0/5

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019
время публикации: 10:00  05 мая 2023 года
Продолжаем совместный проект с компанией PIM Solutions (прежнее название PimPay) под названием «История российского екома 2013-2023». Это цикл ностальгических статей, посвященных главным событиям в российском e-commerce в последние 10 лет. Сегодня вспоминаем, какими событиями в отечественной интернет-торговле запомнился 2019 год.
Сотрудничество Яндекса и Сбербанка не заладилось, но банк быстро нашел себе нового партнера. Создается AliExpress Россия, Ozon не может определиться, брать ли деньги за доставку, а курьеры становятся заметной силой. 

Все статьи спецпроекта читайте здесь.



PimPay назначает нового гендиректора и развивает логистику


В 2019 году компания PimPay продолжает свое уверенное развитие. Знаковым событием стало назначение генеральным директором Ольги Сатановской, которая ранее возглавляла проекты Quelle.ru и Otto.ru (Otto Group Russia). Основатель компании Евгений Чернов сосредоточился на стратегии развития бизнеса и разработке новых сервисов. 

Эти самые сервисы не заставили себя ждать. В течение 2019 года было запущено сразу четыре продукта, которые до сих пор успешно работают. В первую очередь это интеграционная платформа со службами доставки MetaShip. Уже на старте сервис был интегрирован с 10 крупнейшими логистическими операторами и обрабатывал 10 тыс. заказов в сутки. Также появились сервисы PIM.Tracking, позволяющий отслеживать движение заказов, платежный провайдер PimPay.Kassa и «Черный Список», позволяющий определить надежность покупателей. Последний в этом же году победил в конкурсе eCom Future. 

Клиентами компании стали «М.Видео», Leroy Merlin, Yves Rocher и другие крупные компании. За год PimPay обработал уже почти 18 млн заказов.

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


Цифры года


● 24% интернет-магазинов не позволяют оплачивать товары картой

● 22% приобретенной через интернет одежды возвращается продавцу

● Ozon привлек 10 млрд рублей на «агрессивное завоевание рынка» 

● Продажи на платформе «Aliexpress Россия» составили 17,2 млрд руб. за два дня распродажи «День холостяка» 
 
● Wildberries удвоил число пунктов выдачи заказов в 2019 году – до 6100 точек

● Холдинг Naspers 25 января объявил, что увеличил долю в Avito с 70,4% до 99,6%, инвестировав $1,16 млрд

● Количество постаматов Ozon превысило 4500, что сделало эту сеть крупнейшей в России


Сотрудничество Яндекса и Сбербанка буксует


Летом 2019 года внезапно появилась новость о том, что два гиганта не могут ужиться в совместном предприятии и даже обсуждают раздел активов. Также появились слухи, что Сбербанк хочет приобрести Ozon или Авито. Стороны стали активно опровергать все сообщения и отчитываться о новых успехах совместного маркетплейса «Беру!». 

Тем не менее, их второй проект – маркетплейс Bringly, занимающийся доставкой товаров из-за рубежа, не пережил 2019 год и был закрыт в декабре. Стороны заявили, что хотят сосредоточить усилия на развитии «Беру!». 

Он и развивался. Стали открываться фирменные ПВЗ, наладилась доставка через «Сберлогистику», в течение года площадка вышла на оборот 2 млрд рублей в месяц.

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


Сбербанк и Mail.ru создадают совместное предприятие

 
Сбербанку оказалось мало Яндекса, и он решил создать СП с его главным конкурентом – холдингом Mail.ru Group. Участие в создаваемой компании распределено между двумя партнерами в равных долях. Совокупные инвестиции составили до 64 млрд рублей.

Mail.ru внес в СП сервиc доставки еды Delivery Club, сервис такси «Ситимобил» и 7,7 млрд рублей, Сбербанк — долю в компании Foodplex (35%) и 38 млрд рублей. Позже в предприятие вошел сервис доставки еды Instamart, переименованный в Сбермаркет.

Так на рынке образовался «любовный треугольник» между Яндексом, Сбербанком и Mail.ru Group. Долго это продолжаться не могло.

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


Ювелирные изделия разрешили продавать в онлайне


До этого продажа ювелирных украшений находилась в серой зоне. Законом были установлены некоторые ограничения, но прямого запрета на онлайн-торговлю не было. В связи с этим ювелирка активно продавалась в интернете, но непонятный статус смущал многих продавцов. Правительство разрешило эту коллизию. С этого момента онлайн-продажи ювелирных изделий пошли в рост, их быстро наладили в том числе и маркетплейсы. 


