0/5

Жесть как она есть: южноафриканский ритейл

Жесть как она есть: южноафриканский ритейл
время публикации: 15:00  13 ноября 2014 года
Южноафриканский ритейл можно описать одним словом – дикий (которое, кстати, может восприниматься как отрицательно, так и вполне положительно). Вы не увидите ничего подобного на зрелых западных рынках, к примеру, в Австралии, США и Великобритании, где все выглядит очень стабильно и даже однообразно.
«Во время последней поездки на самый конец африканского континента я осознал, что местные розничные рынки маршируют под бой собственных барабанов с огромной энергией, энтузиазмом и потрясающим ощущением новизны и разнообразия», - делится впечатлениями автор The Huffingtonpost Джон Берд.

Местный «теневой рынок»

Начнем обзор с так называемых «spaza shops», которые представляют собой маленькие магазины, как правило, расположенные в самом центре небольших поселений Южной Африки, причем в частных домах. Слово «spaza» пришло в речь из сленга, где имело значение «замаскированный». Так что, по сути, перед нами настоящие «тайные магазины», о которых должны знать только местные жители и которые готовы мгновенно исчезнуть при виде любого представителя власти.

Жесть как она есть: южноафриканский ритейл

В Южной Африке существует немало форм несанкционированной торговли. 
Предприимчивые продавцы внезапно появляются на светофорах, пытаясь впарить водителям такие ненужные товары, как, скажем, игрушечный вертолет.
Однако настоящий бум розницы можно увидеть в районах крупнейших транспортных узлов, к примеру, на центральной Park Station в Йоханнесбурге. Здесь лоточники предложат вам копию Levi’s, бейсбольные кепки и обувь Converse. Оно и понятно – как еще заработать в стране, где уровень безработицы превышает 25%.


Продавцы зачастую покупают товары в таких магазинах-складах, как Super Jumbo, где можно найти буквально все, что угодно, - начиная фейерверками и заканчивая фруктовыми шампунями. В одном из таких магазинов внимание привлекает баннер у самой кассы. На нем – фотография Нельсона Манделы (Nelson Mandela) и надпись: «ТАТА, мы будем помнить тебя всегда» («Тата» – народное прозвище Манделы - прим. автора).

Изящество и технологичность по-африкански

В Южной Африке есть и изящная торговля. Например, в Кейптауне можно найти два потрясающе креативных и стильно оформленных рынка - Old Biscuit Mill и Water Shed. 

Самые оригинальные товары продаются, пожалуй, в Water Shed. Здесь вам и использованные чайные пакеты, «перепрофилированные с надеждой». Странно? А как насчет электрогитар из старых канистр из-под масла (кстати, звук у них потрясающий)? Хотите такие? Модные сумки, сшитые в городе из лоскутков ткани. Словом, в Южной Африке присутствует целая традиция видоизменения старых предметов и брендов и превращения их в нечто нужное или просто красивое.

Жесть как она есть: южноафриканский ритейл

В районе рынка Old Biscuit Mill можно стать свидетелем высоких технологий в действии. Так, один из лоточников принимает платеж банковской картой с помощью программного ключа iKhokha, вставленного в его мобильник. (С зулусского «iKhokha» переводится как «платить»). 

Жесть как она есть: южноафриканский ритейл

Неподалеку расположился гламурный магазин мебели – все его сотрудники пользуются iPad-ами, которые сканируют ярлыки цен и выдают информацию о товаре. Жители Южной Африки, как, впрочем, и большей части африканского континента, отлично разбираются в технологиях и пользуются мобильными устройствами. 

Например, на Park Station – билборд с рекламой платформы M-Pesa, с помощью которой люди могут переводить деньги через мобильник, - услуга, до сих пор недоступная даже в США.

Западные стандарты

В Южной Африке можно найти достаточно первоклассных розничных магазинов, к которым все так привыкли. 

Жесть как она есть: южноафриканский ритейл

На фотографии выше представлена огромная и красивая «Студия вкусной еды» от Pick 'n Pay (клиент Y&R Advertising, родительской компании Labstore, возглавляемой Джоном Бердом) в супермаркете Nicol в Йоханнесбурге. Здесь клиенты и сотрудники магазина могут узнать о лучших свойствах вина и еды или попробовать разные вкусности в специальной «Шоколадной комнате».

Жесть как она есть: южноафриканский ритейл

В торговом центре Waterstone Village Centre находится магазин Woolworths, который по версии Ассоциации розничной торговли был признан «Лучшим супермаркетом 2014 года в мире». 
Магазин действительно соответствует многим требованиям к современному супермаркету - это касается и выкладки товара, и языка бренда, и устойчивости, и обслуживания. Правда, меньше чем через сутки после того, как автор побывал в этом молле, там был насмерть застрелен один из охранников магазина.
Жесть как она есть: южноафриканский ритейл

Опасность рядом

Вот она – дикая сторона южноафриканской розничной торговли (и общества в принципе). Пропасть между богатыми и бедными настолько велика, что зачастую приводит к насилию и грабежам. Въезды на стоянки торговых центров тщательно охраняются – правда, безопасность личного транспорта стоит совсем недорого. Возвращаясь домой с покупками, вы прячетесь за забор из колючей проволоки и охранные системы. (По мнению местных жителей, «все не так уж и плохо».)

Тем не менее, таких крупных международных игроков, как Zara и Topshop, это не останавливает. Южноафриканская розничная торговля движется к глобализации вместе с остальным миром.

В Южной Африке тесно переплетаются традиции и стили жизни развитых стран и стран третьего мира, что создает все условия для появления самого интересного рынка ритейла из всех. Да, определенное напряжение между противоположными концами розничной торговли присутствует. Зато какая динамика! Возможно, поэтому продажи растут каждый год на 8,8%. Уж кто-кто, а ритейлеры понимают лучше всех нас – потребитель скучать не должен.

Автор Джон Берд (Jon Bird)
Перевод Ирины Зайончковской
Источник: huffingtonpost.com
0
Реклама на New Retail. Медиакит