Японцы говорят: «Сломанное делалось без терпения». Намекая, что некоторые не приспособлены к среде, где ожидается первоклассный результат. Французы знают: «Хорошему вину этикетка не нужна». Поэтому совершенное не покидает рук посредственного мастера. А Вольтер заявлял: «Лучше поздно, чем плохо».
При поиске слова «любовь» Гугл выдаёт на 30% меньше страниц, чем обращение к «качеству». Вступающие в отношения не дают конкретных обещаний. Производитель товаров маркирует изделия срочной гарантией. Горечь брака ощущается, когда сладость низкой цены забыта.
Но стоит ли улучшать продаваемое?
Прогресс по-нашему – подгонять возможности под потребности. Зачем укладывать первосортный асфальт, если выгодно заработать и на ремонте. К чему повышать конкурентоспособность – проще ввести санкции против собственного народа. Планировать ресурсы – для слабаков, богатым не мешают вечные авралы.
Подчинённость цели, надёжность в отношениях, бесперебойность. Нет компаний наших территорий, способных взять подобные слова на стяг. Улучшения, новации, удешевление. Звучит как издевательство над невкусными продуктами, недоочищенной водой, разваливающейся от реагентов зимней обуви.
Считаем точку отсчёта пунктом назначения, оттого не продвигаемся. Рекламе не верим, выбирая товар наугад. Превосходным полагаем абстрактно заграничное. В текущих реалиях даже страну не спрашиваем. Везём хамон в чемоданах, сыр в ручной клади, спиртное – в себе. Обижаем потребителя, истово молясь Богу.
Обидно оттого, что знаем, но неспособны. Хотим, но не можем. Должны, но не будем.
Теория контроля проста: измерить, испытать, наблюдать, мониторить, проверять, калибровать, сравнивать с эталоном. Оценка позволяет ранжировать, находить изъяны, воздействовать на недостатки.
Обеспечение – регулярность исполнения установленных требований. Включает: производство, управление, обслуживание. В теории просто, но попробуйте сдать в ремонт сгоревший чайник. На вас посмотрят так, будто вы специально воткнули его в розетку, вместо того, чтобы пользоваться как кувшином, не грея воды.
Планирование – предусмотрение характеристик и установление целевых значений. Проектирование процессов, прогнозирование результата, предсказание успешности. Достижение целей на расчётных запасах и поступлениях. Организация деятельности без простоев, излишков, брака и потерь.
Улучшение – совершенствование разумного при сохранении ожидаемого. Повышение планки и сдерживание обещаний. Больше функций, ниже расход, лояльнее цена. Потребителя слышим, возможности учитываем, ресурсы бережём. Сотрудников развиваем, системы обновляем, продукцией заслуженно гордимся.
Этапы становления менеджмента качества:
Внимание уделяется параметрам и характеристикам. Пристальный взгляд направлен на выявление потенциала и устранение проблем. Товары проверяются и отбраковываются инспекторами.
Стартует борьба с браком. Японские предприниматели при поддержке государства осваивают промышленный шпионаж с попутным улучшением сворованных подходов.
Ориентация на потребителя. Качество планируется, измеряется, исследуется. Ухудшение свойств считается недопустимым. Сломанное подлежит бесплатной замене или гарантийному обслуживанию.
Точки приложения усилий:
1.Бизнес-процессы – повышение пропускной способности, разумное учащение замеров.
2.Эффективность – целесообразность действий определяется клиентской ценностью.
1.Перекладывать вину на контролёров и технологов, забыв поставщиков и закупщиков.
2.Гнаться за сертификатами ISO – системность не наращивает качество.
3.Упускать из виду стратегические планы, зарываясь в штурмовщине.
4.Увлекаться показателями, забыв об их сущности.
5.Путать продукцию и процесс изготовления.
Мо-цзы изрёк: «Хороший лук тяжело натянуть, но посланная из него стрела летит высоко и вонзается глубоко». Так, поднимем же бокалы, за то, чтобы сделанное нами переполняло чашу восхищения, а третий сорт был ничуть не хуже первого. Пусть девизом станет: «Хвалите квалити, гоните квантити».