0/5

Как искать людей и управлять командой, если стабильность так и не наступает

Как искать людей и управлять командой, если стабильность так и не наступает
время публикации: 10:00  30 октября 2023 года
Рисунок: macrovector by Freepic
Кадровый рынок штормит: люди уезжают из страны, чаще выгорают из-за стресса, да еще и компании вынуждены менять стратегии развития, потому что нужно приспосабливаться к новым условиям. Ситуация тотальной нестабильности, кажется, надолго стала нормой. Как в таких условиях искать персонал и работать с командой?
Как искать людей и управлять командой, если стабильность так и не наступаетРассказывает основатель кондитерской фабрики «Томер» Андрей Латышев. 

В этом году российские компании столкнулись с самым масштабным с 1998 года дефицитом кадров – соответствующий мониторинг предприятий, в котором приняли участие более 14 тысяч компаний со всей страны, провел Центральный банк России. 

В кондитерском бизнесе нехватка профессиональных кадров была большой проблемой всегда. Хороший технолог и раньше был на вес золота. Да и линейного персонала нужно искать: «синие воротнички» легко меняют работодателя, если видят на рынке предложение чуть лучше имеющегося. В ситуации нестабильности работа с кадрами похожа на популярный статус в соцсетях: «Сложно найти, легко потерять». И с этим нужно считаться.


Чем проще - тем лучше


Линейный персонал - основа производства. Кто-то должен работать руками и делать это постоянно, сохраняя стабильное качество. Поэтому поиск должен вестись всегда.

Сейчас для найма «синих воротничков» хорошо работают простые методы.

 Авито Работа: количество вакансий с гибридным графиком увеличилось в 2,4 раза
Авито Работа: количество вакансий с гибридным графиком увеличилось в 2,4 раза
Например, для поиска линейного персонала хорошо работает принцип «Приведи друга». Порекомендовал хорошего специалиста – получи денежный бонус. 

Полезно отслеживать ситуацию на производствах и у крупных работодателей в регионе. Допустим, закрылась в вашем районе фабрика условной IKEA. Ее бывшие работники с удовольствием пойдут на другое производство, если это позволяет их компетенция.

Вместо объявлений на работных порталах (хотя и этот инструмент тоже есть) - расклейка объявлений на автобусных остановках. Персонал нижнего звена часто ищет работу рядом с домом, для них транспортный фактор крайне важен.


Ради интереса


Более квалифицированный персонал нужно привлекать, стимулируя интерес к профессии. Стоит отметить, что кондитерской отрасли пригодилась бы репутационная и информационная поддержка на государственном уровне. Рынок достаточно большой – к примеру, за прошлый год основные игроки (92 компании) в общей сложности заработали почти 800 млрд рублей. А престижа кадров нет.  Нам необходима социальная реклама – чтобы профессия кондитера была модной и престижной. К слову, у кондитеров-технологов сейчас очень неплохие заработки. 

В поисках молодых специалистов можно сотрудничать с институтами по всей стране, проводить для них конференции, отбирать потом лучших и приглашать на работу. 

Как приводить сотрудников

Средних специалистов и узких профессионалов чаще всего приходится хантить. И здесь важно не только предложить конкурентную зарплату - сейчас не самые простые времена для ее повышения: девальвация рубля, резкое повышение цен на сырье, за которое к тому же надо платить сразу, без отсрочки платежей - но и комфорт на всех уровнях. От бытового до психологического.

Как искать людей и управлять командой, если стабильность так и не наступает
Фото: Freepic


Всем оставаться на своих местах


Если зарплату не индексировать, люди уйдут, поэтому приходится выкручиваться и выделять на это средства. Не будет команды – не будет производства.  Но есть и другие способы сохранить команду.

