0/5

Лента Новостей

08:00 Главное за неделю: Новый флагманский бренд «Пятёрочки», QBI вместо OBI, «Шоколадница» закрыла сеть «Ваби саби»
19:05 Как различаются подходы к ведению бизнеса у разных поколений
18:40 Количество свадебных салонов в России уменьшилось на 12%
СТМ нового поколения: как строить бренды, которые приносят прибыль и укрепляют лояльность
18:15 Денис Кобялко из «Авито Путешествий» возглавит маркетинг в «Яндекс Доставке»
17:50 Kia оформила в РФ права на товарный знак новой модели бизнес-седана
17:25 «МегаФон» и «Почта Mail» фиксируют существенный рост мошеннических действий
Потребительский экстремизм: раздутая тема или реальная проблема?
17:00 В Нью-Йорке осудили крупную группировку магазинных воров
16:35 Падение продаж новых легковых автомобилей за первое полугодие превысило 25%
16:10 «ОЧАКОВО» дополнил бренд-маскотами упаковку COOLCOLA
Как БЫСТРОДЕЛ увеличил РТО на 2% для торговой сети «Фабрика качества»: эффективное управление и рост продаж за 1 месяц
15:45 В работе МТС и МГТС зафиксирован сбой
15:20 «Чек Индекс»: штучная реализация мороженого за полугодие выросла лишь на 2%
14:55 Вина Грузии в РФ продолжают отражать тенденции потребления времен СССР
Как новая касса CSI s.kit поддержала требования «Дикси» к тиражу самообслуживания в магазинах
14:30 Выручка сети «ВинЛаб» за два года увеличилась на 70%
14:05 Только каждый десятый россиянин готов к зарплате в цифровых рублях
13:40 ФАС выдала предупреждение крупнейшему производителю соли в России
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в июне
13:15 Wildberries запустит возможность размещения рекламы в ПВЗ через личный кабинет селлера
12:50 Темпы выхода новых брендов на российский рынок сократились вдвое
12:25 Holy Сorn и VK Музыка: новая коллаборация, посвященная книжному бестселлеру «Ониксовый шторм»!
От хаоса к эффективным логистическим стратегиям: как аутсорсинг ВЭД помогает бизнесу
12:00 «Вкусно – и точка» может выкупить бизнес-центр
11:35 «Магнит Косметик» открывает флагманский бьюти-стор в Москве (ФОТО)
11:10 ЦБ хочет ограничить период использования карт с истекшим сроком
Как гибкое управление помогает снижать текучку и масштабировать бизнес (опыт Dodo Brands)
10:45 Онлайн- и офлайн-розница объединились против скидок на Wildberries и Ozon
10:20 В Яндекс Еде появилась возможность бронирования столика во «Вкусно – и точка»
09:55 «Ростелеком» планирует создать собственный интернет-магазин
Защита персональных данных в 2025: как работать с ПД за пределами России в соответствии с 152-ФЗ
09:30 «Авито Тех» покупает аналитическую платформу Sigma
20:45 Общая сумма платежей за заказы с курьерской доставкой выросла на 13%
20:20 Бывший топ-менеджер ЦУМа возглавила маркетинг в «Авито Работа»
Что скрывают отчёты клининга торговых площадей: 5 простых способов проверить работу на локации (чек-лист)
19:55 Михаил Мишустин поручил ускорить процесс принятия закона о маркетплейсах
19:30 Сбербанк вновь привлек внимание ЦБ на финансовые «дочки» маркетплейсов
10:00 Хранение и возврат заказов в интернет-магазинах косметики в 2025 году
Все новости →

Ритейл хуже всех приспособился к кризису

время публикации: 08:18  07 августа 2017 года
Источник: РБК
Розничная торговля хуже всех приспособилась к замедлению экономики и кризису, показало исследование РБК. Спад не сделал ее менее привлекательной для работников
Сектор розничной торговли наименее адекватно по сравнению с другими отраслями отреагировал на замедление темпов роста российской экономики и последовавший за ним кризис, свидетельствуют расчеты РБК. Хотя именно торговля больше всего пострадала от рецессии, число занятых в ней людей за шесть лет не сократилось и даже выросло. И эта тенденция продолжится, говорят эксперты.

РБК проанализировал, как результаты работы секторов российской экономики соотносятся с численностью занятых в них работников. Мы посмотрели, как отрасли изменились за шесть лет: к концу 2016 года по сравнению с 2011 годом, который был взят за базовый. Именно с начала 2010-х годов темпы роста ВВП начали снижаться, а к 2015 году это замедление превратилось в спад. Секторам экономики пришлось приводить численность работников в соответствие с достигаемыми результатами.

Кризис ударил по реальным доходам россиян — с октября 2014 года они сократились на 19,2%, сообщала Высшая школа экономики. Как следствие, пострадали отрасли, заточенные на потребителей: «прирост» строительства за шесть лет составил -8,7%, розничная торговля сократилось на 2,6%. Впрочем, она упала не так сильно по сравнению с масштабами сокращения доходов. Удержаться торговле помогла «подушка безопасности» и переориентация населения на более дешевую продукцию, говорит представитель Минэкономразвития.

Но если строительство отреагировало на снижение своего результата должным образом (численность сотрудников в этом секторе снизилась на 11,9%), то данные по торговле выглядят куда более странными: несмотря на кризис, число работников в ней выросло на 11,4%. Коэффициент эффективности у розничной торговли оказался самым низким из всех рассмотренных нами отраслей — 0,87 — и единственный ниже единицы (для сравнения, у сельского хозяйства аналогичный показатель составляет 1,4).

Неоднозначная миграция

При этом из наиболее эффективных отраслей — сельского хозяйства и обрабатывающих производств — наблюдается отток работников (он и помогает этим секторам становится более эффективными). Например, в случае с сельским хозяйством росту производительности способствует господдержка, а обработку стимулирует сворачивание экономической активности из-за кризиса, говорит директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Укрупнять производство и оптимизировать сотрудников бизнесу помогают новые технологии, отмечает вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Княгинин.

Таким образом, рабочая сила в России мигрирует из более эффективных отраслей в менее эффективные, создается эффект отрицательной обратной связи, при котором отрасли, заточенные на рост производительности, достигают этого в том числе за счет сокращений работников, а высвобождаемые сотрудники идут в отрасли с более низкой производительностью, усиливая их неэффективность. Именно торговля выступает «основным реципиентом межотраслевого перетока», поясняет руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Расти числу сотрудников в торговле позволяет расширение торговых сетей, которые продолжают привлекать новый персонал, отмечает директор направления корпоративных рейтингов S&P Александр Грязнов. С другой стороны, есть фактор скрытой занятости, который по большей части характерен для розницы и строительства, и любая легализация в этих отраслях ведет к росту официальной численности работников, уточняет директор департамента макроэкономического прогнозирования Внешэкономбанка Олег Засов.

Сложившаяся ситуация говорит о «структурных диспропорциях» в экономике, рассуждает бизнес-омбудсмен Борис Титов, в первую очередь развиваются отрасли с низкой добавленной стоимостью — торговля, финансы и добыча полезных ископаемых. Проблема в дефиците высокопроизводительных рабочих мест, считает он. У ретейла так и остается потенциал «поглощения» работников из других сфер, а занятые в обработке и сельском хозяйстве продолжат вытесняться, подтверждает Княгинин из ЦСР. Тенденция эта сохранится и без кризиса, полагает Засов.