Крупнейший производитель ягод Московского региона лишился возможности торговать на Каширском шоссе из-за «зачистки» трассы в аэропорт Домодедово.
Совхоз имени Ленина не смог в этом году начать продажу ягод в палатках вдоль Каширского шоссе из-за чемпионата мира по футболу. Как рассказал РБК директор совхоза, экс-кандидат в президенты России Павел Грудинин, «по заданию ГИБДД» четыре фирменные палатки совхоза были вывезены с Каширского шоссе для «зачистки трассы» в аэропорт Домодедово.
«Никакого предписания (что нужно убрать палатки. — РБК) нам не показали, ночью приехали, подняли четыре палатки в виде земляничек, увезли и переставили их на нашу территорию», — заявил Грудинин.
Инцидент произошел 10 июня на Каширском шоссе в районе деревни Молоково, уточнила РБК начальник отдела реализации Совхоза имени Ленина Олеся Салимджанова. По ее словам, сотрудники ГИБДД потребовали перенести палатки в другое место, чтобы машины, которые останавливаются купить клубнику на Каширском шоссе, не создавали заторов на пути в аэропорт Домодедово. Убрать палатки потребовали на время проведения чемпионата и неделю после него — до 21 июля.
Директор совхоза утверждает, что палатки располагались на совхозной земле и на торговлю в этом месте было разрешение муниципальных властей.
Источник РБК в центральном региональном центре МЧС подтвердил РБК, что по территориальным органам было устное распоряжение о необходимости «навести порядок вдоль обочин автодорог федерального значения». «В частности, речь шла о том, чтобы освободить на время чемпионата аэропортовые дороги от объектов, которые не имеют отношение к дорожной инфраструктуре», — отметил источник. По его словам, вопросы безопасности, связанные с автодорогами, обсуждались на совместных координационных советах, которые проходили как в профильных ведомствах, так и в префектурах городских округов, где присутствовали представители МЧС, ГИБДД, МВД, а также Госадмтехнадзора.
В пресс-службе МВД и Росавтодора (в его ведении находятся федеральные трассы) на запрос РБК не ответили.
Перенос палаток с Каширского шоссе отразится на продажах, отмечает Грудинин. Клубника из совхоза не поставляется в федеральные магазины, а продается через собственные фирменные палатки на рынках, сезонных ярмарках, с лотков у метро или вдоль дорог. На июнь и июль приходится пик продаж — по словам Грудинина, в сезон каждая палатка на Каширском шоссе продавала по 1 т клубники в день. В сезон Совхоз имени Ленина, по словам его директора, собирает 30–40 т в день.
«Теперь мы должны где-то найти новые места, чтобы эти палатки восстановить, а это невозможно сделать, потому что другие чиновники говорят: «Обратитесь к нам тогда-то, через два месяца мы дадим вам ответ», — сетует он.
В случае если торговые палатки были размещены на земле Совхоза имени Ленина и не мешали обзору водителей, двигающихся по федеральной трассе, их размещение являлось законным, отмечает член совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго. Но сотрудники ГИБДД могли поменять свою точку зрения на наличие или отсутствие факторов, повышающих риск наступления ДТП, из-за ухудшения обзора этими конструкциями. Администрация Совхоза имени Ленина в случае несогласия может обратиться в суд, добавил Корчаго.
Продавать клубнику в Подмосковье становится все труднее, признается Грудинин. В этом году, если не будет дождей, града и природных катаклизмов, урожай в совхозе будет на уровне прошлого года — около 1 тыс. т, прогнозирует он. Цена, по его словам, «останется на уровне прошлого года или снизится».
Для Московского региона Совхоз имени Ленина — крупнейший поставщик клубники. На долю совхоза, по данным Национального союза производителей овощей, приходится 20–25% столичного рынка. В 2015 году доминирующее положение совхоза сыграло против него: тогда из-за изменения правил размещения объектов нестационарной торговли компания не могла два месяца получить разрешение на установку лотков у метро. Грудинин тогда жаловался, что из-за отсутствия рынка сбыта часть урожая сгнила, и в итоге добился уступок.