Во-первых, в ситуации нестабильности бизнесу имеет смысл вложиться в специалистов, которые будут людей стабилизировать. Мы расширяем штат HR-специалистов – они, с одной стороны, предупреждают руководство о том, что коллективу что-то надо, что люди чем-то недовольны и, возможно, планируют уходить. С другой – улучшают климат внутри коллектива. Очень эффективная мера – нанять в компанию штатного психолога, чтобы он общался с людьми и решал их психологические проблемы. 

Как сплотить команду

Во-вторых, по мере возможности, нужно облегчить людям финансовую ситуацию. Да, поднимать постоянно зарплату никакой бизнес не сможет. Но мы предоставляем льготное кредитование для сотрудников, материальную помощь в случае непредвиденных ситуаций.  Линейный персонал мы возим на работу на автобусах, тем, кто задержался сверхурочно, предоставляем такси. Все вместе это дает определенный уровень комфорта, который становится для бизнеса конкурентным преимуществом на кадровом рынке.

В-третьих, людям важны впечатления. Персонал среднего и высшего звена возим на семинары, конференции и выставки. Иногда можно даже отправить сотрудников на мероприятие, которое изначально не представляет бизнес-интереса для компании. Зато для сотрудников это будет небольшой отпуск. Это оценят. 

Для всех сотрудников, независимо от позиции в компании мы и сейчас проводим корпоративные мероприятия. В ситуации нестабильности важно сделать две вещи: показать, что у бизнеса все хорошо, и что мы по-прежнему надежный работодатель. И объединить людей: в стрессе чувство оторванности от коллектива растит тревожность, а она, в свою очередь, способствует непродуманным решениям, в том числе об увольнении.

В-четвертых, людям важен бытовой комфорт. Поэтому сейчас самое время инвестировать в оборудование офиса. Мы еще и тренажеры покупаем: это и физическая разрядка, и здоровье сотрудников, и повышение настроения, ведь регулярные занятия спортом способствуют выработке гормонов удовольствия. Кстати, этот лайфхак хорошо себя зарекомендовал еще в период пандемии, когда компании стали оплачивать для своих сотрудников онлайн тренировки.


Удаленка плюс живое общение


После пандемии многие остались работать в режиме удаленки. Как ни странно, для управления компанией такой формат работы оказался даже более эффективным. Во-первых, проще собрать всех сотрудников на большое совещание в зуме, чем очно: кто-то может быть в командировке, кто-то работает в другом городе, кто-то в отъезде. 

Во-вторых, удаленный формат – а к нему мои сотрудники давно привыкли, поскольку я все время в командировках, – оказался более эффективный лично для меня. Когда ты на производстве, можно пропустить какие-то письма, не провести срочное совещание, то есть, частично, выпадаешь из процесса. 

Но при этом поддерживать личное общение с сотрудниками необходимо и обязательно. Люди должны понимать, что руководитель – не какой-то виртуальный персонаж по ту сторону монитора, а реальный живой человек. Иногда надо кого-то поддержать, кого-то отругать, кому-то дать совет, с кем-то просто обсудить производственные вопросы. 




Читайте также: Как в три раза сократить время на управление временным персоналом в торговых сетях: ключевые шаги для руководителей филиалов




Не разовая помощь, а стратегия


В эти непростые времена в некоторых областях, например, в IT-сфере, сотрудников компаний активно поддерживает государство. Льготная ипотека, например, и другие бонусы. Для бизнеса в целом лучшая поддержка – снижение налогов. Хотя, например, кондитерам сейчас важнее даже не разовая финансовая помощь, а стратегическая программа развития отрасли. Нужно воспитывать профессиональных технологов. Поддерживать институты и университеты, обеспечивать студентов достойной стипендией.

Мы, например, можем отправить представителей нашей фабрики в университет, чтобы они провели дегустацию, мастер-класс. Или, наоборот, пригласить студентов к себе на производство. Но порой это не так просто сделать. Поэтому хотелось, чтобы инициатива шла от государства. 

Андрей Латышев,
основатель кондитерской фабрики «Томер». 

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит