Эксперт знает не больше, но его невежество лучше организовано. Не слушая вопроса, предлагает ответ: совершил всевозможные оплошности в узкой специализации. Промахи оплачены конкурентами, поэтому ошибается по крайне изощрённым причинам.
Не многие решаются пригласить консультанта – кому хочется расписаться в несостоятельности. Разве пришлый поймёт лучше местных: колорит, специфику, особенности. Что не скажет – уже говорили, что не предложит – тоже советовали. «Проку нет, зачем звали?», – заговорщически зреет единение.
Наёмник отбывает часы и спросу ноль – кому мешает? Не опаздывает, на имя откликается, начальника узнаёт в лицо. Сотруднику не грубят, ведь работает рядом. Эксперт доказывает полезность делом, цифрой, итогом. С ним на встречу ходят неподготовленные – умничать приятнее, чем вопросы решать.
Коллега страшен тем, что не поздоровается завтра – советника выпроводят в надежде больше не встречать: «Зачем содействовать временщику, который отгребает почасово?» Большую часть времени эдвайзер заискивает, ведь не знает, кто кому кем приходится. Меткая жалоба прервёт полёт шмеля вокруг граната.
Задача первая: понять проблему. Рассказывать будут скучно, путано, неясно. Очередной корректирует предыдущего. Каждый знает, что делать, но его не слышат. Проявляются коалиции, скрытые течения, тайные клубы. Пугают, вымогают, угрожают, требуют. Клубок шипит и ширится, если не останавливать всхлипы.
Вторая задача: найти выход. Сводить воедино взрывоопасно, в любом случае хоть кто-нибудь будет ущемлён и яростно восстанет. Мостить персональную гипотезу ещё опаснее – в одиночку не стать Д’Артаньяном. Расхожей становится фраза: «Не советую, но на вашем месте…».
Задача третья: продать решение. Соглашаются и платят часто, но презентации швыряют на пыльные полки. Рекомендательные письма выпросить не сложно, невозможно контролировать молву, что разнесёт историю не в самом лучшем свете. Внедрение – желанный кубок консультанта.
В компании приживаются: матрица Олега, правила Даниила, анкета Элины. Не помнят людей, имена стали абстракцией, но польза переросла сомнения. Прыткого советчика не застанет врасплох вопрос о том, что поможет клиенту, опытный – промедлит, выискивая небанальные альтернативы.
Мечтаете о консультантском хлебе? Не работайте в родном городе, не помогайте знакомым, не просите наводок! Наберитесь терпения, обзаведитесь решимостью, обдумайте заветы Консультанта:
1.Не изобретайте велосипед. Изучите полсотни инструментов и остановитесь – лучше умело пользоваться луком, чем гулко мазать из пушки.
2.Не повторяйтесь. Клиенты и случаи различны – нет универсальных таблеток и всепогодной одежды.
3.Не просите специального. Не привыкайте к блокнотам, ноутбукам, программам, заставляя клиентов оплачивать прихоти.
4.Не выпендривайтесь. Любая роскошь – за ваш счёт, или договаривайтесь на первой встрече.
5.Не жадничайте. Не претендуйте на долю от результата, работайте по фиксированной ставке.
7.Советуйте медленно. Давая рекомендации, ходите с тузов, придайте речи степенность – уважительно преподносите словесный товар.
8.Готовьтесь основательно. Аристотель писал, что у мухи восемь ног: верили несколько веков, пока не пересчитали конечности насекомого.
9.Отбросьте предубеждения. Прошлый опыт – источник заблуждений, пишите пьесы с чистого листа.
10.Копайте глубже. Поверхностные суждения выдают мелкость – бурите до эпицентра.
11.Реагируйте быстрее. Длительные рассуждения создают впечатление неуверенности и ассоциируются с несостоятельностью.
12.Исследуйте всесторонне. Проекции цилиндра – прямоугольник и круг – многомерно рассмотрите проблему.
13.Ищите драйверы. Зависимости вызывают изменения – найдите источники, мотивы, движущие силы.
14.Откидывайтесь назад. Большое видится на расстоянии – увеличьте дистанцию, будьте стратегом.
15.Не кипятите океан. Не хватайте всё подряд – растопырки лишь смешат.
16.Проявляйте внимательность. Цените красоту полутонов, изящество полуфраз, игру полутеней.
17.Демонстрируйте тактичность. От интонации люди леденеют или распахивают душу.
18.Проверяйте факты. Куски информации рассматривайте пазлом: легко складывается – вкралось заблуждение.
19.Задействуйте интуицию. Не ждите полной ясности и светлого дня, действуйте в сумерках и на рассвете проекта.
20.Добывайте знания. Исследуйте больше, чем знают окружающие, покидайте периметр организации, сферы, индустрии.
21.Конспектируйте постоянно. Окружающие меняют мнение, не замечая нюансов, за которыми традиционно скрывается мелочный дьявол.
22.Проводите проверки. Группы цифр юстируют соседние – не ленитесь выполнять очевидные пересчёты.
23.Становитесь клиентом. Полезно пользоваться услугами консультантов, чтобы видеть ошибки в зеркале.
24.Осознавайте пределы. Знание безгранично, непостижимо и неохватно – смиритесь и просите помощи за рамками компетенции.
25.Структурируйте информацию. Расслаивайте данные иерархическими этажами – сомнительные размещайте ближе к вершине, чтоб реже пересматривать основы.
26.Заботьтесь заранее. Предусмотрительность – второе счастье: дубликаты, бэкапы, переходники не раз спасут борца за эффективность.
27.Избегайте сюрпризов. Не припасайте коварные ходы, играйте на столе, закатите рукава и не добавляйте стресса.
28.Адаптируйте презентацию. Различные аудитории требуют разных слов, графиков, диаграмм и даже выводов. Универсальность подходит только нудному автору.
29.Учитывайте способности. Знайте слушателя и читателя, рассчитывайте на уровень образования, угадывайте профессиональные деформации.
30.Повышайте планку. Новизна и польза – основа эдвайзинга. Высший класс – повышать градус удивления.
31.Обещайте осторожно. Честолюбие и хвастливость дёргают за язык начинающих. Сожмите челюсти и думайте многократно, давая бизнесу надежду.
Сочинено немало анекдотов, баек и шуток о советниках-неумёхах, но правдивая: «Умеющий создавать – делает, не работающий – руководит, а кто не умеет быть начальником – становится консультантом».