0/5

Анастас Микоян. Крёстный отец советского мороженого и автор «рыбного дня»

Анастас Микоян. Крёстный отец советского мороженого и автор «рыбного дня»
время публикации: 14:00  27 февраля 2015 года
За семьдесят лет существования советскому государству так и не удалось выстроить надежной системы снабжения граждан продуктами. Но в социалистической управленческой системе находились чиновники, питавшие интерес к пищевой промышленности и торговле. Одной из таких личностей был сталинский нарком Анастас Микоян.
Очереди, закрытые распределители, дефицит самых необходимых товаров и периодическое возвращение карточек  были верными спутниками жителя СССР.  Повышение цен, сопровождавшееся снижением реальной заработной платы, стало причиной народных волнений в Новочеркасске. «Ну и что с того, что в магазинах нет товаров, но ведь нету наших советских товаров, а не их показной трухи», - утверждала сатирическая героиня Зиновия Паперного. Лидеры страны  отчитывались преимущественно о введении в строй новых электростанций, металлургических заводов, шахт, забывая о хлебе насущном.

Анастас Микоян

Производство продуктов в СССР к началу тридцатых значительно отставало от потребностей населения, что во многом было связано с технической отсталостью индустрии.  В 1936 году Микоян совершает первую поездку в Соединенные Штаты. Советской делегации предстояло за несколько недель познакомиться с американской организацией питания, посетить самые разнообразные предприятия, закупить образцы машин и станков. Российские специалисты заглядывают на заводы по производству мясных полуфабрикатов, майонеза, сухого молока.

 Микоян с удовлетворением отмечал, что наши передовые магазины, включая «Елисеевский», мало чем уступали американским, но таких было лишь несколько на всю страну. «Техническая реконструкция в отраслях нашей пищевой промышленности находилась тогда в самой начальной стадии, работать приходилось на устарелом, изношенном оборудовании отсталых, построенных десятки лет назад предприятий… Мы имели, строго говоря, не пищевую промышленность, а пищевой промысел, доставшийся нам от старой России», - уже с горечью писал нарком. Удивление преследует Микояна на каждом шагу – за океаном штат фабричного персонала в три раза меньше по численности!

Анастас Микоян

Микоян пробует на вкус американские соки и останавливает свой выбор на томатном. «Я мечтал о производстве такого количества томатного сока, чтобы он стал подлинно народным продуктом потребления, что в наших условиях было вполне реально». Кока-колу он, правда, привозить в СССР не захотел, считая, что советские люди обойдутся квасом, лимонадом и фруктовыми водами.  Анастас Микоян считается изобретателем советского бургера. «Привлекло наше внимание массовое машинное производство стандартных котлет, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой — так называемые «хамбургеры» — прямо на улице в специальных киосках. Котлета поджаривается с одной стороны, затем переворачивается на другую сторону, и в течение нескольких минут она готова. У этого же продавца имеются булочки. Он разрезает булочку, кладёт внутрь котлету, добавляет томат, ломтик солёного огурца или горчицу, и вот вам горячий бутерброд. Для занятого человека очень удобно».

 В 1937 году фабрики ведущих российских городов организовали стандартизованное производство готовой мясной продукции, и первые киоски на московских улицах стали предлагать жителям «горячие московские котлеты с булочкой», как значилось на рекламных плакатах. За каждую просили по 50 копеек. Широкому внедрению нового продукта помешала война.  

Анастас Микоян

В двадцатые годы СССР производил всего лишь несколько сотен тысяч бутылок шампанского в год. Ситуация выглядела катастрофической, ведь советских людей хотели обеспечить недорогим, но в то же время оригинальным напитком к праздничному столу. Во Францию едут наши специалисты и внимательно изучают технологический процесс. Вывод был сделан неутешительный – при классическом способе шампанское нужно выдерживать шесть лет. В Советском Союзе внушительную цифру уменьшили до 25 дней. Микоян писал, что опытные виноделы не могли по вкусу отличить советское шампанское «ускоренной» выдержки от традиционного.  В 1937-1941 гг. объем выпуска игристого напитка планировали увеличить в 60 раз.

