0/5

Волшебная сказка Amazon – финал уже близок?

Волшебная сказка Amazon – финал уже близок?
время публикации: 21:30  15 мая 2014 года
Теги: Amazon
Затянувшийся на 20 лет медовый месяц близится к концу? Когда речь заходит об устойчивом неверии относительно недостатка прибыли – а это единственная значимая вещь при оценке акций – Amazon.com занимает особое место.
У Amazon отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию, типовая мера инвентарной оценки, в разные годы доходило до 3 000 (при среднерыночном значении около 18) – и это в то время, когда у компании была реальная прибыль. 

Инвесторов, похоже, это никогда не волновало.

«За последние восемь лет эти акции выросли с $60 до $400, что поставило всех сомневающихся в дурацкое положение и обогатило поверивших», - говорит Брюс Гринвальд (Bruce Greenwald), профессор и глава программы оценочного инвестирования бизнес-школы при Колумбийском Университете.

«Тот факт, что компания Amazon достигла такого результата, невзирая на ухудшающуюся операционную эффективность – замедление роста продаж и усушку коэффициента прибыльности – сделал посмешище из тех, кто обращал внимание на реалистичность её операций».

Такая ситуация, похоже, меняется.

На прошлой неделе в четверг компания Amazon объявила о росте дохода за первый квартал на изрядные 23%, превысившие прогнозы аналитиков и согревшие души сторонников компании.

Прибыль всегда была достаточной для поддержания высокой стоимости акций компании, она выросла во время заключения сделок после закрытия торгов. Но впоследствии, в пятницу, инвесторы, похоже, сосредоточились на том, что обычно игнорировали: на прибыли.

Хотя компания Amazon объявила о валовом доходе порядка $20 млрд., операционная прибыль упала на 19%, до $146 млн. Чистая прибыль составила скромные $108 млн. Возможно, более обескураживающим был прогноз компании на следующий квартал: неизменная выручка и потери, которые могли достичь $455 млн.

На момент закрытия торгов в пятницу котировка акций рухнула почти на 10%, или более чем на $30 долларов – до $300. В начале этого года акции котировались по $408.

Это уже второй подряд квартал, когда результаты компании Amazon инициировали сброс акций. 31 января они рухнули на 11% – после того как выручка и прибыль оказались ниже предсказанных аналитиками. Но в этот раз выручка превзошла ожидания, это указывает на то, что инвесторов напрягает именно минимальная прибыль.

Акции других технологических компаний также взлетели до значений, которые некоторые инвесторы воспринимали в качестве абсурдных оценок. На этой неделе известный менеджер хедж-фонда Дэвид Айнхорн (David Einhorn) предупреждал: «Мы становимся свидетелями второго за 15 лет технологического пузыря».

За последние недели, как и в пятницу, рынок был взбаламучен распродажами в нескольких амбициозных технологических компаниях, включая Netflix, Tesla и Twitter. Но это всё ещё молодые компании, спекулирующие на пока не подтверждённых реальностью ожиданиях, и ни одна из них не понесла сопоставимые с Amazon потери.

Даже после падения на этой неделе, акции Amazon остаются ценными по большинству показателей. Отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию для них по-прежнему превышает 500.

Высокая оценка акций Amazon долгое время озадачивала многих инвесторов и аналитиков. В одном их мнения сходятся: в долгосрочной перспективе игра против Amazon неизменно оборачивалась ошибкой (за последние пять лет цена акции утроилась).

Многие аналитики с Уолл-стрит понизили свои рейтинги в отношении Amazon, но вплоть до опубликованного на днях отчёта о прибылях и убытках, они в целом давали компании положительный рейтинг, при этом 35 из 44 аналитиков оценивали акции как перспективную покупку.

Вплоть до нынешней недели понижение рейтинга Amazon (вне зависимости от оценки акций компании) не добавляло популярности экспертам, что испытал на себе в феврале Эрик Шеридан (Eric Sheridan), интернет-аналитик компании UBS Securities, понизивший рейтинг акций Amazon до нейтрального. «Amazon – гиблая тема в сфере инвестиций», сказал он мне на этой неделе.

«Сотни разгневанных людей долгое время осаждали меня вопросами – как я посмел плохо говорить об Amazon?»

Напротив, инвесторы на прошлой неделе «наказали» Гугл после обнародования сведений о хорошей выручке и миллиардах долларов операционных доходов.

«Инвесторы не дают Гугл никаких послаблений, - сказал Эрик Шеридан. - Мне нравится компания Гугл. Оценка её акций весьма взвешена. Так называемый шок в их доходе состоял в том, что коэффициент доходности оказался чуть меньше прогнозируемого. Гугл тратится на новые программы. Это просто напоминание о том, что они амбициозны и прогрессивны».

Это именно то, за что инвесторы всегда ценили данную компанию.

Эрик Шеридан говорит: «Гугл не следует рассматривать в качестве зрелой компании». Но она таковой является – основанный в 1994 году Amazon всего на четыре года старше».

