Лента Новостей
Все новости →Ритейл выступает за участие государства в вопросе регулирования эквайринговых комиссий
время публикации: 15:20 09 сентября 2021 года
9 сентября в рамках круглого стола «Интернет-эквайринг: почему в России он дороже, чем в других странах. Ценообразование при использовании различных инструментов оплаты» New Retail Forum эксперты обсудили проблемы эквайринга в России.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов подчеркнул, что эквайринговые ставки международных платежных систем, по которым работают банки, растут ежегодно.«Банковские комиссии ежегодно повышаются, это происходит в разных платежных системах, разных исторических этапах. В этом году в апреле mastercard повысил Interchange – на сумму от 30 до 50%. Буквально сегодня мы узнали о том, что Visa повышает Interchange для супермаркетов, и там достаточно серьезное повышение. Все это безусловно отражается на издержках компаний», - отметил он.
По словам Артёма Соколова, это приведёт к тому, что ритейл будет стремиться каким-то образом компенсировать эти затраты: одни будут вынуждены остановить развитие своих новых проектов, другие – заморозить зарплаты, кто-то зашьет это в цене товара.
Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) отметила, что вопрос эквайринговой комиссии имеет богатую историю, но, к сожалению, так и не сдвинулся с мёртвой точки. По мнению эксперта, эта сфера деятельности должна регулироваться государством аналогично тому, как Банк России регулирует ключевую ставку.
«Сегодня 1% стоимости продукции – это значительные потери и неконкурентсноспосбность продукции, особенно для малого и среднего бизнеса. Как только мы получили электронные каналы продаж, мы обрадовались, что сможем быть конкурентноспособными по сравнению с зарубежным рынком, сейчас эта надежда тает на глазах, - отмечает президент АИДТ.
- Эта сфера деятельности (комиссии за эквайринг) однозначно должна регулироваться государством, как сейчас регулируется центральным банком общая ставка рефинансирования. Сейчас эта цепочка явно разбалансирована. Мы как ассоциация в очередной раз стали заложниками (повышения ставок МПС) – в очередной раз будем писать «челобитную» с просьбой посчитать миллионы и миллионы денег, которые будут мешать добросовестной конкуренции маленького производителя, маленького розничного продавца (на маркетплейсах)».
Идею регулирования эквайринговых комиссий поддерживают и в Wildberries. Мария Живых, заместитель GR-директора маркетплейса отметила, что ставки эквайринга кратно отличаются в России и за рубежом. При этом она отмечает, что финансовая инфраструктура в России ничем не уступает западным, а многих даже превосходит.
«Разницу в ставках в ЕС и в России международные платежные системы обосновывают неразвитостью рынка в России. По нашему глубокому убеждению, это уже давно не так. Наша финансовая инфраструктура не уступает, а в каких-то моментах и превосходит то, что имеют коллеги в Европе и США, поэтому эта разница (в тарифах) уже давно необоснована и неактуальна», - отмечает эксперт.
За рубежом фиксируется максимальный порог эквайринга, покупатель видит основную цену товара и размер комиссии в зависимости от способа оплаты, это позволяет ему выбрать максимально удобный и выгодный способ. На территории России такой механизм «блокируется самими платежными системами».
«Интересный опыт есть у европейцев - в ряде стран ЕС комиссии за эквайринг указывается отдельно от фактической цены товара, и покупатель может самостоятельно выбрать наиболее удобный и выгодный для себя способ платежа – в то время как в России подобная практика запрещена к использованию международными платежными системами, - рассказала она.
- В результате мы получаем неконтролируемый рост тарифов, потому что блокируются рыночные механизмы, потому что покупатель лишен возможности голосовать рублем и выбирать тот способ оплаты, который ему больше нравится. Ложится повышение тарифов, как всегда, на плечи потребителей, растет общий уровень цен, разгоняется инфляция. Кроме того, очень больно это ударяет по продавцам, особенно по малому и среднему бизнесу, для которых онлайн-торговля является самым популярным каналом продаж».
Мария Живых напомнила, что в августе Wildberries снизил цены на товары при оплате с помощью российских платежных систем МИР, Система Быстрых Платежей (СБП) и SberPay.
«Скидка предоставляется за счет Wildberries, для держателей карт международных платежных систем цена остается прежней, без дополнительных комиссий. Эффект был очень быстрый и заметный: буквально за первые 5 дней МИР вышел на 1 место. Общая экономия для наших покупателей составила около 40 млн в день – колоссальная сумма», - подчеркнула Мария Живых.
«Надеемся, что наш пример будет заразителен и другие игроки поддержат эту инициативу, чтобы получить мощный кумулятивный эффект», - отметила представитель крупнейшего онлайн-ритейлера.
Генеральный директор ТВОЕ Мария Чернышова отметила, что за последние два года компания столкнулись с повсеместным ростом расходов на сырье, логистические и иные услуги. Теперь ритейл переживает очередной рост тарифов на эквайринг.
«Мы, как fashion-ритейлер, столкнулись с ростом расходов в 2020 году на сырье, на логистические услуги, и сейчас очередной этап роста на эквайринг. На нас приходится около 70% производства текстильных изделий в России. Мы одно из немногих сохранившихся предприятий, в которых что-то производится на территории страны, - рассказала Мария Чернышова.
- Сейчас мы боремся буквально за каждый процент, за каждые полпроцента. Мы видим колоссальную эластичность спроса, особенно в интернет-торговле. Цена здесь играет особое значение. Каждое изменение цены на 1 процентный пункт влияет на покупателей.
Компания постоянно ведёт переговоры с банками, пытаясь снизить расходы на эквайринг, но пока все они безуспешны. Глава ТВОЕ отметила, что такую же борьбу за снижение ритейлеры вели в Европе и Великобритании и сегодня они имеют низкие тарифы на эквайринговую комиссию.
«И мне кажется, для нас, как российского рынка, важный шаг – прозрачное ценообразование и конкурентноспобный тариф», - резюмировала Мария Чернышова.
Вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Денис Косенков предложил обратить внимание на зарубежный опыт дифференцированного подхода при оплате товаров разными платежными инструментами (например, кредитной или дебетовой картой), а также отметил, что необходимо объединить усилия представителей розничного рынка в вопросе эквайринговых комиссий.
«К сожалению, несколько лет назад ФАС не согласилась, что МПС занимают доминирующую долю в РФ. Visa и Mastercard координируют деятельность финансовых организаций на рынке платежных систем. Сегодняшнее поднятие тарифов от Visa, ранее – от Mastercard – что это, как не координация?, - задается вопросом эксперт.
- Я бы с удовольствием с платежными системами поговорил в суде, увидел документы, которые они не могут довести уже последние лет 10 в госорганы – чтобы показать, откуда произрастают эти регулирования, откуда рождаются эти штрафы (банкам). Тем не менее, если мы видим ситуацию, когда на торгово-сервисное предприятие оказывается давление путем наложения штрафов – то, на мой взгляд, это координация».
Читайте также:
Visa в 2022 году поднимет комиссии за оплату картами в супермаркетах
***
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.
Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.
И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.
New Retail
Читайте также в новостях:
11:10, 21 ноября 2024
15:20, 20 ноября 2024
14:05, 18 ноября 2024
13:10, 15 ноября 2024
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...