0/5

Лента Новостей

16:30 IKEA вернется в Россию во II квартале 2026 года – прогноз «Опоры России»
16:05 Ozon будет поощрять блогеров за контент о площадке
15:40 Эксперты назвали самые прибыльные сферы для самозанятых
Органический капучино: как коллаборация «ЭкоНивы» и Julius Meinl помогает бизнесу завоевать доверие осознанного потребителя?
15:15 Почти 60% россиян покупают готовые куличи в магазинах
14:50 AliExpress назвал самые популярные у россиян модели смартфонов в 2025 году
14:25 «Восток инвестиции» вышел из капитала Ozon
Soft skills, без которых не обойтись в 2025 году: ключевые навыки в эпоху неопределенности
14:00 «Сбер» заблокировал 19 тыс. фишинговых сайтов
13:35 «Яндекс Фабрика» выпустила первую коллекцию одежды из денима под своим брендом
13:10 Wildberries снизит продавцам комиссию на товары в Wibes
От MVP до миллионной аудитории: кейс развития приложения для ритейлера сферы развлечений Kassir.ru
12:45 «Яндекс Go» предлагает ввести в городах РФ квотирование электросамокатов
12:20 В первом квартале число покупок ювелирных изделий сократилось на 26%
11:55 АКОРТ фиксирует в марте самое значительное снижение цен на продукты с 2021 года
Как «взорвать» Яндекс Карты в 2025: секреты выхода в ТОП, которые реально работают
11:30 К 2027 году объем российского рынка кикшеринга увеличится в 1,7 раз
11:05 Raiffeisen «заморозила» продажу российской «дочки»
10:40 Сеть дискаунтеров «Чижик» открыла 2500-ый магазин
EcomWeekend Club: что дает самое активное сообщество российского екома и как стать его участником
10:15 С экс-структуры IKEA требуют 110 млн рублей экологического сбора
09:50 МТС первой в РФ начала продажи автомобилей в салоне связи
09:25 LIMÉ занял бывшие складские площади «Сберлогистики» и H&M
ТОП-10 книг об управлении репутацией и влиянием в цифровой реальности
20:45 Каждый десятый россиянин ест кулич не дожидаясь пасхального воскресенья
20:20 Сбер намерен подать иск о банкротстве экс-поставщика McDonald’s
19:50 Яндекс Маркет: треть россиян ищет товары в интернете с помощью диалектизмов
Как найти перевозчика груза без посредников в 2025 году
19:25 Wildberries внедрила карту для отслеживания курьеров
19:00 INFOLine: продажи крупнейших DIY-сетей в 2024 году выросли на 10,6%
18:35 IKEA зарегистрировала еще один товарный знак в России
Что должен знать и уметь фрилансер, работая на международном рынке?
18:10 «Пятёрочка»: продажи кофе за год выросли на 21%
17:45 Каждый третий бизнес в России стартует с бюджетом до 500 тысяч рублей
17:20 Татьяна Ким стала единственным владельцем Wildberries
Киберпреступники и токсичные отношения: как манипулируют хакеры
16:55 НБКИ: за год выдача потребкредитов сократилась на 57%
16:30 Ozon запустит личный кабинет разработчика в магазине приложений для продавцов
10:00 Как управленцу подготовить бизнес к продаже и правильно оценить его стоимость
Все новости →

Расходы российских семей на продукты подсчитал Ромир

Расходы российских семей на продукты подсчитал Ромир
время публикации: 12:47  29 мая 2019 года
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчёта Food Index – показателя, демонстрирующего динамику доли затрат домохозяйств на продукты питания.
Размер этой доли затрат на продукты демонстрирует, к какой категории стран по степени благосостояния относится исследуемое население. 

Согласно расчётам, проведённым на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, в текущем году доля затрат на продукты питания в общей корзине расходов российских семей составляет 32% (см. Гистограмму 1). В прошлом году этот показатель находился на уровне 30%, а годом ранее он также равнялся 32%. 

Гистограмма 1. Индекс благосостояния. Россия, 100 тыс.+. 2017-2019 г.г.

111.jpg













Источник: Romir Scan Panel.

Однако в течение года динамика Индекса может колебаться, причём существенно, относительно среднегодового показателя. Так, например, в начале 2017 года показатели Food Index находились на уровне 35-38%, а в августе было зафиксировано снижение до 28%. То есть колебание значений Индекса составило ±5% относительно среднего за год. В 2018 году динамика Индекса стала ровнее, колебания не превышали ±2% от среднегодового значения.

Начало текущего года ознаменовалось ростом значений Food Index до 33%, что было обусловлено ростом цен на продукты в связи с увеличением НДС с 1 января. В марте россияне начали адаптироваться к новым ценам и опять нашли подходящие стратегии экономии, что привело к снижению Индекса на один пункт – до 32%. В апреле снижение также продолжилось. Результатом месяца стало его значение в 31%. 

«Согласно международной классификации ООН, Россия относится к среднеобеспеченным странам, – объясняет президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – Очевидно, что среднестрановой показатель благосостояния населения является «средней температурой по больнице». В российском обществе присутствуют все группы классификатора благосостояния – есть как крайне бедные слои населения, которые порой не могут обеспечить даже свои самые минимальные потребности. Есть и чрезвычайно богатые люди, для которых траты на еду являются каплей в общей корзине расходов. Однако в России эти две группы достаточно малочисленны. В среднем же наши соотечественники, действительно, живут неплохо. Уровень благосостояния россиян с точки зрения затрат на еду сопоставим с ситуацией в большинстве восточно-европейских стран. Так, например, в России тратится на еду немного больше, чем в Венгрии, Хорватии и Черногории, но меньше, чем в Румынии, Сербии и Болгарии».

Методика

В современной экономике существует ряд показателей, характеризующих уровень благосостояния населения. Некоторые из них основаны на анализе потребления домохозяйств, а в частности, структуры затрат. Это обусловлено следующими факторами:

Затраты на продукты питания – та статья расходов, которая обязательно присутствует в бюджете любого домохозяйства, поскольку питание – первоочередная базовая потребность.

Размер доли бюджета, которую семья тратит на питание, определяет объем средств, которые домохозяйство может потратить на другие обязательные потребности (жилье, транспорт, связь, одежда, обувь, здоровье и др.), на восстановление (отдых, спорт, культура и др.), на развитие (образование, улучшение условий проживания и др.).

Повышение цен на продукты питания, относящихся к категории обязательных, не оказывает существенного влияния на объемы их потребления, что может создавать видимость сохранения сбалансированности спроса и предложения на рынке. Однако это приводит к увеличению доли затрат на продукты питания в общей структуре расходов домохозяйств и снижению объемов потребления других категорий товаров и услуг, что в итоге приводит к снижению уровня жизни населения.

Степень доступности и достоверности данных о расходах выше в сравнении с доходами, учитывая тот факт, что информация о доходах чаще скрывается или искажается.

Затраты более точно отражают благосостояние, поскольку доход – лишь одно из условий, обеспечивающих доступ к потреблению. Затраты в большей степени отражают способность домохозяйств удовлетворять свои потребности.

Анализ потребления российских домохозяйств, проведённый на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel, позволил рассчитать Food Index россиян. Этот показатель отражает соотношение затрат домохозяйств на продукты питания ко всем расходам домохозяйства. К категории затрат на продукты питания относятся все расходы как на домашнее, так и на внедомашнее потребление продуктов питания, в том числе в horeca. Общие затраты домохозяйств рассчитываются как средние ежемесячные затраты домохозяйств на все категории товаров и услуг, включая: ​

- товары повседневного спроса
- продукты питания
- жилищно-коммунальные услуги
- бытовые услуги
- платные медицинские услуги
- транспорт
- связь
- одежда 
- мебель 
- бытовая техника 
- развлечения 
- платные образовательные услуги 
- услуги учреждений культуры 
- путешествия 
- алкоголь 
- табак
- другие виды товаров и услуг.

Для интерпретации показателей Food Index предлагается воспользоваться международными стандартами уровня жизни, утвержденными ООН на основе коэффициента Энгеля. Так, страна, где доля затрат на продукты питания в общей структуре доходов составляет 60% и более, считается крайне бедной. 

50%-60% – низкий, едва удовлетворены потребности; 

40%-50% – ниже среднего, удовлетворены основные потребности; 

30%-40% – средний, сравнительно обеспеченное население; 

20%-30% – выше среднего, обеспеченное общество; 

20% и меньше – высокий, богатое общество.

Читайте также:  В полном запрете ввоза в РФ молочной и мясной продукции гражданами нет необходимости   

***
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.