Стоимость акций отражает прогнозы инвесторов по будущим прибылям, именно поэтому всегда присутствует элемент шаманства. Будущие прибыли зрелых компаний с долгой историей можно предсказать с приемлемой точностью, но новички, особенно в области непроверенных технологий, требуют искусного гадания.

Amazon – не новичок, однако в течение долгого времени у компании была подвигающая на ожидания история: намерение стать глобальным Волмартом в интернет-торговле.

Волмарт – одна из наиболее успешных компаний всех времён и народов, нечто вроде священного Грааля для инвесторов. Любой, кому посчастливилось вложить тысячу долларов в её акции в момент первоначальной подписки 1970 года, и кто умудрился сохранить их до настоящего времени, сегодня уже миллионер.

Стремительный рост Волмарт уже позади, а Amazon по-прежнему наращивает выручку на 23%, что было озвучено на этой неделе. Однако сравнение с Волмарт на этом можно завершить. 

Рентабельность по операционной прибыли у Волмарт составляет 5,6%, а у Amazon – мизерные 0,7%. С самых первых дней своего существования Волмарт был стабильно прибыльным предприятием, но в случае Amazon сверхприбыли всегда оставались где-то за горизонтом.

Поэтому аналитики и инвесторы обычно оценивают Amazon на основе скорее выручки, чем прибыли. В этом свете стоимость акций Amazon выглядит безусловно справедливой, отношение прибыли к объёму продаж у Amazon чуть более 2 (у Гугл этот параметр равен 5,7).

Но ситуация, похоже, меняется.

«В случае с Amazon мы имеем культовую группу инвесторов, убеждённых в том, что рост выручки – единственное, что имеет значение, - говорит Шеридан. - Проблема в том, что года полтора назад темпы роста начали быстро снижаться. Два года назад они составляли 40%, а сегодня близки к 20%».

Он отметил, что рост в пределах от 14-17 до 20%показало множество других интернет-компаний, в том числе Google, Priceline и eBay, акции которых намного дешевле.

«Реальность начинает брать верх», - говорит он.

А профессор Гринвальд отметил, что продажи товаров (основа бизнеса Amazon) выросли за квартал всего на 18%, при этом экстраполяция на следующий квартал также предполагает более медленный рост выручки.

«С прибылью вообще полная катастрофа», - добавляет он.

Тем не менее, компания Amazon, похоже, всегда шла своим путём. На этой неделе она предала гласности сделку по трансляции в Интернет нескольких программ кабельного телевидения «Хоум бокс Офис» и начале подготовки собственного контента.

Не важно, что Amazon не получит доступа к некоторым наиболее лакомым объектам собственности телекомпании, вроде «Игры престолов». Для некоторых инвесторов Amazon сегодня представляет собой новую компанию Netflix (американская компания, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа). Или вспомним облачную историю, когда сервисы облачной обработки данных компании Amazon работают с Salesforce.com (по отношению прибыли к объёму продаж Amazon дешевле, чем Netflix или Salesforce).

Но, возможно, сегодня Amazon прокручивает слишком много новаций, чтобы инвесторы могли их переварить. На этой неделе возник разговор о вхождении в бизнес доставки посылок – низкоприбыльный, но очень затратный, на котором доминируют компании United Parcel Service и FedEx. Более того, упоминалось о разработке смартфонов – а это исключительно жёсткая конкурентная среда, уже успевшая обломать Гугл и Майкрософт.

Тем не менее, если история чему-то учит, случившееся на этой неделе падение акций Amazon, вызванное публикацией квартальной отчётности, может оказаться просто ещё одной возможностью для их покупки, а не переломом 20-летней тенденции.

Марк Махани (Mark Mahaney), интернет-аналитик компании RBC Capital markets, вновь подтвердил свой рейтинг выше среднерыночного после обнародования прибылей, хотя он и снизил свою намеченную цену до $400. Он по-прежнему рассматривает ситуацию как убедительную историю роста.

Он отметил, что на Amazon приходится лишь около двух процентов мировых розничных продаж. «Поэтому, есть надежда, что в долгосрочной перспективе рост Amazon более устойчив, нежели у Гугл, вследствие того, что доля его участия в рыночных операциях меньше».

Марк Махани заявил, что инвесторы доверяют главе Amazon Джеффри Безосу, несмотря на его общеизвестное нежелание обнародовать больше информации, чем того требует закон, и они под впечатлением от его способности мгновенно перестраиваться.

Amazon – «компания, которая ещё будучи простым ритейлером создала инструменты, позволившие успешно войти в технологии облачных вычислений. Люди по-прежнему верят, что они в состоянии уловить новейшие тренды. Компания получила на это добро».

Он описывает Amazon как сосредоточенную на долгосрочных перспективах компанию.

«К их чести, они поставили на долгоиграющие проекты, которые окупились, и были при этом готовы пожертвовать краткосрочными доходами, - заявил он. - Правильно оценить акции – задача сложная, но мне представляется, что в пять следующих лет о них можно не тревожиться. Amazon займёт бо́льшую, чем сегодня, часть мирового валового внутреннего продукта».

Автор Джеймс Стюарт
Перевод Леонида Пеленицына
Источник: economictimes.indiatimes.com
0
Реклама на New Retail. Медиакит