Уж сколько раз твердили, что важен бизнес-план... но воз и ныне там
Уж сколько раз твердили, что важен бизнес-план... но воз и ныне там
время публикации: 11:30 16 мая 2017 года
Запуская предприятие, разрываемся между умными и красивыми – намерением сделать «правильный» расчёт и надеждой, что «взлетит» и так. Успокаиваемся, слегка поколдовав в Excel и убедившись в наличии шанса, рассказываем окружающим о призрачной крутизне.
Время чтения: 7 мин 40 сек.
Дело за малым: найти финансовое топливо и «запустить ракету». Начинаются хождения по инвесторам. Бездушные денежные мешки пропускают бизнес-сказки мимо ушей, неизменно требуя скучных выкладок. «Не слышат зажравшиеся», – сокрушается предприниматель.
Финансисты горюют в свою очередь: «Стартаперы о нас не думают! Продукты, услуги, открытия, инновации безусловно нужны, но нас возбуждает исключительно ROI, до которых никогда не доходит в футуристических рассказах. К чему эти идеалистические басни об улучшении абстрактного мира?»
Пришло бы в голову проведать ресторан, надеясь расплатиться звонкой песней? Конечно нет, ведь в трезвом числимся уме. Так отчего надеемся разжалобить инвесторов, чей бизнес стабильно преумножать вложенное. Мчимся одалживать, не заложив даже собственное имущество.
Веру в предприятие демонстрируют знание технологии, детальная вдумчивость и уверенность до последней капли. Бизнес-план – важнейший инструмент внушения. Сначала себя, потом других. Содержит тонкие выкладки, вариативные сценарии, подробные описания.
Модели категории «пол-палец-потолок» вылезут шилом из мешка при попытке структурного описания. Экономические индикаторы выявят системные ошибки, от которых невозможно отмахнуться. Пессимистический вариант позволит неверию порезвиться вволю.
Структура анамнеза такова:
1.Титульный лист. Дайте проекту краткое ёмкое название, тогда беглого взгляда будет достаточно, чтобы понять, о чём пойдёт речь. Укажите дату старта, длительность работ, ФИО разработчика. Не забудьте контактные данные, чтобы с вами могли связаться.
2.Содержание. Отразите структуру бизнес-плана номенклатурой разделов, пронумерованных арабскими цифрами с указанием страниц. Кому документ не важен целиком, смогут незамедлительно перейти к желаемому объекту интереса.
3.Меморандум конфиденциальности. Профессиональные инвесторы не воруют идеи, но уважают предусмотрительность. Ограничьте или запретите: копирование документа, разделов и страниц, внесение изменений и передачу содержащейся информации третьим лицам без вашего согласия.
4.Бизнес-предложение. Заинтересуйте в перспективности предлагаемого проекта, изложите выжимку сути. Сообщите цель, общую стоимость, необходимые финансовые ресурсы. Срок окупаемости, ожидаемую среднегодовую прибыль, гарантии возврата средств, форму и условия участия инвесторов.
5.Резюме. Должно за несколько абзацев и пару минут чтения убедить в перспективности предложенной схемы. Переписывайте раздел под конкретного адресата, учитывая влияние, возможности и устремления. Позвольте инвестору примерить бизнес «на себя».
Формулируйте Резюме в конце, когда остальные разделы будут завершены, пусть содержит ответы на два вопроса: результат реализации бизнес-проекта и риск потери денег. Сообщите:
a)сведения о фирме и команде управления
b)миссию, задачи, срок проекта и план действий
c)показатели: потребность в капитале, результаты, эффект
d)факторы, способные повлиять на рассмотрение, возможности инвестирования
e)финансирование, планы возврата заёмных средств и гарантии возврата инвестиций.
6.Описание окружения. Подойдёт SWOT-анализ – инструмент анализа предприятия по отношению к внешней среде:
a)сильные стороны и разработка мероприятий по их укреплению
b)слабости и компенсационные меры предотвращения убытков
c)стратегические и тактические возможности выстоять и победить
d)внешние и внутренние угрозы нарушения ожидаемого хода событий.
7.Концепция продукта. Отвечайте на вопрос: «Почему будут покупать предлагаемый товар или оплачивать услугу?» Покажите технологичность, универсальность, полезность для потребителя. Разъясните особенности патентно-лицензионной защиты, сравните с альтернативными предложениями конкурентов.
8.Анализ рынка. Изложите отраслевую ситуацию и особенности территорий. Раскройте потребителей: расположение, предпочтения, требования к качеству, мнение о продукции, условия поставки, прогнозы реализации. Назовите конкурентов – объёмы, доли, финансовое положение, возможные реакции.
9.Маркетинг. Спрогнозируйте соотношение спроса и предложения, которое определит жизнеспособность цен. Распланируйте стимулирование продаж и форму рекламных кампаний. Упомяните выстраивание связей с общественностью и формирование мнения о продукте и проекте.
10.Продажи. Включите ценовую политику, условия оплаты и модель скидок. Затроньте логистику: организация сбыта, схема реализации, условия транспортирования и складирования. Определите уровень запасов, установите гарантийный срок.
11.Организационный план. Предъявите людей, способных осуществить задуманный проект. Команду, готовую противостоять потенциальным трудностям и использовать преимущества экономики на благо проекта. Квалифицированный персонал – залог успеха, думайте дважды, заявляя «избранность».
12.План производства. Демонстрирует, что проект обладает или получит достаточные средства производства и трудовые ресурсы. Создаст необходимое количество товаров или услуг надлежащего качества и в нужные сроки.
13.Финансовый план. Обобщает предыдущие разделы, представляя в стоимостном выражении. Сбалансируйте движение денежных и материальных потоков, отразите предстоящие затраты, источники покрытия и ожидаемые результаты. Придерживайтесь достоверности, точности, вариантности.
14.Экономическая оценка эффективности. Важен критический объём производства, представляющий расчёт условий достижения плавучести, характеризуемый показателями:
a)точка безубыточности – при каком объёме выпускаемой продукции проект не имеет ни прибыли, ни убытка
b)порог рентабельности – выручка, при которой уже не будет убытков, но ещё не формируется прибыль
c)запас финансовой прочности – сумма, на которую можно снизить выручку, уменьшая объём производства или цену продукта, не выходя из прибылей
d)маржа безопасности – количество продукции, которое не позволит предприятию выйти из зоны доходности.
15.Минимизация рисков и правовое обеспечение. Осветите проблемы, с которыми можете столкнуться в процессе реализации проекта и методы защиты от потенциальных трудностей. Учитывайте компенсацию потерь и затраты на предотвращение ущерба.
16.Календарный план реализации. Докажите реалистичность сроков диаграммами Ганта, поэтапно отображающими работы и связи между ними. Максимум активностей запустите параллельно, укажите, какие не смогут начаться без результатов предыдущих этапов.
17.Приложения. Не перегружайте бизнес-план детальной и вспомогательной информацией. Создайте отдельный раздел, соблюдая формальности:
a)сделайте ссылки на все приложения
b)не включайте информацию, не связанную с бизнес-планом
c)боритесь за краткость: раздел не может превышать половину документа
d)приложения не обязательны – используйте, если завершают и дополняют картину
e)формируйте бизнес-план самодостаточно, приложения не читают при первом рассмотрении.
Чем сложнее и грандиознее проект, тем больше шансов, что он провалится, но будущее – пространство возможностей, а сомнения – единственная преграда мечтаниям. Творите замыслы с огнём, исполняйте с хладнокровием и помните: в негибком планировании нет победы.