Анастас Микоян. Крёстный отец советского мороженого и автор «рыбного дня»
![Анастас Микоян. Крёстный отец советского мороженого и автор «рыбного дня» Анастас Микоян. Крёстный отец советского мороженого и автор «рыбного дня»](/upload/iblock/cf4/xcf4a6e2aa99f2094b4855f7b522873a8.JPG.pagespeed.ic.OTxLe8TdOA.jpg)
время публикации: 14:00 27 февраля 2015 года
За семьдесят лет существования советскому государству так и не удалось выстроить надежной системы снабжения граждан продуктами. Но в социалистической управленческой системе находились чиновники, питавшие интерес к пищевой промышленности и торговле. Одной из таких личностей был сталинский нарком Анастас Микоян.
Очереди, закрытые распределители, дефицит самых необходимых товаров и периодическое возвращение карточек были верными спутниками жителя СССР. Повышение цен, сопровождавшееся снижением реальной заработной платы, стало причиной народных волнений в Новочеркасске. «Ну и что с того, что в магазинах нет товаров, но ведь нету наших советских товаров, а не их показной трухи», - утверждала сатирическая героиня Зиновия Паперного. Лидеры страны отчитывались преимущественно о введении в строй новых электростанций, металлургических заводов, шахт, забывая о хлебе насущном.
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/fa9/615x429xfa93f996454d5ff4c4ded7a548997433.jpg.pagespeed.ic.TWRvbsuxgu.jpg)
Производство продуктов в СССР к началу тридцатых значительно отставало от потребностей населения, что во многом было связано с технической отсталостью индустрии. В 1936 году Микоян совершает первую поездку в Соединенные Штаты. Советской делегации предстояло за несколько недель познакомиться с американской организацией питания, посетить самые разнообразные предприятия, закупить образцы машин и станков. Российские специалисты заглядывают на заводы по производству мясных полуфабрикатов, майонеза, сухого молока.
Микоян с удовлетворением отмечал, что наши передовые магазины, включая «Елисеевский», мало чем уступали американским, но таких было лишь несколько на всю страну. «Техническая реконструкция в отраслях нашей пищевой промышленности находилась тогда в самой начальной стадии, работать приходилось на устарелом, изношенном оборудовании отсталых, построенных десятки лет назад предприятий… Мы имели, строго говоря, не пищевую промышленность, а пищевой промысел, доставшийся нам от старой России», - уже с горечью писал нарком. Удивление преследует Микояна на каждом шагу – за океаном штат фабричного персонала в три раза меньше по численности!
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/06f/450x640x06f6c086ce32df3b840b01f470a1b159.jpg.pagespeed.ic.6pjv79zBxA.jpg)
Микоян пробует на вкус американские соки и останавливает свой выбор на томатном. «Я мечтал о производстве такого количества томатного сока, чтобы он стал подлинно народным продуктом потребления, что в наших условиях было вполне реально». Кока-колу он, правда, привозить в СССР не захотел, считая, что советские люди обойдутся квасом, лимонадом и фруктовыми водами. Анастас Микоян считается изобретателем советского бургера. «Привлекло наше внимание массовое машинное производство стандартных котлет, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой — так называемые «хамбургеры» — прямо на улице в специальных киосках. Котлета поджаривается с одной стороны, затем переворачивается на другую сторону, и в течение нескольких минут она готова. У этого же продавца имеются булочки. Он разрезает булочку, кладёт внутрь котлету, добавляет томат, ломтик солёного огурца или горчицу, и вот вам горячий бутерброд. Для занятого человека очень удобно».
В 1937 году фабрики ведущих российских городов организовали стандартизованное производство готовой мясной продукции, и первые киоски на московских улицах стали предлагать жителям «горячие московские котлеты с булочкой», как значилось на рекламных плакатах. За каждую просили по 50 копеек. Широкому внедрению нового продукта помешала война.
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/856/615x431x856c0ebf6ed24b5e9e50e52c6cd1eb94.jpeg.pagespeed.ic.AAdNKKMpdW.jpg)
В двадцатые годы СССР производил всего лишь несколько сотен тысяч бутылок шампанского в год. Ситуация выглядела катастрофической, ведь советских людей хотели обеспечить недорогим, но в то же время оригинальным напитком к праздничному столу. Во Францию едут наши специалисты и внимательно изучают технологический процесс. Вывод был сделан неутешительный – при классическом способе шампанское нужно выдерживать шесть лет. В Советском Союзе внушительную цифру уменьшили до 25 дней. Микоян писал, что опытные виноделы не могли по вкусу отличить советское шампанское «ускоренной» выдержки от традиционного. В 1937-1941 гг. объем выпуска игристого напитка планировали увеличить в 60 раз.
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/03a/03adb29cebf193abc85befb49981bc00.jpg)
Микоян привез в Россию технологию заморозки продуктов. «…После возвращения из США с учетом американского опыта у нас был разработан проект крупного холодильника № 6 в Ленинграде, а потом построен самый крупный по тем временам — в Москве. Все это хозяйство уже размещалось только в двух зданиях вместо 10-12, как это предусматривалось прежними проектами». Микоян хотел внедрить массовое производство домашних холодильников, но Сталин отправил проект в утиль – мол, зима в России длинная, а летом население пользуется ледниками и погребами. Еще Анастас Иванович стал крестным отцом советского мороженого.
