0/5

Понятные дэшборды – прибыли аккорды

Понятные дэшборды – прибыли аккорды
время публикации: 10:00  11 сентября 2018 года
Время чтения: 6 мин 30 сек.
Юрия Никулина однажды спросили, какое место он занимает в советском цирке. Артист сказал: «Второй клоун Союза». Кто же первый? – поинтересовались в ответ. «Таких слишком много», – парировал маэстро. Похожая ситуация нагоняет постоянно: куда ни глянь – везде сплошь лучшие и первые номера.
Без рейтингов и ссылок на источники, но со звёздочками, примечаниями, оговорками. Под странным углом, при вымышленных ограничениях и лилипут становится великаном. Кстати, среди пигмеев признанным комплиментом считается: «Я тебя заприметил ещё на вершине тоооой высочайшей горы».

Попытки вразумить окружающее братство успехом не венчаются. Мысль о том, что мериться нужно прибылью, греет далеко не всех. Понятное дело – лидеров станет кратно меньше. Поэтому обращают лукавые взоры на оборот, штатную численность, количество филиалов и охваченных регионов.

Согласно определению, бизнес – предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Но ушлые измерители задвигают доход на второй план. В моде разговоры о бирюзовости, социальной ответственности, экологичности, балансе между работой и семейной жизнью.

Постоянная трансформация и личностный рост не позволяют фиксировать выгоду. Живём на глазок. Отвернувшись к краям низкорослого мха. Жмурясь, гордимся равновеличию с солнцем. Встреча первых к конфузу не ведёт. Каждый не верит лозунгам остальных. Но свой транспарант держит выше головы.

В автомобилях всё ясно: скорость – километры и мили в час, обороты в тысячах за минуту, температура – градусы Цельсия и Фаренгейта. На приборной панели визуализируется важная информация. Однозначная для восприятия и понятная для реагирования. В ожидаемом месте, сгруппированная по смыслу.

В бизнесе сложнее: считают в штуках, неделях, кубами. Паллетами, проливом, чеками. Маржой с категории, капсулы, территории. Разнообразие умыслов отыщет укромную нишу побед. Крупнейший среди частных, прибыльнейший среди убыточных, выживший из санкционных.

Любопытные собственники гоняются за цифрами конкурентов. Коррумпируют работников соперника. Полученные данные бесполезны – у каждого персональный аршин. Разница ширины рельсов не позволяла бронепоездам ХХ века вторгаться в родные земли. Запутанные показатели валят с ног спустя годы.

Достижения заводских смен писали на досках производственных линий. Фабрики перешли на бумажные отчёты. Телевизоры сверкали показателями в приёмных. Мониторы убили красоту понятных цифр. Тачскрины планшетов превратили дэшборды в бесконечное проваливание «на уровень ниже».

Во время войны фюзеляжи самолётов украшали фигурки, обозначающие сбитых асов. Взгляда хватало найти лидера истребителей. Вспомним дедов. Стряхнём пыль. Основные понятия приборных досок:
  1. Исходные данные – зафиксированные факты, информация системы первичного сбора.
  2. Выборка – ограничивающий запрос на данные, очерчивающий зону интереса исследователя.
  3. Первичная обработка – простейшие базовые правила фильтрации, категоризации, сортировки.
  4. Промежуточные результаты – агрегация данных по закрытым периодам, для ускорения просчёта крупных отрезков: объединение промежуточных результатов недель в неполный месяц.
  5. Окончательные итоги – финальные результаты, по закрытым периодам, которые не подлежат изменению и не планируются к корректировке.
Принципы визуализации показателей:
  1. Краткость – не более чем достаточно.
  2. Контекст – понятность с первого взгляда.
  3. Относительность – важны не значения, а динамика.
  4. Концентрация – в одном месте с разумной группировкой.
  5. Масштабируемость – дополняемость новыми параметрами.
Понятные дэшборды – прибыли аккорды

Особенности компоновки значений:
  1. Данные должны помещаться на лист, экран, доску или табло.
  2. Параметры одного типа должны группироваться в блоки-панели.
  3. Важнейшие идут сверху справа, как при чтении текста размещается буквица.
  4. Желательна интерактивность – возможность провалиться или углубиться в детализацию
  5. Важна система подсказки или экспертного реагирования «если-то»: при падении спроса – даём команду на агрессивный маркетинг.
Заметные тренды:
  1. Наложение данных на карты территорий.
  2. Использование ускосрезанных массивов информации.
  3. Адаптивный дизайн – учёт размера экрана и цветности устройств.
  4. Представление линий серией пиктограммок, эмодзи, гифок, миниатюр.
  5. Загрубление графиков до крупных квадратов, которые можно кликнуть пальцем.
Распространённые ошибки:
  1. Перегруженность. Много всего – листай, чтоб отыскать.
  2. Оригинальность. Нашли интересный вид графика или диаграммы, почему бы не попробовать.
  3. Медлительность. Расчёт показателей с существенным запаздыванием не позволяет реагировать вовремя, сводит усилия создателей на нет.
  4. Торможение. Добыча данных для отчётов из боевой среды приводит к деградации системы сбора данных. Случается – вводите в строй реплику.
  5. Изменчивость. Каждый раз новый вид отчёта. Лучше приучить пользователя к тому, что значения и линии находятся на тех же местах, а цвета имеют устоявшийся смысл.
Рекомендации:
  1. Даже если у вас медленный бизнес, придумайте показатели, которые позволяли бы принимать решения и править корабль носом к волне.
  2. Думайте, следите, наблюдайте, ищите драйверы роста – от чего зависит прибыль и выводите на регулярный обзор.
  3. Стройте системы удалённого доступа, чтобы не приходилось забегать в кабинет, звонить коллегам или пересылать картинки мессенджерами.
  4. Научите окружающих читать дэшборды и объясняйте, что и почему вы делаете при каких комбинациях значений. Тогда проблемы не будут ждать вашего вмешательства.
  5. Рассматривайте приборные панели вокруг, ищите в них зёрна смысла, чтобы перенести в бизнес или личную жизнь.
Летят как-то Чапаев с верным оруженосцем на самолёте. Начдив сквозь шум мотора громко спрашивает: «Петька, приборы?!». Ординарец орёт: «Пятьсот!» Шеф изумлённо: «Что пятьсот?» В ответ: «А что приборы?» Пусть ваши дэшборды будут понятны, применимы и повышают управляемость бизнеса.





Читайте также:



0
Реклама на New Retail. Медиакит