают деловую активность. 

Немаловажно помнить, что китайский экспорт в Россию, на 70% состоящий из потребительских товаров (электроника, одежда, бытовая химия), пострадал от охлаждения спроса: россияне откладывают покупки, а бизнес урезает импорт. При этом сильнее всего просел ввоз автомобилей и комплектующих - на 55% относительно прошлого года, ставшего пиковым по импорту такой продукции.

Это, однако, временные явления. Между Россией и Китаем сохраняется объективный интерес к углублению взаимодействия: для Москвы важно укреплять восточный вектор, а Пекин рассматривает Россию как рынок сбыта и партнера по инфраструктурным и энергетическим проектам. К примеру, даже в обозначенных условиях в полтора раза вырос экспорт металлических руд и алюминия из РФ в КНР. Вместе с тем и ввоз промышленного оборудования из Китая демонстрирует небольшой (3%), но все-таки рост. Поэтому потенциал расширения торговли пока далек от исчерпания.




Читайте также: Как оптимизировать проверку качества на китайских производствах с помощью цифровых сервисов




Изменит ли ситуацию 2026 год?


Давать точные прогнозы сегодня сложно, но предпосылки для восстановления положительной динамики видны. Уже сейчас Центробанк России начал снижать ключевую ставку, что традиционно стимулирует рост потребительского спроса и активность бизнеса. Вслед за этим логично ожидать оживления импорта, прежде всего в потребительском сегменте, где спрос наиболее чувствителен к монетарной политике.

Кроме того, нельзя не отметить важность крупных совместных проектов. Такие инициативы, как развитие Восточного экономического взаимодействия или достигнутые договоренности о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2» на 50 млрд кубометров в год, способны кардинально поменять картину. Они не только увеличат спрос на конкретные категории товаров (трубы, промышленное оборудование, строительная техника и так далее), но и оживят региональные логистические маршруты за счет большого потока грузов.

Не исчерпан и потенциал действующих торговых коммуникаций. Так, к концу года прогнозируется выход поставок газа по маршруту «Сила Сибири» на максимальные 38 млрд кубометров в год. Параллельно российская и китайская стороны договорились наращивать прокачку до 44 млрд кубометров в год. 

Также дает поводы для оптимизма развитие новых логистических коридоров. На Восточном экономическом форуме много внимания было уделено развитию железнодорожного коридора через Монголию, что ускорит прохождение грузов. Другое важное событие в этом контексте - официальный запуск маршрута «Арктический экспресс»: по Северному морскому пути он соединяет Китай с Европой с прохождением портов российского Заполярья. Товары идут не в одну сторону:«Арктический экспресс» открывает возможности ускоренной торговли с Китаем и для российских экспортеров. 

Торговля Китай–Россия: причины падения, и в каком случае вновь начнется рост
@Freepik


Чего ждать в краткосрочной перспективе?


В ближайшем горизонте российско-китайская торговля останется под влиянием циклических факторов: ставок, потребительской активности и колебаний мировой экономики. Но в стратегическом плане сотрудничество будет становиться более комплексным. Помимо традиционного импорта потребительских товаров, постепенно будет расширяться взаимодействие в сферах промышленного оборудования, технологий и совместных инфраструктурных проектов. 

Именно этот сценарий подтверждает заключение стратегических соглашений по локализации китайских производств и создании совместных предприятий химической, нефтегазовой и других отраслей промышленности.

Дело в том, что Россия заинтересована в инвестициях и получении технологий, Китай – в долгосрочном присутствии на российском рынке и создании устойчивых логистических коридоров, а также в доступе к российским природным ресурсам.




Несмотря на временное снижение товарооборота в 2025 году, стратегическая логика сотрудничества между Россией и Китаем сохраняется. Ключевыми вопросами остаются динамика внутреннего спроса в РФ и способность экономики адаптироваться к меняющимся условиям. Если эти факторы будут развиваться в позитивном ключе, то торговля получит новый импульс – и в 2026-м году, и в последующие годы.

Михаил Дьяконов,
основатель и СЕО логистической компании «Фрэйт Логистик Групп».

Для NEW RETAIL 


0
Реклама на New Retail. Медиакит