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/179/179fc7ee5d31dfdb5436b3dd9df01b3b.jpg)
Раньше производством прохладного лакомства занимались в основном кустари и артели, но с 1938 года к делу подключились мощные комбинаты. Владимир Паперный подсчитал, что в 1949 году московские предприятия должны были произвести около 185 тысяч тонн мороженого, что в пересчете на каждого жителя города равнялось 40 килограммам. Александр Уланов указывал в одной из своих рецензий: «Для многих СССР — это мороженое. Каким сиропом поливали и какой сорт мороженого — забывалось через пять минут, а через тридцать лет вспоминается отчетливо. Единственный продукт, который не был дефицитом (по крайней мере, в городах) и который не уступал зарубежному. Возможно, потому, что на мороженое обратил особое внимание Анастас Микоян, Сталин даже укорял его, что для него изготовление хорошего мороженого важнее коммунизма».
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/caf/615x414xcafcab83c572958f4fe9c9e792b13e8d.jpg.pagespeed.ic.Ea5PE5TOzK.jpg)
Ностальгирующие по советскому прошлому наверняка вспомнят «микояновские» котлеты. В тридцатые годы началось конвейерное производство полуфабрикатов, чтобы горожанин имел возможность сэкономить время. Одна котлета стоила семь копеек. «Зайдешь в кулинарию, возьмешь штучки четыре или шесть, хмурая продавщица завернет их в толстую серую волокнистую бумагу и, пока донесешь их до дома, бумага от котлет размокает и к ним прилипает, оставляя на котлетах волокна. Но зато, когда волокна с котлет сдерешь, и поджаришь их на маслице, то они надуваются, становятся пухлыми, почти круглыми и с аппетитной корочкой. А когда протыкаешь их вилкой, они плюются горячим соком», - вспоминают пользователи сети.
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/185/615x346x185a93ef76742406590184892a1fe0c8.JPG.pagespeed.ic.MZbKO1tAHU.jpg)
В то же время Анастас Иванович не считал, что женщину следует окончательно разлучить с кухней. От радикальных экспериментов двадцатых годов по воспитанию и взращиванию «новой женщины» в сталинское время практически ничего не осталось. В 1939 году увидит свет первое издание «Книги о вкусной и здоровой пище», важнейшего исторического документа, проливающего свет на советскую действительность. Женщина по-прежнему считалась хранительницей очага и домашней хозяйкой.
Именно при Микояне сложилась трехчастная система стандартного обеда – первое, второе и компот. Дореволюционные застолья насчитывали гораздо большее количество перемен блюд. В 1932 году Анастас Иванович подписывает постановление «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания». Правда, потом изобретение Микояна забылось, и четверг был фактически заново объявлен рыбным днем в 1979 году.
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/119/615x463x119481c526464ca463af9acad612ea3a.jpg.pagespeed.ic.Eq6-bzxJT9.jpg)
При Микояне значительная роль стала уделяться внешнему оформлению товаров, рекламе, пестрым этикеткам. В социалистические времена броские лозунги играли, конечно, исключительно информационную роль – никакой свободной конкуренции в пищевой промышленности не было и в помине. Но в оформлении витрин старались создавать хотя бы видимость изобилия. Журналист В.М.Бережков вспоминал о предвоенных временах: «Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, наподобие Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
Не подумайте, что это была показуха. Не только в Москве, но и в других крупных городах в витринах высились пирамиды крабовых консервов, за прилавками стояли деревянные бочки с черной и красной икрой, на толстых деревянных досках — целые рыбины залома, лососины, семги. Разнообразные сыры, окорока, колбасы. Богатейшие винные отделы. Помимо обычных наборов — новинки: джин с улыбающимся голландским моряком на этикетке и советское виски».
![Анастас Микоян Анастас Микоян](/upload/medialibrary/e2a/450x637xe2ac5f6c82bc35e103136ceaf3c4d344.jpg.pagespeed.ic.qAmxVaPYZR.jpg)
Несомненно, «гастрономическая» деятельность Микояна раскрывает нам только одну сторону его многогранной личности. Вплоть до 1974 года Анастас Иванович входил в состав ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР. Один из ближайших соратников Сталина умер в 1978 году.
Павел Гнилорыбов,
историк-москвовед, координатор проекта "Моспешком"
0
Последние новости
Самое популярное
-
Experiential retail: Шопинг как Диснейленд для взрослых
-
Кейс «Экстра-М», производителя макарон Pasteroni: как за 3 месяца автоматизирова...
-
Кейс Munz Group: как в компании увеличили конверсию в ритейле с помощью «Офисног...
-
SEO продвижение сайтов B2B-тематики в 2024-2025 году
-
Цифровизация ритейла: MDM-система как способ повысить эффективность управления