Хотите стать победителем словесных схваток, придётся немало потрудиться, чтобы превратить свой голос в меч Мурамаса – острейший из существующих в мире. Тринадцать секретов развития голоса просты и прозаичны, а успех определится тем, хватит ли вам спортивной злости, и есть ли бойцовский характер.
Порядок в голове, прекрасные презентации, эффектный внешний вид, достойные выступления и логичные дискуссии – обязательные и явные атрибуты публичного успеха. Так думают многие, забывая про голос, формируемый тоном, звуком, тембром, интонациями.
Голос один из наиболее развиваемых инструментов социальной личности, может служить оружием победы. Адольф Гитлер назвал известного радиодиктора военного времени Юрия Левитана, обладателя редкого по тембру и выразительности голоса, своим «врагом номер один». Вторым был Сталин.
Мычите. Рывок штанги неразогретыми мышцами приводит к увечьям, резкое напряжение холодных голосовых связок – к временной потере голоса. Стоя, наберите воздух носом, надуйте щеки, будто держите мячик от пинг-понга, издавайте звук «м» с закрытым ртом, сохраняйте постоянный тон и резонируйте. Когда дыхание станет иссякать, открывайте рот на звук «ма». Держите ладонь на солнечном сплетении – со временем почувствуете, как стал работать пресс – так за месяц ежедневных занятий создаётся звучание на опоре.
Звучите. Издавайте тот же звук «м» из предыдущего абзаца, при этом постукивайте пальцами по лбу и гайморовым пазухам под глазами. По той же технологии звучите:
«в» – и водите из стороны в сторону ребром указательного пальца под носом;
«з» – и постукивайте пальцами под носом;
«д» – и простукивайте подбородок.
Дышите. Читайте текст громко вслух до тех пор, пока хватает выдыхаемого воздуха. Распределяйте запас лёгких равномерно. Не вдыхайте на точках, коротко набирайте воздух носом на запятых, союзах «и», «или». Можно поиграть в «насос»: вдох носом, быстрый свистящий выдох ртом. Усложните, поворачивая голову влево-центр-вправо, один вдох – три свистящих выдоха.
Расслабляйтесь. Сложности выговаривания, неравномерный тон и тембр могут возникать из-за «зажимов» – спазмов плеч, шеи, нижней челюсти. Встречал людей, нервное напряжение которых выдаёт неестественно торчащий палец. Представьте, что у основания шеи – обильно смазанный подшипник, тренируясь дома, вращайте голову, плечи, безвольно опускайте и поднимайте в стороны руки, «подвешенные» за запястья.
Тонируйте. Певуче произносите абзац на одной ноте, как это делают священнослужители в храмах. Затем тот же фрагмент текста пойте с повышением или понижением на тон после каждой точки или запятой. Концовку абзаца можно держать мононотно или понижать до привычного уровня. Я тренируюсь, многократно задирая тон вверх или опуская вниз фразой «Девы вдовы где вы кто вы», напевая её на одном дыхании.
Скороговорите. Найдите в интернете сборник сложных скороговорок, прочтите вслух каждую в среднем темпе по три раза подряд. Те, на которых запинаетесь, берите в проработку – с ними не справляется ваш речевой аппарат. Сам начинал с такой:
Сшит колпак не по-колпаковски, не по-колпаковски сшит колпак,
Вылит колокол не по-колоколовски, не по-колоколовски вылит колокол,
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, переколпаковать,
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, переколоколовать.
Артикулируйте. Фрагмент текста проговаривайте вслух, чеканя звуки, чтобы «отскакивали от зубов»: «На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор обратно». При этом следите в зеркале, чтобы губы двигались естественно, погашайте стремление их растягивать. Запишите на диктофон и послушайте себя через неделю на максимальной громкости – услышите дефекты звучания, с которыми следует бороться.
Рупорируйте. Представьте, что говорите в рупор, вытяните сложенные трубочкой губы, будто собираетесь произнести «у», зафиксируйтесь и произносите текст. Вообразите, что звуки скатываются с нижней губы по провисающей ниточке на пол – катятся с горки вниз; тем самым станете говорить не «в себя», а для слушателя.
Пробкуйте. Когда начинаю заговариваться от волнения, напряжения или нервов, прихожу домой и читаю текст, зажимая зубами пробку от шампанского из коры дуба во рту. Искусственное зажатие челюсти снимается при вынимании пробки, речь становится лёгкой. Чувствуете, что зажимается шея – вышибайте клин-клином – напрягите её сильно, повращайте головой из стороны в сторону – должно отпустить.
Шепчите. Представьте, что в противоположном углу комнаты находится человек, которому нужно что-то рассказать, но кричать нельзя, так как между вами в кроватке спит ребёнок. Говоря на пониженной громкости, через время сможете говорить внятно, навык будет усиливаться при «включении» голоса. Попробуйте прошептать: «В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду – выдру в тундру, ядра в вёдра!»
Стреляйте. В одном из фильмов Джеки Чан ловил мух китайскими палочками, есть метод чуть проще – поражать насекомых звуком. Вообразите, что в комнате летают мухи, проговаривая текст, направляйте его в разные точки пространства с убийственной силой, демонстрируя волшебный голос Джельсомино. Представляйте, как падают наземь сражённые мухи.
Двигайтесь. Плохо стоять или сидеть «словно кол проглотил» – сказывается нервное напряжение, выдающее малый психологический вес – ну куда вам идти в дискуссии или на переговоры. Если не получается двигаться явно, попробуйте мысленно напевать мотивчик и едва заметно шевелите телом. Сложно, получится не сразу, зато когда научитесь – будете расслабляться за пару секунд.
Корректируйте. Неправильный прикус? Зубной ряд не полон или крив? Наденьте у стоматолога брекеты или капы, я предпочитаю элайнеры: изготавливаются индивидуально, носятся комфортно, снимаются при необходимости. Картавите – цокайте, имитируя стук лошадиных копыт по мостовой, развивая гортанную смычку. Другие нарушения? Стрелой мчитесь к логопеду для устранения дефектов речи.
Слышал, что, стоя в очереди в магазине, Левитан попросил взвесить ему килограмм колбасы, хотя отпускали только по полкило. Очередь возмутилась: «Кто это там говорит?». И знаменитый диктор ответил своим коронным: «Говорит Москва» – и безоговорочно получил желанный килограмм.