Сигареты и папиросы могут остаться без акцизных и специальных марок. Федеральная налоговая служба (ФНС) оценивает возможность использовать вместо них систему, которая применяется для маркировки табачной продукции. Это следует из направленного в правительство доклада Минпромторга об итогах эксперимента по маркировке табачной продукции (есть в распоряжении РБК). Подлинность доклада подтвердил источник, близкий к проекту.
«Оценка применимости механизмов маркировки средствами идентификации и мониторинга оборота табачной продукции в фискальных целях и в целях контроля за оборотом подакцизных товаров в настоящее время проводится заинтересованными ведомствами», — сообщили в пресс-службе Минпромторга.
Вопрос о том, что в России необходимо отслеживать оборот табака, обсуждался с 2016 года: сначала для этой цели по аналогии с алкоголем предлагалось использовать ЕГАИС (Единая государственная информационная система). Но участники табачного рынка выступили против внедрения, и правительство согласилось протестировать на табачной продукции маркировку.
Эксперимент по добровольной маркировке табака начался год назад, с 15 января 2018-го. Пилотный проект потребовался в преддверии перехода к обязательной маркировке: с 1 июля 2019 года все производители будут обязаны наносить на каждую пачку сигарет цифровой штрихкод Data Matrix. Такой код будет содержать практически всю информацию о товаре: место, дату и время производства, срок годности, информацию об обороте товара, дату и место продажи. Эксперимент координирует Минпромторг, а разрабатывает и тестирует оператор — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Эксперимент по маркировке сигарет охватил большую часть табачного рынка. Тест проводился на сигаретах с фильтром и без фильтра, а также на папиросах. В нем участвовали производители, выпускающие более 98% всей табачной продукции в России (Japan Tobacco International, Philip Morris International, «Донской табак» и другие), и дистрибьюторы, через которых реализуется более 88% табачной продукции («Мегаполис», СНС, Alokozay Group). К тестированию также присоединились крупнейшие розничные сети (X5 Retail Group, Metro C&C, «Магнит», «Лента», «Дикси») и свыше ста представителей несетевой розницы.
В рамках эксперимента были отработаны все процессы, необходимые для маркировки и прослеживания, а выпуск маркированной продукции начался в промышленном масштабе, отметил заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов. По оценкам оператора, сейчас к маркировке уже готовы производители, выпускающие 92% табачной продукции в стране. Данные, которые будут передаваться в информационную систему, будут защищены средствами криптографической защиты, что должно исключить риск подделки или корректировки информации, утверждают в ЦРПТ.