Анастас Микоян

Микоян привез в Россию технологию заморозки продуктов. «…После возвращения из США с учетом американского опыта у нас был разработан проект крупного холодильника № 6 в Ленинграде, а потом построен самый крупный по тем временам — в Москве. Все это хозяйство уже размещалось только в двух зданиях вместо 10-12, как это предусматривалось прежними проектами».  Микоян хотел внедрить массовое производство домашних холодильников, но Сталин отправил проект в утиль – мол, зима в России длинная, а летом население пользуется ледниками и погребами. Еще Анастас Иванович стал крестным отцом советского мороженого. 

Анастас Микоян

Раньше производством прохладного лакомства занимались в основном кустари и артели, но с 1938 года к делу подключились мощные комбинаты. Владимир Паперный подсчитал, что в 1949 году московские предприятия должны были произвести около 185 тысяч тонн мороженого, что в пересчете на каждого жителя города равнялось 40 килограммам. Александр Уланов указывал в одной из своих рецензий: «Для многих СССР — это мороженое. Каким сиропом поливали и какой сорт мороженого — забывалось через пять минут, а через тридцать лет вспоминается отчетливо. Единственный продукт, который не был дефицитом (по крайней мере, в городах) и который не уступал зарубежному. Возможно, потому, что на мороженое обратил особое внимание Анастас Микоян, Сталин даже укорял его, что для него изготовление хорошего мороженого важнее коммунизма».

Анастас Микоян

Ностальгирующие по советскому прошлому наверняка вспомнят «микояновские» котлеты. В тридцатые годы началось конвейерное производство полуфабрикатов, чтобы горожанин имел возможность сэкономить время. Одна котлета стоила семь копеек. «Зайдешь в кулинарию, возьмешь штучки четыре или шесть, хмурая продавщица завернет их в толстую серую волокнистую бумагу и, пока донесешь их до дома, бумага от котлет размокает и к ним прилипает, оставляя на котлетах волокна. Но зато, когда волокна с котлет сдерешь, и поджаришь их на маслице, то они надуваются, становятся пухлыми, почти круглыми и с аппетитной корочкой. А когда протыкаешь их вилкой, они плюются горячим соком», - вспоминают пользователи сети. 

Анастас Микоян

В то же время Анастас Иванович не считал, что женщину следует окончательно разлучить с кухней. От радикальных экспериментов двадцатых годов по воспитанию и взращиванию «новой женщины» в сталинское время практически ничего не осталось. В 1939 году увидит свет первое издание «Книги о вкусной и здоровой пище», важнейшего исторического документа, проливающего свет на советскую действительность. Женщина по-прежнему считалась хранительницей очага и домашней хозяйкой.

Именно при Микояне сложилась трехчастная система стандартного обеда – первое, второе и компот. Дореволюционные застолья насчитывали гораздо большее количество перемен блюд. В 1932 году Анастас Иванович подписывает постановление «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания». Правда, потом изобретение Микояна забылось, и четверг был фактически заново объявлен рыбным днем в 1979 году.

Анастас Микоян

При Микояне значительная роль стала уделяться внешнему оформлению товаров, рекламе, пестрым этикеткам. В социалистические времена броские лозунги играли, конечно, исключительно информационную роль – никакой свободной конкуренции в пищевой промышленности не было и в помине. Но в оформлении витрин старались создавать хотя бы видимость изобилия. Журналист В.М.Бережков вспоминал о предвоенных временах: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме». 

Не подумайте, что это была показуха. Не только в Москве, но и в других крупных городах в витринах высились пирамиды крабовых консервов, за прилавками стояли деревянные бочки с черной и красной икрой, на толстых деревянных досках — целые рыбины залома, лососины, семги. Разнообразные сыры, окорока, колбасы. Богатейшие винные отделы. Помимо обычных наборов — новинки: джин с улыбающимся голландским моряком на этикетке и советское виски».

Анастас Микоян

Несомненно, «гастрономическая» деятельность Микояна раскрывает нам только одну сторону его многогранной личности. Вплоть до 1974 года Анастас Иванович входил в состав ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР. Один из ближайших соратников Сталина умер в 1978 году.

Павел Гнилорыбов, 
историк-москвовед, координатор проекта "Моспешком"

0
Реклама на New Retail. Медиакит