Одной строкой:


● Яндекс.Маркет запустил приложение «Суперчек» для покупок в офлайн-магазинах  
● Смартфоны Xiaomi стали самыми продаваемыми онлайн в России
● Группа ПИК стала крупнейшим совладельцем онлайн-магазина продуктов «Самокат» 
● Электронные кошельки запретили пополнять анонимно
● Лидерство на fashion-рынке перешло от «Спортмастера» к Wildberries
● Lamoda запустила онлайн-примерку в дополненной реальности 
● «Яндекс.Еда» ввела плату за доставку и начала работать в Казахстане
● Леонид Богуславский вышел из капитала Ozon, которым владел 19 лет 
● Основатель Alibaba Джек Ма покинул пост главы компании

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


Забастовка курьеров Ozon


Осенью 2019 года состоялась первое заметное проявление курьерами недовольства своей работой. Инициативная группа курьеров Ozon из Санкт-Петербурга обратилась к руководству компании с требованиями отменить некорректные выплаты и улучшить условия труда. Из-за невыхода курьеров на работу часть заказов не была доставлена вовремя. В результате с курьерами смогли договориться, и работа маркетплейса продолжилась в штатном режиме. 

Забастовки курьеров тогда были в новинку.




Читайте также: Яндекс Доставка даст второй шанс курьерам-нарушителям




Скандальная реклама Delivery Club


Еще один скандал, связанный с курьерами, породила рекламная кампания от Delivery Club. Сервис разместил баннеры с портретами курьеров, которые ранее работали на самых разных должностях. Это породило большую дискуссию о том, почетно ли работать курьером и стоит ли гордиться тем, что условный учитель вынужден разносить заказы.

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


Создана компания AliExpress Russia

 
Alibaba, Mail.Ru Group, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили о создании совместной компании в сфере электронной коммерции — AliExpress Russia. Стороны объявили о намерении «бесспорным лидером на российском рынке электронной коммерции». 

В рамках партнерства AliExpress Russia и Mail.ru Group договорились обмениваться трафиком и продуктовыми инициативами. Например, AliExpress Russia стал использовать платформы Mail.ru Group для продвижения своих услуг. 

Новая компания стала активно развиваться: совершенствовать логистику и платежные решения, поставлять товары в офлайн-магазины, предлагать доставку заказов от разных поставщиков в одном пакете.

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


Сага об Ozon и платной доставке


Маркетплейс внезапно огорчил своих покупателей неожиданной новостью. Он ввел плату за доставку: в постаматы — 299 рублей, доставка курьером на дом — 399 рублей. Покупатели это нововведение не оценили, и Ozon к ним прислушался. Не прошло и трех недель, как продавец снизил эти тарифы на 100 рублей. Еще через две недели тарифы были дополнительно снижены, а при заказе на определенную сумму или наличии подписки она вновь стала бесплатной. В конце года Ozon обнулил стоимость доставки в агентские ПВЗ. 

Возможно, если бы маркетплейс вовремя не одумался, сейчас российский рынок e-commerce выглядел бы по-другому. 


Яндекс запускает «Лавку»

 
Новый сервис занялся экспресс-доставкой продуктов питания. Курьеры «Яндекс.Еды» стали доставлять заказы за 15 минут. Таким образом, ожидание заказа стало занимать меньше времени, чем поход в магазин. Первоначально сервис был доступен только в ограниченном количестве районов, где работали дарксторы, но его география постоянно расширялась.

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


Wildberries стал самым популярным онлайн-магазином одежды в мире 


Согласно исследованию компании SEMrush, крупнейший в России онлайн-ритейлер стал самым популярным интернет-магазином одежды в мире по среднемесячному трафику. За 2019 год Wildberries посетили 78,4 млн пользователей. Второе место занял H&M (61,4 млн), третье — Macy’s (51,2 млн). 


Lamoda вышла в офлайн


Ритейлер открыл первый аутлет в ТРЦ «Атриум» на площади 1000 квадратных метров. Единовременно в офлайн-магазине было представлено до 200 брендов. Наполнение Lamoda Market менялось не один раз в сезон, а каждый месяц или чаще.

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


Одной строкой:


● Wildberries начал сотрудничать с самозанятыми россиянами 
● Ozon запустил доставку продуктов за 40 минут
● «Юлмарт» сокращает региональные представительства и кадры 
● «Яндекс.Маркет» разрешил предлагать уценённые товары и начал показывать срок доставки
● Постаматы «Халва» вошли в партнёрскую сеть PickPoint 
● Сбербанк зарегистрировал товарный знак «Сбер»
● OZON выпустил собственную банковскую карту
● Ozon и Lamoda провели ребрендинг

История российского e-commerce 2013-2023: год 2019
История российского e-commerce 2013-2023: год 2019


В следующей серии: 


● Пандемия
● Развод и девичья фамилия
● Битва экосистем
● Яндекс не купил Тинькофф
● IPO Ozon


Всю 10-летнюю историю российского екоммерса с 2013 по 2023 год вспоминайте в спецпроекте PIM Solutions.

0
Реклама на New Retail. Медиакит