Юрия Никулина однажды спросили, какое место он занимает в советском цирке. Артист сказал: «Второй клоун Союза». Кто же первый? – поинтересовались в ответ. «Таких слишком много», – парировал маэстро. Похожая ситуация нагоняет постоянно: куда ни глянь – везде сплошь лучшие и первые номера.
Без рейтингов и ссылок на источники, но со звёздочками, примечаниями, оговорками. Под странным углом, при вымышленных ограничениях и лилипут становится великаном. Кстати, среди пигмеев признанным комплиментом считается: «Я тебя заприметил ещё на вершине тоооой высочайшей горы».
Попытки вразумить окружающее братство успехом не венчаются. Мысль о том, что мериться нужно прибылью, греет далеко не всех. Понятное дело – лидеров станет кратно меньше. Поэтому обращают лукавые взоры на оборот, штатную численность, количество филиалов и охваченных регионов.
Согласно определению, бизнес – предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Но ушлые измерители задвигают доход на второй план. В моде разговоры о бирюзовости, социальной ответственности, экологичности, балансе между работой и семейной жизнью.
Постоянная трансформация и личностный рост не позволяют фиксировать выгоду. Живём на глазок. Отвернувшись к краям низкорослого мха. Жмурясь, гордимся равновеличию с солнцем. Встреча первых к конфузу не ведёт. Каждый не верит лозунгам остальных. Но свой транспарант держит выше головы.
В автомобилях всё ясно: скорость – километры и мили в час, обороты в тысячах за минуту, температура – градусы Цельсия и Фаренгейта. На приборной панели визуализируется важная информация. Однозначная для восприятия и понятная для реагирования. В ожидаемом месте, сгруппированная по смыслу.
В бизнесе сложнее: считают в штуках, неделях, кубами. Паллетами, проливом, чеками. Маржой с категории, капсулы, территории. Разнообразие умыслов отыщет укромную нишу побед. Крупнейший среди частных, прибыльнейший среди убыточных, выживший из санкционных.
Любопытные собственники гоняются за цифрами конкурентов. Коррумпируют работников соперника. Полученные данные бесполезны – у каждого персональный аршин. Разница ширины рельсов не позволяла бронепоездам ХХ века вторгаться в родные земли. Запутанные показатели валят с ног спустя годы.
Достижения заводских смен писали на досках производственных линий. Фабрики перешли на бумажные отчёты. Телевизоры сверкали показателями в приёмных. Мониторы убили красоту понятных цифр. Тачскрины планшетов превратили дэшборды в бесконечное проваливание «на уровень ниже».
Во время войны фюзеляжи самолётов украшали фигурки, обозначающие сбитых асов. Взгляда хватало найти лидера истребителей. Вспомним дедов. Стряхнём пыль. Основные понятия приборных досок:
Исходные данные – зафиксированные факты, информация системы первичного сбора.
Выборка – ограничивающий запрос на данные, очерчивающий зону интереса исследователя.
Первичная обработка – простейшие базовые правила фильтрации, категоризации, сортировки.
Промежуточные результаты – агрегация данных по закрытым периодам, для ускорения просчёта крупных отрезков: объединение промежуточных результатов недель в неполный месяц.
Окончательные итоги – финальные результаты, по закрытым периодам, которые не подлежат изменению и не планируются к корректировке.
Принципы визуализации показателей:
Краткость – не более чем достаточно.
Контекст – понятность с первого взгляда.
Относительность – важны не значения, а динамика.
Концентрация – в одном месте с разумной группировкой.
Масштабируемость – дополняемость новыми параметрами.
Особенности компоновки значений:
Данные должны помещаться на лист, экран, доску или табло.
Параметры одного типа должны группироваться в блоки-панели.
Важнейшие идут сверху справа, как при чтении текста размещается буквица.
Желательна интерактивность – возможность провалиться или углубиться в детализацию
Важна система подсказки или экспертного реагирования «если-то»: при падении спроса – даём команду на агрессивный маркетинг.
Заметные тренды:
Наложение данных на карты территорий.
Использование ускосрезанных массивов информации.
Адаптивный дизайн – учёт размера экрана и цветности устройств.
Представление линий серией пиктограммок, эмодзи, гифок, миниатюр.
Загрубление графиков до крупных квадратов, которые можно кликнуть пальцем.
Распространённые ошибки:
Перегруженность. Много всего – листай, чтоб отыскать.
Оригинальность. Нашли интересный вид графика или диаграммы, почему бы не попробовать.
Медлительность. Расчёт показателей с существенным запаздыванием не позволяет реагировать вовремя, сводит усилия создателей на нет.
Торможение. Добыча данных для отчётов из боевой среды приводит к деградации системы сбора данных. Случается – вводите в строй реплику.
Изменчивость. Каждый раз новый вид отчёта. Лучше приучить пользователя к тому, что значения и линии находятся на тех же местах, а цвета имеют устоявшийся смысл.
Рекомендации:
Даже если у вас медленный бизнес, придумайте показатели, которые позволяли бы принимать решения и править корабль носом к волне.
Думайте, следите, наблюдайте, ищите драйверы роста – от чего зависит прибыль и выводите на регулярный обзор.
Стройте системы удалённого доступа, чтобы не приходилось забегать в кабинет, звонить коллегам или пересылать картинки мессенджерами.
Научите окружающих читать дэшборды и объясняйте, что и почему вы делаете при каких комбинациях значений. Тогда проблемы не будут ждать вашего вмешательства.
Рассматривайте приборные панели вокруг, ищите в них зёрна смысла, чтобы перенести в бизнес или личную жизнь.
Летят как-то Чапаев с верным оруженосцем на самолёте. Начдив сквозь шум мотора громко спрашивает: «Петька, приборы?!». Ординарец орёт: «Пятьсот!» Шеф изумлённо: «Что пятьсот?» В ответ: «А что приборы?» Пусть ваши дэшборды будут понятны, применимы и повышают управляемость бизнеса.