0/5

Запрет на импорт одежды: санкции могут обернуться катастрофой

Запрет на импорт одежды: санкции могут обернуться катастрофой
время публикации: 20:30  11 сентября 2014 года
Вторая волна санкций с возможным запретом на импорт одежды из стран ЕС и США стала самой обсуждаемой новостью дня. Эксперт в сфере ритейла Борис Агатов высказал свое экспертное мнение и поделился прогнозами, как отреагирует на такие меры модный рынок России и что ждать простым покупателям.
"Боюсь, что запрет на ввоз одежды принесет больше вреда экономике России, чем пользы. Правда, сначала нужно дождаться информации, о каких конкретно видах текстильной продукции идет речь и насколько широко будут трактоваться запреты. К примеру, большинство зарубежных марок «отшивается» в Юго-Восточной Азии – подпадут ли такие бренды, как Adidas, Mango, Zara, под санкции – это вопрос. С одной стороны, это европейские компании, а с другой, страна производства - Китай или страны Юго-Восточной Азии. 

Российские бренды имеют довольно сильные позиции в фэшн-ритейле. Некоторые даже осуществляют экспансию на рынки Азии и Европы. К примеру, «Спортмастер» и O’Stin открывают магазины в Китае, а компания Cherry Hill - обувные бутики в Испании. Доля российских ритейлеров, таких как Incity, Oodji, Sela, Glance и многих других, в продажах одежды велика, особенно в сегменте «массмаркет». 

Ожидать, что мы останемся «без штанов», не стоит и, очевидно, для российских брендов эта ситуация обернется существенным конкурентным преимуществом.

Скорее всего, наши ритейлеры поднимут цены на свою продукцию, как это случилось с продуктами, когда ввели первые ответные санкции на ввоз из стран Евросоюза. 


Генеральный директор ООО "Проджект Лайн" Борис Агатов

В то же время, надо понимать, что продажа одежды имеет существенные отличия от продуктовой розницы. Если будут введены подобные санкции, то мы вряд ли отделаемся только повышением цен на нашу продукцию, в первую очередь, пострадают небольшие и средние ритейлеры, которые работают по франшизе иностранных брендов. Такая ситуация распространена в модной индустрии: к примеру, ALDO, DKNY, ESCADA, New Balance, Timberland представлены через российские компании, которые купили франшизу. Если подобный запрет будет введен, десятки тысяч людей останутся без работы. 

 Еще один негативный момент от введения санкций состоит в том, что в одежном ритейле очень большая зависимость от канала продаж, грубо говоря, от наличия фирменных магазинов. В торговле продуктами нет такой зависимости, т.к. производители и поставщики очень редко развивают фирменные сети, как, например, «Дымов» или «Черкизово», а «Ашану» или «Метро», в общем-то, нет большой разницы, торговать польскими яблоками или российскими. 

Все иностранные игроки по продаже одежды в России, которые самостоятельно вышли на наш рынок, вложили огромные средства в развитие собственных или франчайзинговых сетей. 

К примеру, Adidas имеет более 1 000 магазинов в России, группа Inditex (Zara, Bershka и т.д.) – более 200 магазинов, Mango – более 100 магазинов. И они не могут после запрета на ввоз одежды начать продавать вместо товаров Zara товары швейной фабрики «Большевичка».

Следующими, кто обязательно пострадает от запрета, будут девелоперы коммерческой недвижимости, доля иностранных брендов в торговых комплексах намного выше 50%. Если эти бренды будут вынуждены закрыть свои магазины, то девелоперы понесут колоссальные потери, т.к. очень часто иностранные сети являются якорными арендаторами. 

Я не беру в расчет «люксовый» рынок, который просто невозможно заменить ничем: если введут запрет на Hermes, Prada и т.п., то им на смену, к сожалению, не придет российский «Эрмес» и российская «Прада», аналогов здесь попросту не существует, они уникальны и ценны как бренд. 

На мой взгляд, в фэшн-ритейле с вводом санкций может произойти просто катастрофа. Мы получим такой негативный результат, что его просто невозможно будет не заметить мгновенно и затем эффект будет ощущаться еще очень долго. Розничный сектор экономики России – один из самых динамичных и, вдобавок, еще и несырьевой, доля инвестиций иностранных компаний на нем очень существенна. Вернуть эти инвестиции потом будет практически невозможно. 

Такие решения должны быть очень взвешенными, что сработало в одной отрасли, то в другой может привести к совсем противоположному результату". 


Прогнозами делился Борис Агатов, генеральный директор ООО "Проджект лайн"

фото на главной arindambanerjee/Shutterstock.com
0
Реклама на New Retail. Медиакит